Клипер. Охота на слова

Люблю парусники. В детстве не на один раз прочитал некоторые морские рассказы Константина Михайловича Станюковича, а ещё раньше не менее десятка раз посмотрел фильм по его рассказу «Максимка». Я ещё в школе не учился, когда мой двоюродный брат в актовом зале железнодорожной школы учился крутить кино и пускал меня и одного, и вместе со старшим братом на все свои сеансы. Этот советский цветной художественный фильм, снятый по морским рассказам,   казался мне пределом счастья. В своих мечтах подобно негритянскому мальчику я поднимался по парусам на самый верх, а потом прыгал оттуда в пучину моря. Правда, в реальной жизни меня кружило от высоты, и коленки мои дрожали от одного представления, что мне надо прыгать. Кстати, в Википедии я подсмотрел, что фильм «Максимка»  вышел на экраны 10 февраля 1953 года.

Клипер (от англ. clipper — «стригущий» или нидерл. klipper) — это  парусное или парусно-паровое торговое, реже военное судно XIX и XX века с развитым парусным вооружением и особыми, острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса, как правило, — трёхмачтовое судно (морские суда подобного класса существуют и строятся и в настоящее время).

Первые клиперы появились в США. За их мореходные и скоростные качества клиперы называли «винджаммерами» (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра»).

Парусные клиперы были самыми совершенными и быстроходными судами своего времени, так как их корпуса строились с большим отношением длины к ширине (L:B), достигавшим 7:1, в результате чего они имели — по сравнению с другими типами современных им судов, — более совершенные, острые и плавные обводы.

В Российском императорском флоте также имелись парусно-винтовые клиперы с одним гребным винтом.

По типу парусного вооружения в XIX веке клиперы были, как правило, трёхмачтовыми барками.

В конце XVIII — начале XIX веков стапели английских и североамериканских судостроительных верфей начали покидать мощные торговые и военные бриги, близкие к ним бригантины, а также шхуны.

Это были, как правило, двухмачтовые суда со смешанным парусным вооружением и характерным резким переходом от киля к форштевню. Торговая бригантина — изящный парусник, с мощным бушпритом и многочисленными парусами, которые обеспечивали высокую скорость. У этих узкоспециализированных судов почти полностью исчезло внешнее пышное убранство; вид их стал строже и основное внимание было уделено мореходным качествам.

В те же времена появилась так называемая североамериканская лоцманская шхуна с простым и достаточно совершенным парусным вооружением, принадлежащая к категории малых парусников прибрежного плавания. К ним же относилась и североамериканская клипер-шхуна — стройное быстроходное судно (с двумя сравнительно высокими мачтами и весьма развитыми парусами), назначением которого была береговая патрульная служба, а характерным признаком — отклонённый в направлении от носа к корме стоячий такелаж: мачты, ванты и прочее. Именно клипер-шхуна в дальнейшем, при соответствующем строении корпуса и парусного вооружения, явилась прообразом знаменитых кораблей, которые вначале называли балтиморскими клиперами, а затем просто клиперами.

По своему практическому применению, учитывая их скорость, клиперы предназначались для дозорной и посыльной службы, а иногда, с учебными целями, совершали дальние походы.

В России наиболее широко известен поход клипера «Алмаз», доставившего в 1870 году знаменитого русского учёного и путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая в бухту Астролябия на берегах Новой Гвинеи. Недавно пересмотрел фильм режиссёра Юрия Соломина с ним самим  в главной роли Миклухо-Маклая «Берег его жизни» (1984) и пришёл в бешенство от той неправды, которая внесена в фильм в недавнее время. Власовцы от культуры внесли дополнительные кадры в момент  встречи Миклухо-Маклая с аборигенами. В фильме Соломина не было и не могло быть этого кадра.

С клипером «Алмаз» связана и судьба великого музыканта Николая  Андреевича Римского-Корсакова. Он,  русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки»,  с детства мечтал о путешествиях, конечно, не без  влияния старшего брата, морского офицера и будущего контр-адмирала. В 1856 году отец отдал сына в Морской кадетский корпус, тот окончил его с отличием и стал  гардемарином на клипере "Алмаз".

Служба  не оставляла времени на сочинительство музыки, на клипере не было пианино, но  в  конце 1862 года гардемарин Римский-Корсаков умудрился в свободное от вахт время написать вторую часть Первой симфонии. Сыграть было не на чем, и он  надолго отложил ноты. Его ждала сложнейшая экспедиция к берегам Северной Америки.

Напомню, что с 12 апреля 1861 года по  26 мая 1865 года в США шла  гражданская война между Союзом («Севером») и Конфедерацией («Югом»). Конфедерация была образована отделившимися штатами.

Основной причиной войны стал спор о том, разрешить ли рабству распространиться на западные территории, что привело бы к увеличению числа рабовладельческих штатов, или не допустить этого, что, по общему мнению, поставило бы рабство на путь окончательного исчезновения.

Десятилетия политических споров по поводу рабства обострились после победы на президентских выборах в Соединённых Штатах в 1860 году Авраама Линкольна, который выступал против распространения рабства на западные территории. Первые семь южных рабовладельческих штатов отреагировали на победу Линкольна, они отделились от Соединённых Штатов и в феврале 1861 года образовали Конфедерацию, которая захватила форты Соединённых Штатов и другие федеральные активы в пределах своих границ.

Конфедерация во главе с президентом Джефферсоном Дэвисом установила контроль над примерно третью населения Соединённых Штатов в одиннадцати из 34 существовавших тогда штатов. Последовали четыре года ожесточенных боев, происходивших в основном на юге. Европейские страны не могли не участвовать в этой войне. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов.

Русские корабли отправились в сверхдальний и беспрецедентный для того времени поход, Россия выступила в защиту северян, возглавляемых правительством Авраама Линкольна. Это резко обострило отношения трех европейских стран. Англичане и французы не скрывали готовящуюся интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В случае объявления войны коммуникации англичан и французов в Атлантическом и Тихом океанах оказались бы гибельно уязвимы.

В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты "Александр Невский", "Пересвет" и "Ослябя", корветы "Варяг" и "Витязь", клипер "Алмаз". Командующим эскадрой был назначен капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский с производством в контр-адмиралы. Незадолго до этого он вернулся из служебной командировки в Северную Америку, хорошо знал обстановку в стране, владел английским и французским языками.

Тихоокеанскую эскадру представляли корветы "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик", клиперы "Гайдамак" и "Абрек" под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова.

Секретность операции соблюдалась до последнего дня. Лишь накануне выхода в море командующие ознакомили командиров кораблей с поставленными задачами. И они были выполнены блестяще. По оценке министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, "сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении - отличная".

Прямым следствием появления русских кораблей стал распад антирусской коалиции, в которую входили Дания, Испания, Италия, Португалия, Нидерланды, Турция, Швеция.

Сан-Франциско угрожали паровые корабли южан "Алабама" и "Сэмтэр", однако, зная о стоявших на рейде кораблях русской эскадры, они не решались приближаться к бухте. Президент Авраам Линкольн, принимая русского посланника Э.А. Стекля, заверил: русские эскадры способствовали установлению дружеских отношений между двумя странами.

К лету 1864 года авторитет и позиции правительства Линкольна укрепились до такой степени, что возможность интервенции Англии и Франции отпала напрочь. Русское правительство приняло решение отозвать эскадры из Северной Америки.

С  борта клипера "Алмаз"  гардемарин Римский-Корсаков пишет своим родным в Россию:
"Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке".

Во всех городах, где появлялись моряки, вывешивались русские и американские флаги, устраивались парады войск, торжественные встречи.

По сути  наши моряки спасли Соединенные Штаты Америки от захвата Англией и Францией. У англичан на этот счёт был немалый опыт.  24 августа 1814 года англичане сожгли многие правительственные здания, включая Белый дом и Капитолий.

 
Сожжение Вашингтона произошло в ходе войны 1812–1815 годов между Великобританией и США.  24 августа 1814 года, после поражения американцев в битве у Бладенсберга, британские войска под командованием генерал-майора Роберта Росса оккупировали город Вашингтон и сожгли его. Могли бы повторить опыт и через 50 лет. Но на помощь пришли русские, противники рабства.

Это было 150 лет назад. И по нынешним временам походит на  сказку. Но тогда американцы высоко оценили помощь России, говорили о чести, взаимовыручке и  дружбе на все времена. В  Нью-Йорке состоялся фортепианный концерт на вечере русской музыки, там  солировал 19-летний гардемарин Николай Римский-Корсаков.


Рецензии