План Барбаросса

Автор этой заметки Матвей Воронов, неизвестный мне блогер. Но его высказывания на историческую тему, владение материалом и цифрами собранных для нападения на СССР совпадают с мнением известных в России экспертов и историков -Алексея Исаева и Егора Яковлева, услышанных мной в беседах с ними в ютубе.  Поэтому я предоставляю их моим читателям, которые интересуются историей Второй мировой войны.
***
Буквально через несколько дней после прихода нацистов к власти, 3 февраля 1933 года, Гитлер, выступая перед генералитетом, сказал: «Как следует использовать политическое могущество, когда мы приобретем его? Сейчас еще нельзя сказать. Возможно, завоевание новых рынков сбыта, возможно, и даже лучше захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация».

Спустя семь лет это заявление было воплощено в плане, получившем обозначение «Барбаросса» (по прозвищу рыжебородого германского императора Фридриха I, правившего во второй половине XII века), к которому нацисты приступили уже в июле 1940 года, не дожидаясь окончания операции «Морской лев», предусматривавшей разгром Англии.

Основные положения плана «Барбаросса» Гитлер сформулировал в своей речи перед руководством рейха 31 июля 1940 года. Их приводит в своем дневнике начальник генштаба сухопутных войск, генерал-полковник Франц Гальдер: «Надежда Англии Россия и Америка. Если рухнут надежды на Россию, Америка также отпадет от Англии, так как разгром России будет иметь невероятное усиление Японии в Восточной Азии. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия.

Вывод: Россия должна быть ликвидирована. Начало военной кампании май 1941 года. Продолжительность операции пять месяцев. Цель уничтожение жизненной силы России.
Операция распадается на два удара: 1-й удар на Киев, Одессу. 2-й удар через прибалтийские государства на Москву; в дальнейшем двухсторонний удар с севера и с юга, как частная операция захват района Баку».

В декабре 1940 года эти общие положения стали совершенно четкими, они были увязаны с названиями советских городов и точными датами их взятия:
1-я фаза наступления: в первую неделю уничтожить основные силы Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина.
- На восьмые сутки выйти на рубеж Каунас, Литва; Барановичи, Белоруссия; Львов, Могилев-Подольский, Западная Украина;
- на двадцатые сутки на рубеж Днепр (южнее Киева), Мозырь, Рогачев, Орша, Витебск, Белоруссия, Великие Луки, южнее Пскова, Россия, южнее Пярну, Эстония;
- двадцать суток на отдых, перегруппировку, подвоз военного и прочего снаряжения;

2-я фаза наступления: на сороковые сутки движение на Москву, Ленинград, в Донбасс и их захват.
Москва шла отдельным пунктом: «Захват этого города означает как в политическом, так и в экономическом отношениях решающий успех, не говоря уже о том, что русские лишатся важнейшего железнодорожного узла».

Через пять месяцев «молниеносной войны» вермахт должен был выйти на рубеж: Архангельск река Волга Астрахань. Схема приведена на заставке.
Со стороны «стран Оси» в осуществлении плана «Барбаросса» (июнь декабрь 1941 г.) должны были участвовать помимо Германии Италия, Венгрия, Финляндия, Румыния, Словакия.

В этой директиве (№ 21), подписанной Гитлером 18 декабря, была названа дата нападения 15 мая 1941-го. Помешала Балканская кампания весны 1941 года: продолжавшие сопротивление при поддержке англичан греки и югославы. На Балканы пришлось перебросить определенный контингент войск, включая танковые дивизии, предназначавшиеся для нападения на Советский Союз.

Подготовка
Новая дата: 22 июня 1941 года начало Великой Отечественной войны на века стала кровавой в истории народов Советского Союза.

Германия и ее союзники сосредоточили на советско-германской границе невиданную в истории войн всех времен и народов группировку войск:
- около 5 миллионов человек,
- свыше 4600 танков,
- около 4900 самолетов,
- 50,5 тысячи орудий и минометов,
- 600 тысяч автомашин.
- Около 100 военных кораблей ВМФ Германии находились в Балтийском море.

Им противостояли
- войска Красной Армии приграничных округов численностью в 3,36 миллиона человек, на вооружении которых было
- около 14 тысяч танков (из них только около 1500 новейших типов: КВ и Т-34),
- 9400 самолетов (из них около 1500 машин новейших типов и 1640 неисправных)
- 52 700 орудий и минометов.

Эти цифры свидетельствуют о том, что вооруженные силы Германии превосходили по численности войска Красной Армии, что касается перевеса в танках и авиации, то он компенсировался устарелостью советской бронетехники и боевых самолетов.

Первые дни войны показали: броню советских танков старых моделей пробивают пушки практически всех калибров немецкой артиллерии; советские самолеты уступают по своим летным и боевым характеристикам немецким (скорости полета советских истребителей старых моделей, например И-15, были ниже, чем даже у бомбардировщиков люфтваффе, обшивка советских самолетов выполнялась из фанеры, подверженной сырости и разбуханию, что снижало их маневренность, скорость и радиус действия, у немцев из алюминиевых сплавов.

У истребителей И-15 вначале не было пушечного вооружения, только два пулемета. У немецкого истребителя Ме-109, их основного противника в воздушных боях, имелись две пушки и два пулемета. Немецкая пехота была вооружена автоматами, в то время как красноармейцы имели на вооружении знаменитую «трехлинейку Мосина» образца 1891 года, с которой сражались их деды и отцы в Русско-Японскую и Первую мировую войны. Автоматами в Красной Армии было вооружено чуть более 1% солдат.
Вермахт, его офицерский корпус получил хороший опыт ведения современных военных действий в польскую, французскую и балканскую кампании.

Красная Армия в результате политических чисток и репрессий в конце двадцатых начале тридцатых, и в особенности во второй половине тридцатых годов потеряла большую часть высшего командного состава (из 767 генералов было расстреляно 503, включая двух из пяти маршалов), в том числе
- 58 командиров корпусов (из 62),
- 153 командира дивизий (из 201)
- 247 командиров бригад (из 474).
Они были обвинены по сфабрикованным документам в «военно-фашистском заговоре и шпионаже в пользу Германии и Японии».

Узнав об этом, Гитлер, по свидетельству Йозефа Геббельса, «хохотал от удовольствия». Уничтожение командного состава советской армии стало еще одним из его доводов в пользу немедленного нападения на Советский Союз. Отвечая на совещании в начале 1941 года на возражения некоторых генералов, предлагавших повременить с нападением на Россию, он ответил: «80% командных кадров Красной Армии уничтожено, Красная Армия обезглавлена, ослаблена как никогда, это главный фактор моего решения, нужно воевать, пока кадры не выросли вновь»

Война уже стучалась в двери Страны Советов, а репрессии против видных советских военачальников, руководителей оборонных ведомств продолжались.
Буквально перед началом военных действий, в мае июне 1941 года, были арестованы:
- начальник Военно-воздушных сил, генерал, Герой Советского Союза П.В. Рычагов,
- начальник Управления противовоздушной обороны, генерал, Герой Советского Союза Г.М. Штерн,
- бывший начальник генштаба К.А. Мерецков,
- помощник начальника генштаба по авиации, генерал, дважды Герой Советского Союза Я.В. Смушкевич,
- нарком по вооружению Б.Л. Ванников,
- конструктор артиллерийского вооружения Я.Г. Таубин,
- еще ряд генералов, сотрудников оборонных научно-исследовательских институтов

В октябре 1941 года, когда немецкие войска прорвались уже к окраинам Москвы, они были (за немногим исключением (Ванников, Мерецков) расстреляны по приказу наркома внутренних дел, генерального комиссара госбезопасности Л. Берии: «Следствие прекратить, суду не предавать, расстрелять немедленно».

Огромные потери в ходе предвоенных репрессий понесла советская военная разведка. Были арестованы и расстреляны руководители Главного разведывательного управления Красной Армии Я.К. Берзин, С.П. Урицкий, генерал, Герой Советского Союза И.И. Проскуров, другие ведущие сотрудники ГРУ, разведчики-резиденты в Германии и других странах Европы.

Советская зарубежная агентура неоднократно информировала руководство Советского Союза о намерениях Гитлера напасть на Советский Союз еще на стадии разработки плана «Барбаросса», а позднее о точной дате начала войны в мае июне 1941 года.

О близости нападения Германии на Советский Союз советское руководство в конце апреля 1941 года информировал У. Черчилль: «Я получил от заслуживающего доверия агента достоверную информацию, что немцы, после того, как они решили, что Югославия находится в их сетях, т.е. 20 марта, начали переброску в южную часть Польши трех бронетанковых дивизий из пяти находящихся в Румынии Ваше превосходительство легко оценит значение этих фактов».
Считается,  что Сталин счел это сообщение «натравливанием нас (СССР и Германии) друг на друга».

Советское руководство и всесильного руководителя страны Иосифа Сталина вводила в заблуждение умело организованная кампания дезинформации, развернутая нацистами. В немецкой и западной печати появлялись лживые сообщения о намерениях Гитлера перебросить через Россию собранные на границе с СССР войска для нападения на британские владения в Азии, в больших количествах размножались крупномасштабные военные карты графств (областей) Англии и т.д. Практически до последних дней и даже часов Сталиным не были приняты необходимые меры для приведения войск приграничных военных округов в боевую готовность.

Советские граждане, как водится, привыкли верить печатному слову, сообщениям средств массовой информации. Резко отрицательную, можно сказать, «демобилизующую», дезориентирующую роль в настрое военных, всего населения страны сыграла публикация в «Правде», «Известиях» 14 июня 1941 года сообщения Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), официального информационного органа страны: «По данным СССР, Германия так же неуклонно выполняет условия Советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать Пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы, а происходящая в последнее время переброска германских войск, освободившихся на Балканах, в восточные и северо-восточные районы Германии, связана с другими мотивами».

Возможно, советское руководство ожидало реакции Гитлера в связи с этим заявлением. Фюрер оставил его без ответа.

***

Вот такая заметка Матвея Воронова. Со многими его утверждениями можно согласиться, но вот с некоторыми я хочу поспорить. В первую очередь с тем, что Сталин не верил разведчикам и не допускал нападения Германии на СССР.  Сталин читал книгу Гитлера Майн Кампф» и прекрасно знал о желании фюрера получить жизненное пространство на востоке за счет СССР в первую очередь. И к войне готовились. О ней говорил Сталин и перед выпускниками военных академий в мае 1941 года (моя заметка на эту тему - http://proza.ru/2024/02/03/498 ).

Заявление ТАСС от 13 июня 1941 года (это в газетах оно было опубликовано 14 июня) предназначалось в первую очередь для правительства США.  В нем Сталин подтверждал свою миролюбивую политику. Почему, спросите? Да просто в США был принят закон, что оказание военной помощи можно оказывать только стране, подвергшейся агрессии.  Я уже приводил цифры, что военный потенциал в 1941 году составлял: США – 41,7% от мирового, Германия – 14,4%, СССР – 14,1%, Великобритания – 10,2%, Франция – 4,2%, Италия – 2,5%, Япония – 2,5%, остальной мир – 10%. Объявление мобилизации в СССР в это время могло быть расценено как подготовка к агрессии, и тогда американцы стали был помогать Гитлеру. А этого Сталин не мог допустить. Хотя была начата скрытая мобилизация под видом летних учений, и дивизии пополнялись по штатам военного времени.

И теперь о расстреле арестованных военачальников в первые месяцы войны.  Их могли расстрелять только по приговору суда, а не по приказу Берии. Это фальшивка, которая ходит со времен горбачевской «перестройки», которую состряпали по указанию Александра Яковлева. Вот моя заметка на эту тему (http://proza.ru/2024/01/27/355).


Рецензии
Спасибо! Интересно!

Наталия Кобилева 2   05.02.2024 16:27     Заявить о нарушении