О крепостных в СССР

                Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою
                память знанием всех тех богатств, которые выработало
                человечество.
                (В. И.Ленин. Речь на III Всероссийском съезде
                Российского Коммунистического Союза Молодежи
                2 октября 1920 года)

Иван Наумов написал рецензию к моей статье  "Не дадим повторить 1917-й год!". Под рецензией разгорелся ожесточённый спор и вдруг рецензия вместе со всеми замечаниями исчезла.  Не буду гадать кто её удалил, но Любовь Ржаная призналась, что она обратилась к модераторам, чтобы удалили замечания, которые она считает для себя оскорбительными.

 Она в замечании к рецензии  Галины Саноровой на эту статью посоветовала все мои реплики удалять, пояснив, что всегда удаляет замечания всех, кто  с ней не согласен. Она меня обвинила в том, что я написала  гнусный лживый донос. А про мою племянницу цитирую:"Племянница чиновник - глава администрации сельского поселения. Кто-нибудь встречал честных чиновников? Ушла в администрацию, что же не работала по специальности в такое прекрасное время?". Я не стала ей напоминать, что Путин тоже чиновник. Подумала, что испугается и удалит рецензию. Сохранилась до настоящей статьи.

По мнению Галины Саноровой, Любови Ржаной, Ивана Наумова я их оболгала. Оправдываться в замечаниях бесполезно, так как они будут удалены. Пришлось написать статью.

Возвращаюсь к удалённой рецензии Ивана Наумова. Один из читателей нашёл способ опять возобновить спор, каждый из оппонентов старался доказать свою правоту. Иван Наумов Сообщил:
"Я написал рецензию к Надежде Дьяченко с просьбой передать Варфоломееву мое мнение о нем, в наш разговор вмешались другие и я каждый день замечаю новые и новые публикации и ответы на них. То, что мне написала Дьяченко, трудно найти в этой груде замечаний. Но я все же нашел то, что касается прямо меня и решил на это ответить."Иван Наумов, я не писала, что вы работали за палочки. За палочки работала моя свекровь, а мама Варфоломеева работала за дулю. Сколько на дулю начисляли центнеров зерна мне неведомо".
Повторяю еще, хотя писал уже об этом.Вы пишете, что за палочки работала ваша свекровь, а мама Варфоломеева работала за дулю. Интересно, как они вырастили и выучили двух офицеров. Один уволился по состоянию здоровья другой достиг высот, которых не все достигают. Питаясь "палочками" и "дулей". Наверное, не так плохо все было. У моей матери 8 детей, все живы, кроме старшего брата который с 36 года. Все закончили школу без троек года, но их потолком стали техникумы. Причем, двое, поступили не сдавая экзаменов, на основании документов из школы. Старшая сестра Рая в школе была круглою отличницей, из техникума ушла, потому что ее после года учебы лишили стипендии, а мы ничем помочь не могли. Такие "богатые" были. Когда ей исполнилась 18 лет, она опять уехала в город, поступила в вечернюю школу. Остальные все закончили вечерние техникумы и училища. А ваших родственников и Варфоломеева сумели обучить в институте, значит, вкусными были "дули" и "палочки".

Я ответила:"Иван, потому что наши родители работали, судачить на скамеечке им было некогда. Я засыпала под стук швейной машинки и под этот же стук просыпалась. Огород, скотина, покос, заготовка дикоросов. С того и жили, не голодали. А то, что пережили мои родители за годы родной вам советской власти, сократило им жизнь. Отец умер в 71 год, мама в 68 лет. Умерли оба в декабре 1976 года. А если вашим сёстрам не на что было учиться, так благодарите за это горячо любимую советскую власть. А насчет передать Варфоломееву поясняю: меня с детства родители учили не быть шестёркой.

Объясняю как они выучили двух офицеров. Нищие колхозники могли поступить только в военное училище, где их кормили и одевали бесплатно. Потом Варфоломеев закончил университет и стал работать военным корреспондентом, потому и дослужился до полковника. Мой муж учился на вечернем в политехническом и работал. Мать ему не помогала. И в 70-тых годах она уже работала не за палочки, а за зарплату.

Мои сёстры и их мужья не были колхозниками, учили детей в институтах. У старшей сестры получилось так, что две дочери три года одновременно были студентками. Сестра рассказывала, как было трудно, трусы себе штопала, но детей выучила.
Как я училась в университете, написала в СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ.
Почему же ваши умные братья и сёстры не догадались, что есть заочная, вечерняя формы обучения? Нам в школе часто учитель повторял:"Кто хочет, тот делает, кто не хочет, тот ищет причины".

Старший брат моего мужа вынужден был уйти с шестого класса в подпаски. Учился, в вечерней школе. Уставший подросток засыпал на уроке и во сне кричал на корову:"Куда ты пошла, Иваниха". Потом он учился в ФЗО бесплатно, работая, закончил заочно индустриальный техникум заочно и в 39 лет поступил заочно в  политехнический институт. К этому времени он был прорабом на стройке в своём городке в Брестской области. С институтским образованием он стал заместителем начальника районного отдела по строительству.

О своем папе Иван сообщил то немногое, что знал: "... отец был членом КПСС до смерти в 1978 году в возрасте 81 года, он искренне верил в Партию и я его веру не предам. Он был настоящим коммунистом, и пока мог ходить, выполнял ее поручения. А вступил в нее после фронта в 1944 году, когда его комиссовали по ранению. Сколько лет ему было? Он с 1896 г рождения, то есть ему было 48 лет. Так что ни о какой карьере он не думал, поздно было. А комиссовали его по инвалидности. Я был в комсомоле и о партии не думал, видел, как на него наваливали все партийные нагрузки и он тянул их, как вол. Поэтому сразу и решил, в комсомоле отбуду, а в партию не пойду. Отец там отработал и за себя и за сына".

Ещё он знал, что отец, Павел Наумов, всегда жил в селе, пережил голодный  тридцать третий год, когда вымерла треть села. Был он старым музыкантом, играл в духовом оркестре, начиная с Первой мировой войны, где воевал на турецком фронте.
До Второй мировой войны  организовал в селе хор, ездили по краю с концертами в нерабочее время. Играл на всех сельских струнных инструментах, даже на самодельных дудках, который сами вырезали из камыша".
Из замечаний к статье Ивана Наумова "Были ли колхозники в СССР крепостными" я узнала у Павла Наумова было много нагрузок: и депутат, и уполномоченный по разметке огородов, во всех комиссиях участвовал добровольно-принудительно и ни за что не платили, зато все шишки на него. Получал отец только пенсию по инвалидности. Иван понял, что партия только для карьеры тех, кто понаглей, а рабочих принимали только для счёта, что им скажут, за то и проголосуют.
Здравые мысли. Папа его на собрании там где надо руку поднимал "за".

Смею заметить, что в 1944 году партия, членом которой стал Павел Наумов называлась ВКП(б),  переименовали её в КПСС в 1952 г.

У меня в 1944г. два дяди были репрессированы.  Брат мамы, Данила, инвалид по зрению работал помощником кузнеца в локомотивном депо. В цех пришёл комсомольский активист и о чём-то ругался с кузнецом. Комсомолец написал заявление в органы, не знаю в чём он обвинял кузнеца. Вызвали на допрос Данилу, тот сказал, что ссору видел, но о чём речь - не слышал из-за шума мехов.  Посадили на 8 лет за недоносительство. Кузнец вернулся через 6 лет, а Данила погиб. Работал на лесозаготовке, сидел под деревом на него упала спиленная сосна. Кузнец говорил матери Данилы, что тот очень тосковал по семье, переживал за то, что несправедливо осуждён. Осталось у него четверо детей и больная жена. Дети голодали, на лето забирали их родственники, живущие в другом посёлке, подкармливали. И скрывали, что это дети  осуждённого брата, боялись преследований.   
 
Брат отца Михаил попал за то, что на проходной, стоя перед портретом Сталина, ругал вождя и советскую власть. На самом деле жена брата попросила соседа вернуть тужурку, а то в грязной фуфайке Мише приходиться ходить и на работу и в магазин. Большевик разозлился:"Попомнишь ты свою тужурку!" Михаил был шофёром, возил грузы на север. По доносу соседа-большевика был осуждён на 8 лет.  Сидел наш политзаключённый в тюрьме в Хабаровске. Мама и сестра Михаила отправляли посылки для него с сухарями, пропитанными растительным маслом и пересыпанными чесноком маминой сестре Марии. Отец получил сообщение о смерти брата в лагере на Сахалине.

Когда мы переехали в Хабаровск, тётя Мария была жива. Она мне рассказала что было в действительности. Михаил был послушный, работал хорошо. Не голодал, потому что она с мужем каждую неделю привозили ему еду. Муж тёти работал водителем у начальника другой тюрьмы, разрешал ему в выходной брать его автомобиль и договорился, чтобы начальник тюрьмы, в которой сидел Михаил, отпускал его на свидание с родственниками. Он был здоров и готовился к досрочному освобождению. В следующее посещение родственникам сообщили о смерти узника. Тётя Мария не поверила, сказала, что скорее всего бандиты, убегая из тюрьмы, захватили его в качестве коровы.

При встрече с сёстрами рассказала эту историю, Наташа, моя старшая сестра, живущая в одном селе с родителями, рассердилась. Она точно знает, что он умер на Сахалине. Отец несколько раз просил прочитать сообщение о смерти брата. Может потому и просил, что знал правду.  Я потом слушала выступление ветерана КГБ, он рассказывал, что точную дату и место гибели не сообщали, так на всякий случай.
У Михаила остался сын и жена. Работала уборщицей, жила в бараке. Отец помог ей переехать в Назарово, жила у нас в пристройке, потом купила халупку. Сын Михаила на два год старше меня жил у нас на каникулах и подкармливался.  Деньгами отец не помогал, своя семья была большая, но продукты с хозяйства всегда отправлял.
 
Оба мои дяди были реабилитированы посмертно.

Старшей сестре Зине было 6 лет, когда родители, бросив всё, уезжали в Сибирь. Она помнила коллективизацию и ужасы той жизни. Поэтому и сказала мне, когда я писала "Семейную историю:"Поизмывались большевички над народом".

Я несколько раз задала Ивану вопрос: кем работал его отец в тридцатые - сороковые годы. Наконец он обиделся и ответил:"Потом вы прислали мне враждебное замечание, что я не знаю, кем работал мой отец при Сталине и при том хвалю советскую власть, рассказывая о сказочных выплатах за трудодни. Я при Сталине в колхозе не работал, работал при Хрущеве летом с с 12 лет, платили до 60 года трудоднями, с 60 года перевели на хозрасчет. Я до 60 года работал в ученической школьной бригаде, платили трудоднями, их выдавали отцу, так как я был не совершеннолетним. Вот я и спросил у него, сколько платят за трудодни. Он мне и объяснил правила оплаты по трудодням. Я с 45 года рождения, что было до войны, не знаю. С 6О года уже 3 месяца чабановал, платили по 600 рублей в месяц, у меня уже была семилетка и свидетельство об образовании, потом сделали средним 11-летку, и я еще последний год получил аттестат за 10 классов. В середине лета была денежная реформа, и я получил не 600 рублей, а 60. Теперь, скопируйте и пришлите мне, где я врал, восхваляя Советскую власть? Я не помню, чтобы я хвалил ее на своей страничке или вашей. Значит, вы оболгали меня. Но с какой целью?"

Лыко да мочало - начинай сначала. Кем работал отец в сталинские годы Иван Наумов не знает, про жизнь колхозников в то время тоже не знает. Почему голодал весь народ СССР не знает, папа не рассказал, а других источников знаний у него нет.
Что на моей страничке Иван не хвалил советскую власть - правда. Однако  в замечаниях он постоянно рассказывал как хорошо жилось ему в колхозе, какие выплаты он получали на трудодни в шестидесятые. Про 30-40- вые годы он не знает и знать не хочет.

Я прочитала рассказ Ивана Наумова "Работа за трудодни".  1950 год, Ване пять лет. Он помогаете своему родственнику, инвалиду с одной ногой,  и ему, как и взрослому, начисляют трудодни. Это нормально? Инвалид с ногой на деревяшке работает, с ним вместе работает ребёнок.  Навоз используется в качестве строительного материала, а так же топлива. Хлеб, испечённый на кизяках, наверное, такой же деликатес, как и утка по-пекински, запечённая на огне из веток персикового или другого плодового дерева.  А бычков, колхозники должны были сдать колхозу. Но почему же не продать по рыночной цене? Почему - мне объяснил отец в "Семейной истории", глава 9 "Опять переезжаем".

В статье "Были ли колхозники в СССР крепостными?" Иван утверждает, что всё это вранье колхозники имели те же права, что и рабочие.
В рецензиях некоторые читатели поддерживали его. В качестве примера привожу рецензию Михаила Хаджея от 31.12.2023.
Относительно "крепостных колхозников": Вы написали и привели  Я по правительственные документы на этот счёт. Я по университетскому образованию историк"Относительно "крепостных колхозников": Вы написали и привели  и с полным пониманием прочёл вашу статью. Заключение - Вы ПРАВЫ в том, что лишь либерасты могут утверждать, что крестьянство при Советской власти было закрепощено. Здравомыслящий человек никогда этого не скажет. Я родился в 1940-м году в городе, с 1946-го года жил у деда с бабушкой в степном хуторе в Приазовье, с 1950-го года жил и живу в городе, поэтому смею судить о моём "колхозном" детстве в полной мере, как и жизни в городе. Так что никакая пропаганда врагов Советской Власти не может сломить ПРАВДЫ о колхозах и колхозниках. Пусть эти враги хотя бы осмыслили "Поднятая целина" Михаила Шолохова. Без поднятия целины по всей территории СССР не было бы никакой ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ и ПОБЕДЫ в ВОВ.
Так что "ЗЕЛЁНЫЙ" вашей статье. А за то, что стал в числе "избранных" вами авторов благодарю".
---------------------------------------

     Михаил Ханджей   с недавних пор мне знаком по его замечанию от  01.02.2024 "Жаль, что тебе не довелось родиться в пламени войны и не пучило тебе живот с голодухи во время сбора колосков по окончанию кровавой войны. Языком молоть ты большая мастерица, а вот объективного знания закономерностей развития обществ в голове твоей нет.
Не отвечай мне и на страницу мою не приходи".
Разгневанный коммунист удалил мой ответ и мне пришлось повторить его:"Михаил Ханджей, правда глаза колет?. Удалил свои никчёмные миниатюры, которые я тебе переслала. Ещё раз напоминаю:твой "шедевр" о разделе Польше списан с Википедии. Почитай литературу, которую я использовала при написании статьи "Ещё о марксизме" и найдёшь много интересного о разделе Польши"
УДАЛИШЬ ЗАМЕЧАНИЕ, ВСТАВЛЮ В СТАТЬЮ, КОТОРУЮ СЕЙЧАС ПИШУ.
Михаил ответил:"При внесении моего имени в свою статью, укажи , что я марксист по убеждениям теоретиков. В практическом исполнении марксизма Сталина считаю гениальным государственным деятелем. Равных ему по сегодняшний день НЕТ.
Из твоих работах, которые я прочёл, вывод однозначен - у тебя уровень кухонного философа. Так что давай исполним то, что говорила ты мне, а я тебе - прекратим наше общение из-за взаимного не интереса.
P.S. Мне за мои работы не стыдно. Твоя "правда" мне глаза не колет.

Сужу по рецензиям на статью Ивана Наумова: наивная молодежь верит ему, считает что работа за палочки и нищая жизнь при Советах - выдумка либералов.
Ниже привожу несколько рецензий знающих жизнь людей.
-----------------------------
Рецензия на «Были ли колхозники в СССР крепостными?» (Иван Наумов)
Городской никогда не поймет тех, кто живет в сельской местности и наоборот. Но если б было так легко и хорошо в колхозах, не бежала бы молодежь в города и не стремились бы выйти замуж за городского, или в училище, фзо поступить, чтобы вырваться из колхозов. Оставались там люди, которые на большее были неспособны, приземленные...
Галина Рязанова   07.10.2019 12   
----------------------------------
Рецензия на «Были ли колхозники в СССР крепостными?» (Иван Наумов)
Иван! Люди были привязаны к земле, существующей паспортной системой. Я работал в МВД и через мои руки прошло достаточное количество уголовных дел за нарушение паспортного режима. Во-вторых, в 30-ые годы в людях, словно заноза, существовал страх перед ОГПУ-НКВД, который словно домоклов меч висел над головами сельчан. Удачи.
Александр Аввакумов   01.04.2019
--------------------------------------------------------
Рецензия на «Были ли колхозники в СССР крепостными?» (Иван Наумов)
"Но молодые люди после службы в армии могли поехать куда угодно(предварительно завербовавшись. См далее) Не служившие люди и не выпускники ВУЗов могли поехать по вербовке на стройки Сибири, Севера, Дальнего востока, на целину. От себя добавлю на торфопредприятия." И это конечно же не"крепостное право. Вспомните сцену из кинофильма "Председатель" где молодежь просила отпустить их учиться. А каким образом Вам удалось уехать из колхоза в 1964 году - Вы правду не напишете. А я лично был знаком с человеком, брат которого повесился. Он любил девушку, которая работала ткачихой в Малой Вишере (Новгородская область), но она сказала, что пока он колхозник она замуж за него не выйдет, поскольку она тоже должна будет войти в колхоз.
Артем Кресин   26.03.2019   
      Артёму Кресину Иван рассказал как ему удалось сбежать из колхоза в 1963г.  (Сбежать от хорошей жизни!!!) А повесившийся парень,по его мнению, такая чушь,  которую он обсуждать не намерен.

Не чушь, я знаю несколько эпизодов, в которых колхозная работа подрывала здоровье, нервную систему работников и калечила жизни.
Я в 1970-86г жила в Гомеле, работала в ЦЗЛ старшим инженером по спектральному анализу. Пробы приносили из цехов мастера, а если надо было проверить качество поступивших на предприятие материалов, то образцы доставляли контролёры ОТК. Наш начальник, когда увидел нового контролёра Свету, предупредил нас, чтобы мы были с нею осторожны, так как она со странностями. Он учился с её братом в университете, тот на втором курсе повесился. Шизофреник. Отец ему деньги посылал, он их относил в сберкассу, а сам голодал. До Светы дошли эти слухи и она рассказала мне о том, что произошло. Света на семь лет старше меня, отец её был председателем колхоза в пятидесятые-шестидесятые годы. Она больше меня знала о жизни в колхозе. Ниже ее рассказ:
- Мы на папкин партийный билет жизни положили. Не был Коля шизофреником.   Старшему нашему брату папа дал направление в сельхозинститут, а Коле уже не мог дать, партийная дисциплина не позволяла. Коля демобилизовался из Армии, минуя отчий дом, уехал в Минск и поступил в университет на химический факультет. Просто иначе он не мог получить высшее образование.  Приехал домой и рассказал, что сделал. Отец его сильно ругал, кричал, что помогать не будет, из дома выгонит. Но потом деньги посылал, однако, на каникулах не переставал упрекать. У Коли началась депрессия, он с ней не справился.  Мне, чтобы поступить на учёбу, пришлось уехать с дядей на целину, жили в палатках, в холоде, потом в общежитии. Я простывала, болела. Условий для подготовки в институт не было, поступила в техникум. Вышла замуж, муж - главный инженер в областном управлении сельского хозяйства. Я там работала техником на малой зарплате. Когда с мужем развелась, стало трудно с деньгами, вот и устроилась на завод контролёром.
---------------------------------------------
Рецензия на «Были ли колхозники в СССР крепостными?» (Иван Наумов)
Я окончил техникум и с 1952 г. начал работать мастером цеха на заводе. Работа шла успешно. Но во время учебы нам говорили, что по законы мы должны по три года отработать там, куда назначат (за бесплатную учебу). Но на нашем заводе парень отработавший уже 5 лет не мог уволиться, не увольняли. Тут то я подумал, что разве у нас крепостное право? И вспомнил, что перед войной моего отца пригласили работать кочегаром-машинистом на паровой машине мельницы. Директор кирпичного завода, где он работал сказал, что вышел указ, запрещающий увольнение. Можно только за прогул. Так и сделали. И мой отец стал работать на мельнице. А я уволился на целину, чтобы не быть крепостным. А тот довоенный указ был незаметно отмене только в апреле 1956 года. Вот и думайте было или нет в СССР крепостное право. Не только в колхозе.
Павел Каравдин   27.08.2019
-----------------------------------------------
Дополню Павла Каравдина. В статье "Очередные задачи советской власти" Ленин говорит о том, что для создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, необходимо повышать производительность труда, трудовую дисциплину.
     Русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями (наследие режима царизма и крепостного права), поэтому советская власть ставит перед народом задачу - учиться работать.  В переходный период от капитализма к социализму не обойтись без применения принуждения. От трудовой повинности в применении к богатым Советская власть одновременно должна будет поставить на очередь задачу применения принуждения к большинству рабочих и крестьян.
      Для успеха процессов работы трудящиеся должны подчиниться единой воле. Когда нет идеальной сознательности и дисциплины руководство принимает резкие формы диктаторства. Без диктатуры невозможен переход от капитализма к социализму.
Надо научиться соединять выходящий их берегов митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда и "с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя"(В. И. Ленин ППС, изд.5, том 36, 1974г.)

На заседании Президиума ВСНХ 1 апреля 1918г. Ленин вносит ряд поправок к проекту о трудовой дисциплине, разработанным профсоюзными органами. Для учета производительности и для соблюдения дисциплины необходимо устроить промышленные суды. Дословно:"Что же касается карательных мер за несоблюдение трудовой дисциплины, то они должны быть строже. Необходима кара вплоть до тюремного заключения". "Увольнение с завода также может применяться, но характер его совершенно изменяется. При капиталистическом строе увольнение было нарушением гражданской сделки. Теперь же при нарушении трудовой дисциплины, особенно при введении трудовой повинности, совершается уже уголовное преступление, и за это должна быть наложена определенная кара". И наказания были, вплоть до расстрела.
(Впервые напечатано (не полностью) в 1940 г. в журнале «Пролетарская Революция» № 1) Это цитата из моей статьи "О Ленине и не только".

26 июня 1940 года Верховный Совет СССР принимает Указ, согласно которому граждане СССР лишались права самостоятельно менять место работы. Указ отменен  26 апреля 1956 года.

Указ отменили, но способы удержать работника на не устраивающей его работе остались: если человек не смог устроиться в определённый срок на новое место работы, прерывался трудовой стаж и терялись льготы, которые были положены при непрерывном стаже: оплата больничных листов, добавка к пенсии. И самое страшное - теряли очередь на квартиру. Последний пункт вынуждал работника терпеть и низкую зарплату, и сверхурочную работу без оплаты. На моём заводе часто бывало, что нужные материалы не поступали вовремя, мы сидели без дела. Когда материалы поступали, мы работали в субботу и воскресенье. Ладно бы цеха, но ведь работала и лаборатория в полном составе, вернее сказать, лаборанты сидели без дела. В эти авральные дни, на всякий случай, мог бы выйти на работу один  человек.
   
В романе  "Пошехонская старина" Салтыков-Щедрин, подробно написал и об отношении его матушки к крепостным, в том числе и к дворовым. Кормила их госпожа постоянно прокисшей едой.

Сейчас любители советской старины тоскуют по натуральным продуктам того времени: не было тогда пальмового масла, никаких ядохимикатов в продуктах. А я точно знаю, что было пальмовое масло, был маргарин в шоколадных конфетах. В газетах писали, что какао очень подорожало и чтобы сделать доступным для населения лакомство, стали добавлять в изделие маргарин. Дустом опыляли леса в целях борьбы с вредителями, потом дуст запретили, но и через десять лет в молоке кормящих матерей находили его присутствие. Не рекомендовали мыть голову дождевой водой. Это не моя выдумка, а сообщения газет. Запретили дуст - разрешили хлорофос. В Белоруссии, борясь с колорадским жуком, обрабатывали картофельные поля. Он не попадал в клубни, ботву? Не попадали прочие гербициды и пестициды, разбросанные по полям кучами? Я не знаю, не читала в газетах того времени.
      
Мне в лабораторию на анализ мастер участка по подготовке деионизированной воды приносила пробы для анализа. Надо было определить содержание железа, кремния и меди. Допускались примеси порядка 0,001-0,0001 мг/л. После долгих колебаний и проверок на предмет внесения загрязнения при анализе, я стала браковать воду по содержанию кремния.

Существовал отраслевой стандарт, который разработал, видимо,теоретик: он предлагал растворить угольный порошок в воде. У меня угольный порошок в воде не растворялся, поэтому написала свою методику. Предприятие наше выпускало продукцию, используемую для военных нужд и в космосе, требования к документации были очень строгие. Я свою методику оформила в соответствии со всеми требованиями норм и правил, утвердила в бюро стандартизации.

Мастер не поверила моим анализам и отвезла пробы в Минск в какой-то институт. Там определили, что содержание кремния в её очищенной воде во много раз превышает содержание кремния в питьевой воде в Минске. Что мы пили в Гомеле, не знаю. Ведь питьевая вода содержит много примесей, которые нормируются. Что хлорировали воду добросовестно это точно. Запах хлорки был в чае, супе. Как-то привыкли. Сейчас тоже весной у нас пересыпают хлорки, иногда чувствуется запах нефтепродуктов, но ведь у каждого есть домашний фильтр. А в советское время их не было, была язва желудка, больные почки и прочие напасти.
Партия часто напоминала, что она печётся о здоровье народа. Забота КПСС была сродни заботе помещицы о своей дворне.

Однажды у нас в лаборатории, находящейся на шестом этаже инженерно-лабораторного корпуса, из крана потекла вода с маленькими дождевыми червями. Начальник отвёз пробу в СЭС. Не знаю подробностей, но что в заключении была фраза "среда не враждебная человеку" помню. Как у Мартти Ларни в его сатирическом романе  "Четвёртый позвонок, или Мошенник поневоле":"Воду из крана пить нельзя. Она буроватая, как пиво, и пахнет мочой. Ученички загрязнили колодец. Дворник говорит, что посылал воду в Кливленд на анализ и оттуда пришел короткий ответ: "Ваша лошадь больна диабетом..."

ЦК КППС, СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР и ВЦСПС постановлением от
от 28 июля 1983 г. N 744
ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА
в который уже раз напомнил о возрастании роли трудовых коллективов в укреплении дисциплины труда. Обычная демагогия. Как водится, по требованию трудящихся центральные органы власти решили повысить ответственность руководителей предприятий за прогулы, опоздания и другие нарушения дисциплины работников их предприятий.  Первый пункт этого постановления обязал
последовательно проводить работу по всемерному укреплению дисциплины труда, повышению организованности и порядка на предприятиях, в колхозах и совхозах, в организациях и учреждениях, с тем чтобы обеспечить ускорение роста производительности труда и принять меры по устранению текучести кадров. Проще говоря, эффективнее бороться с летунами.

В нашем ведомстве с подсуетились и вместо позволенных трёх дней отпуска без сохранения заработной платы, разрешили брать один день раз в квартал. Министерство здравоохранения БССР не против было постановления о выдаче больничного по уходу за ребёнком на 14 дней, но уточнило:в случае, если для лечения дитяти нужны физиопроцедуры. А нет - так 3-4 дня и не долеченного ребёнка отправляют в садик. У меня малыш ясельного возраста заболел краснухой. Больничного не дают вообще, взяла имеющийся отгул, на второй день оставила  девятилетнюю дочь с не очень спокойным братиком, а потом красного ребёнка отвела в ясли.

В стае летунов оказалась я, когда решила уволиться в связи с переездом в Братск. Уезжали после катастрофы на ЧАЭС. Мы с мужем не верили, что радиация в Гомеле уже в норме, так как муж служил в ста километрах от Семипалатинского ядерного полигона, я учила в университете ядерную физику.

Начальник ЦЗЛ мне подписал заявление, но вместо обычных двух недель отработки поставил дату увольнения через два месяца. Я пошла к юристу, тот мне рассказал о новых правилах, но в случае переезда в другую местность отработать мне надо было всего месяц.

Это ли не крепостничество?


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Надежда.
Какие нешуточные страсти!

Советский Союз был очень разным. Даже на одном предприятии трудились люди из разного СССР. Дедушки бабушки мои жили в сельской местности, но ни кто не работал в колхозе. Если в городе учитель - человек малообеспеченный, то в селе - почти богач. Зарплата колхозника - слёзы и это уже после отмены "крепостного права". А пенсия в 25 рублей - чистое издевательство.

С уважением

Анатолий Меринов   17.03.2024 03:38     Заявить о нарушении
Мы жили в селе, но отец работал на производстве, мама - домохозяйка. Зарабатывала шитьем. Продавали излишки с огорода, молоко, сало. А Хрущёв решил освободить женщин от рабского труда, позволялось иметь 2 курицы на человека, одного телёнка, одного поросёнка, одну корову - это для тех, кто работал на производстве. Что из этого вышло у меня описано в главе http://proza.ru/2020/09/18/1749

Надежда Дьяченко   17.03.2024 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.