Apple на потолке роста. Пора переходить к развитию

Компания капитализировалась стремительно и достигла впечатляющих результатов. Но, по моему сугубому мнению, достигла в прошлом году потолка роста. Из-за чего?

Изначально компания позиционировалась как инновационная. Сначала МакБук, затем Айпад и Айфон с безрамочными мониторами. Огромная производительность, куча опций, надежность и качество, все это толкало акции Яблока вверх. Но с определенного момента доля от продажи айфонов стала опережать выручку от других продуктов, и компания попала в технологическую ловушку.

Дело в том, что каждый последующий апгрейд айфонов содержал меньше принципиальных новаций, чем предыдущий. Не было различий для пользователей в разрешении матрицы камеры или количества пикселей на мониторе, а также мощности процессора. Это лишь перегружало аккумулятор, он быстрее разряжался, грелся и даже иногда взрывался. Мониторы выгорали, насыщенность функционалом почти не менялась.

Причина в том, что срок апгрейда маловат, всего год. А новации нужно разработать, опробовать, изменить под них техпроцесс, внедрить новую модель в производство, скорректировать недочеты, произвести нужное количество и доставить дилерам. За год это крайне сложно предпринять даже с учётом наличия опережающего количества рассчитанных новаций.

Поэтому последние три модели айфонов были созданы под влиянием не технарей, а маркетологов. Титановый корпус, изменение челки, желтый цвет корпуса (летом прошлого года была акция) - уловки, а не новации. И айфон 15 после осеннего старта продаж в России через полтора месяца рухнул в цене на 20%, а айфонные объявления заполнили сайт Авито.

Продажи айфонов в Китае на ключевом рынке бренда за 2023 год крайне низкие, и не видно, почему они не будут снижаться в последующие пару лет. Нужны принципиальные, стратегические решения, сдвиги стратегии развития, повороты, ветвления, находки.

Конкуренты поедают растущую часть выручки Эппл, добротные смартфоны из Китая и Кореи продаются десятикратно ниже айфонов. Эппл находится на вершине капитализации на конец 2022 года и соскользнет вниз в 2024, процесс уже пошел в 2023. Символическая стоимость бренда начнет сдуваться, покупатели перестанут клевать на уловки. Эппл может превратиться в динозавра рынка. Не знаю, ощущают ли это стратегические инвесторы, которые могут начать сбрасывать акции Технотитаника.


Рецензии