Порты Ближнего Востока. Год вроде 1992
Иногда заходил и сам со словами:"Что,сволочи,водку жрете?" В ответ ему наливалась рюмка,от которой он не отказывался. Хороший спец и человек, достаточно быстро поднявшийся до капитана и заслуживший достойное уважение людей, работавших с ним. Олег, если читаешь, не ругай за подробности.
Любая новость на судне вызывает самое живое обсуждение в команде, поскольку новостей на судне мало. Браться им просто неоткуда.
Новостями, как правило, фейковыми, как сейчас принято говорить, очень часто являются новости, поступившие от «кекс-команды» или «поварешек». Так называют работников камбуза, шеф-повара и «камбузатора» или камбузного работника.
Поскольку старпом отвечает за продукты, расход их и качество приготовления пищи, новости эти приписывают ему и многие считают достоверными. Старпому достаточно произнести предположение, что возможно, изменят рейсовое задание, как эта фраза уйдет в народ уже утверждением «мы зайдем в…..». Причем, предполагаемый порт захода, будет зависеть от желания утверждающего.
Но тут новость принес второй, он же грузовой, помощник капитана. Значит достоверность почти 99%.
«Радостную весть принес ты нам, Олег»-произнес мой друг старший моторист Игорь. И тут же погрузился в молчаливые размышления и расчеты примерных цен на товары в этих портах. А также, в какую цену, и какой товар можно будет слить "за дорого" в Отчизне.
Оставшиеся перед заходом дни команда обсуждала предстоящую «отоварку». Звонившие домой, пробивали у жен ценники на «видево» и «слышево»(ауди) аппаратуру. Волновал вопрос, выдаст ли капитан валюту по день захода или будет выдан еще и некоторый аванс. Как изменятся цены на товар на день нашего возвращения, что и в какой коэффициент окупится. От таких размышлений у команды, привыкшей к однообразным судовым будням, плавились мозги. А тут еще кто-то и вариант покупки дешевого местного золота подкинул. Нервно курили парни, обсуждая все это за чаем в свободное время. Расходились далеко за полночь и долго ворочались засыпая. Жизнь сбилась с установившегося ритма, заходов в порты эти ни у кого не было, поэтому информацией не владел никто.
Наконец долгожданный заход в порт, буксиры, швартовка, портовые власти. И горькое разочарование всех. Из-за того, что капитан не поинтересовался местными правилами сроков подачи заявки на выход экипажа на берег, это выход команде запрещен. А за срок стоянки разрешение оформить будет невозможно…
«Абу Даби, пролетели…»-тихо сквозь зубы процедил-пропел боцман. Ну, то что произносила команда в адрес старого польского еврея капитана, приводить не буду. Осталась у команды одна надежда-порт Доха.
Общее настроение в экипаже здорово встревожило капитана, всегда державшего руку на пульсе настроений в команде. Заранее были сделаны запросы о правилах выхода экипажей в Катаре, приближенные лица, в лице судового врача и начрации, донесли команде, что все будет «тип-топ».
Долгожданный заход в порт. В первую волну получивших увольнение, я не попадаю, как и большинство машинеров. Что-то мы делали жизненно-необходимое по обслуживанию Главного двигателя. Опасаясь, что вообще не попаду в город, даю деньги на покупку видеокамеры начальнику рации, которую тот и привозит мне к вечеру.
Однако мы успеваем закончить работы, и я уезжаю в город второй волной. Поднажав, машкоманда запахивает не считаясь со временем, и мы заканчиваем работы уже поздней ночью. В город рвутся все.
Запомнилось, что едем в авто с открытыми окнами. Обжигающий поток обдувает и сушит лица. На просьбу включить кондиционер, водитель отрицательно качает головой, или не понимает или не работает. С английским у сидящих в машине не айс, как говорится.
Наконец въезжаем в город и останавливаемся у первого светофора. Водила поднимает стекла и включает кондиционер. Сука, бензин экономил, шипит старший моторист Игорь. Рожу бы ему намылить, чурке не русской, добавляет второй моторист.
Высаживаемся где-то в центре, водила показывает время, когда будет ждать нас, чтобы отвезти назад. Сверяем часы и отправляемся смотреть «колониальные товары». Игорь тоже заказывал что-то заранее, мы уже отоварены и бродим просто, чтобы с толком потратить оставшуюся валюту. На тот момент у меня бородка и усы, я коротко подстрижен. Бриться в тропиках, чередуя вахты «четыре-через-восемь», занятие не благодарное. У меня начиналось раздражение от пота, кожа не успевает отдохнуть за восемь часов между вахтами. Цепочку с крестом я снял заранее, чтобы не возбуждать местное население. Хрен знает этих муслимов, как они отреагируют.
Заходим в очередной магазинчик, мое внимание привлекают брюки-слаксы. Щупаю товар, ткань плотная и тонкая, это то, что надо. Цена тоже устраивает,15 баксов за штуку. Иду в примерочную, все подходит, длина в самый раз. Ноги у меня длинные, поэтому проблемы с выбором. В талии-норм, а длина по щиколотки. Откладываю пару –серого и цвета хаки, сказывается машинерская привычка. Более светлые-более маркие. Игорь тоже подбирает брюки себе. Заканчиваем примерку и готовим гроши. Продавец берет с меня 24 бакса, а с Игоря по полной-тридцак. Моторист начинает возмущаться, почему так. Продавец кивает на меня и улыбается, я черняв и смахиваю на местных своей бородой и усами. Игорь же рыжеват и на местных не похож ни разу. «Не, ну почему тебе скидка, а мне –хрен?» -продолжает возмущаться мой друг. «Рожа у тебя рязанская потому что!»-смеясь объясняю ему я. Наконец до него доходит, но он продолжает недовольно ворчать: « И тут второй мех меня надинамил».
Спустя несколько лет, работая у греков,снова попадаю в эти страны. Я опять с короткой бородкой и усами, только легкая седина ударила по вискам. Годы-гады.
Звонит дед и просит встретить у лифта власти, хотят проверить опломбирование отливных клапанов осушительной и льяльной системы. Настроение у меня хорошее и я встречаю проверяющего шутливым возгласом : «Аллах Акбар!». Тот улыбается в ответ и мы начинаем осмотр систем.
Часть клапанов систем находится под плитами, настилом машинного отделения, и обозначены латунными шильдами. Проверяющий просит поднять очередной лючок, я наклоняюсь, чтобы открыть и в этот момент, из-за ворота рабочего комбинезона, у меня вываливается массивная цепочка с серебряным крестом. Проверяющий меняется в лице, и мы заканчиваем проверку в молчании. Я провожаю его до лифта наверх, он громко хлопает дверями и поднимается на палубу к Деду, чтобы завершить оформление бумаг.
Проходит около получаса и раздается звонок телефона в центральном пульте управления. Беру трубку и слышу, как на другом конце ревет Дед. « Саша! Да ты заколебал со своими шуточками! Чем ты его допек??? Он тут блажил, что тебя вообще с борта снимать надо и «фокке-вульфом» из страны высылать!!!». Объясняюсь и каюсь. Обещаю, что цепочку с крестиком в каюте в спальне повешу. Дед успокаивается и уже спокойнее говорит, что «шли бы они со своими законами в пень». Но снова взрывается и долбает меня за мои «шуточки» в целом.
А как же без шуток прожить шесть месяцев в суровой морской обстановке?
Свидетельство о публикации №224020400252