Перед показом Слово пацана по ТВ

Рецензия на сериал «Слово пацана»:

Давно известно, что в качественном российском произведении важно наличие страданий. Чем больше этого ингредиента в каждом причастном к произведению человеке — тем лучше. Ничто не погружает в пучину тоскливой рефлексии лучше грязного снега, безжалостных издевательств, гнетущей несправедливости и прочих атрибутов русской действительности. Именно благодаря этому набору в своё время прославился не менее легендарный и не менее обсуждаемый в обществе сериал «Школа» Валерии Гай Германики. И до выхода «Слова пацана» именно «Школа» была последним сериалом, о котором вся страна говорила во всех разрезах, обсуждая вопрос суровой правды на федеральном канале. Компромисс нашли, сериал завершили, все успокоились, история улеглась. С тех пор прошло больше десяти лет, а страна продолжает обсуждать всё те же атрибуты: теневую сторону взросления, подростковые издевательства, полюбившееся русскому зрителю беззаконие.

Наследник «Бригады»? Или предшественник, если судить по хронологии событий представленных сериалов? Или пока воздержимся от всяческих сравнений, учитывая разные уровни криминальных драм? «Бригада» была для своего жанра утопией, в которой умудрились красиво показать действительность, минимизируя количество сцен с существовавшей тогда жестокостью. И при этом осадок, во многом благодаря последним сериям, остался неприятным. В «Слове пацана» же этого осадка добиваются ежеминутно, сразу вываливая зрителю весь арсенал мерзости и тлетворности, не желая ретушировать или скрывать, например, поведенческий гнойник. А почему же тогда сериал Жоры Крыжовникова не кажется самобытным? Потому что всасывает в себя приёмы и ходы успешных первооткрывателей: два брата в плохой тусовке — «Американская история X», убийство в кафе — «Крёстный отец», песня в банкетном зале — «Бригада», судьба Вовы Суворова — «Бумер», серая и омерзительная зима — «Школа». Хотя это не вина сериала, ведь с каждым годом из-за отсутствия новых сюжетных ходов угодить зрителю всё сложнее, однако «Слово пацана» для достижений собственной драматургии просто паразитирует на проверенных мэтрами приёмах.

Может показаться, что я критикую сериал и готов разнести его в пух и прах, однако нет — он приемлем, по праву занимает свою нишу. Вопросы есть по актёрской игре и вытекающему из этого следующим пунктом достоверности и логичности показанных событий. Жанр, как говорится, мой и «Слово пацана» мне есть с чем сравнивать. Посему давайте начнём разбор, но с возвышенного и позитивного.

Главным светлым пятном сериала однозначно является Рузиль Минекаев. На его примере мы убеждаемся, что Валерия Гай Германика поступила правильно, когда в своё время на роли девятиклассников взяла здоровых лбов, потому что юные актёры без опыта в большинстве случаев не в состоянии качественно показать своих же сверстников. Рузиль, которому в действительности 24 года, отлично отыгрывает четырнадцатилетнего мальчишку, благо и внешность позволяет принять его за несовершеннолетнего. Стопроцентное попадание, учитывая ещё и превосходно показанный Рузилем психологический портрет дворового пацанёнка: желание влиться в стаю, раздутое и несоответствующее представление о собственной личности, юношеский максимализм, изворотливость, безответственность, преданность мнимым идеалам и по итогу концентрация на своих целях и желаниях. Линия персонажа прописана от и до, при этом видно развитие героя, с вполне понятными мотивами и внутренней борьбой. В конечном счёте Рузиль качественно передал зрителю и страдания по привычным ему установкам, которые он впитал с молоком. Однако жаль, что сцену в бане решено было не включать в официальный восьмой эпизод — она всё говорит о тоске Марата по вырожденческому образу жизни, с которым он расставаться не хотел, даже во имя светлого будущего.

А вот Леон Кемстач нивелирует все старания Рузиля, волоча сериал вниз, и здесь мы уже переходим к половнику дёгтя в бочке мёда. Ну не дано ребёнку показывать на камеру спектр эмоций своего персонажа! Вся игра Кемстача это поход из точки А в точку Б с прямой спиной и каменным лицом. Он неестественный и неживой, хотя подростки в этом возрасте как раз эмоциональны, горят сердцем, открывают мир и открываются миру в ответ. Кемстач же на экране показывает депрессивное расстройство, которое он иметь не может и не должен. В качестве примера вызывающая стыд сцена в кино, где Андрей молчит и смотрит в одну точку, пока девушка пытается его разговорить. Стеснение можно показать не только позорным молчанием, но и, например, мимикой. Усугубляет положение и дырявая линия персонажа, у которого по неизвестной причине очень стремительное «перерождение», хотя лично у меня больший интерес вызывает пустой и стерильный фундамент героя. Почему до вступления в группировку у Андрея не было друзей во дворе или хотя бы в школе? Если с улицей ещё можно подогнать ответ под вопрос, то как объяснить неимение друзей в школе при отсутствии проблем с коммуникацией? Сразу оговорюсь, что Искандера за друга мы считать не будем, потому что указанный мальчик был простым товарищем по несчастью, однако и его стремительная трансформация в грозного хулигана курам на смех. Возвращаемся к последнему вопросу и подчёркиваем, что персонаж Кемстача социализирован, раз не боится, например, говорить с представителем группировки, как это было в автобусе. Даже в начале сериала это не типаж забитого ботаника, покинутого сверстниками, который мочился бы в штаны от любой перспективы встретиться с криминальным элементом. Но в итоге у бесчувственного робота до вступления в группировку нет друзей и даже объекта любви, что ещё больше усугубляет сюжет на фоне проходной игры Леона. Из-за вышеописанных причин плох в кадре и Никита Манец, который на экране появляется редко, но со своим персонажем играет немаловажную роль в сериале. Зато живее всех живых в кадре выглядит Варвара Куприна, игравшая младшую сестру главного героя. Во всём сериале женская половина актёрского состава вообще очень гармонично и нежно контрастирует с мужской — нет ни одной досаждающей женской роли.

Через первую глобальную проблему сериала мы плавно попадаем во вторую — история персонажа Ивана Янковского, которая самому Янковскому не подходит. На роль Вовы Суворова стоило брать другого актёра либо же менять легенду под типаж Янковского. По сюжету старший брат Марата возвращается из Афганистана, из-за чего сам по себе он должен выглядеть закалённым и прожжённым парнем, но на деле перед зрителем предстаёт слишком худой для прошедшего горячую точку человек. В Афганистане Суворов стопроцентно должен был обрасти мышцами и сформироваться в фактурного мужчину. К тому же в группировках культ силы имел первостепенную важность, что ставит ребром вопрос о его лидерских замашках. Мало того, что Янковский не способен запугать своим внешним видом, что вроде как должно подразумеваться, так его персонаж за весь сериал ещё и огребал везде, куда осмеливался приходить со своей сворой: боксёрский ринг, чужие территории, переговоры. По лицу он получал храбро и достойно, но для лидера группировки этого всё же мало. Мешает его считать цельным героем не только физическая несостоятельность, но ещё и тупость с непоследовательностью. Иначе как объяснить желание старшего Суворова после Афганистана вернуться в родные пенаты и стать «физруком» для детсадовцев? В голове не укладывается, что после войны человек захочет обучать школьников в песочнице каким-то уличным понятиям! В действительности такой персонаж сидел бы с девочками в своём подпольном спортивном зале и пил водку, что благополучно и делали в сериале другие одногодки старшего Суворова. Однако в перерыве между своими подростковыми разборками он считает нужным плевать в потолок и грезить великими делами. И всё вышеописанное при условии, что отец мог устроить его на вполне законную работу. А коли по блату не хочешь, так перед ветераном боевых действий в столь непростое время существовало немало перспективных путей: милиция, охрана, пожарная служба. Более того, наш герой и незаконно зарабатывать тоже не хочет, ведь от каждой своей задумки быстро отступает, руководствуясь «чем-то не тем». И вот этот вот тупой лентяй прошёл горячую точку? Наглядную бестолковость старший Суворов демонстрирует, когда снимает с брата забугорную кепку, гордо нося при этом не слишком патриотичное прозвище. Вот и выходит, что весь сериал «Слово пацана» лидер поступает так, как настоящий лидер поступать бы не стал. На лицо серьёзное противоречие в персонаже и логичности его поступков. Камень в огород можно кинуть и сценаристам, придумавшим Янковскому два провальных финала. Черновую версию обсуждать не будем — на то она и черновая, хоть и бредовая. Но если весь сериал Суворов ошивался по улицам и домой особо не торопился, то с чего его вдруг переклинивает взыгравшая честь встретиться с отцом, особенно когда по всему городу красуются его ориентировки? В действительности настоящие лидеры группировок как раз таки всегда скрывались при первом удобном случае, стараясь не напоминать о себе в дальнейшем. Ну и опять же — очень дёшево в концовке выглядела эта беготня от милиции с попыткой показать набросок боевика.

Достоверность сомнительна не только в случае с Янковским. Собирается, значит, молодёжь на дискотеке потанцевать, и внезапно все женские особи из числа отдыхающих начинают травлю изнасилованной девочки, с которой пять минут назад общались на равных. Менее чем за полчаса абсолютно все собравшиеся передали друг другу информацию о несчастном происшествии. Далее всё от той же женской части присутствующих начинается какая-то демонстративная брезгливость к жертве: отказываются пить из одной бутылки, выливают перед ней на пол напитки, настоятельно просят покинуть заведение. А с какой стати девочки стали себя так вести? Это что за приверженность мужским уличным понятиям? Когда они успели впитать философию дворовой шпаны? Я просто напомню, что все эти девочки просто пришли потанцевать. Они могли иметь отношения с участниками разных банд, а могли не иметь их вовсе, но почему-то показательную травлю устраивают так, словно прошли обряд посвящения в группировку. Такая модель поведения и отношение присущи мужчинам, но не женщинам. В сериале «Слово пацана» дружба — в принципе понятие эфемерное. Или нам просто пытаются показать, что дружбы не существует?


Рецензии