Автокалендарь. 5 февраля Мечты о несбыточном

5 февраля 1880 года во французском городке Бельвиль-на-Соне, что в получасе езды от Лиона, родился Габриэль Вуазен. Я впервые прочитал о нем мальчишкой, полвека назад. «Испано-Сюи-и-иза», «Изот-т-та-Фраски-и-ини», «Делаэ-э» - эти волшебные слова я повторял про себя много-много раз. И самое изысканное из них – «Вуазе-э-эн». А какие это были сногсшибательно красивые автомобили!

Много позже я узнал, каким он был – Габриэль Вуазен. И очень удивился, оказывается, этот француз с юных лет мечтал покорить небо. Имя Вуазена не сразу вспоминают, когда речь заходит о первых воздухоплавателях, чаще говорят о Блерио, Сантос-Дюмоне, Фармане. Между тем, именно Габриэль построил первый в Европе настоящий самолет. И первую в мире фирму по производству авиационной техники основали в 1907 году вовсе не братья Райт, а братья Вуазен.

Наверное, дело в том, что Вуазен сам отказался от своей мечты. Уже к 1919 году «Анонимное общество аэропланов Габриэля Вуазена» принесло своему создателю огромные деньги. За четыре года Великой войны фабрика выпустила три тысячи истребителей и бомбардировщиков, за которые правительства стран Антанты заплатили примерно десять миллионов франков. Первый в мире воздушный бой выиграл «Вуазен III», первая в мире массированная бомбардировка тоже на его счету - в 1915-м 16 «вуазенов» стерли с лица земли фабрику отравляющих газов в Людвигсхафене. Насмотревшись на страшные разрушения, что принесли крылатые машины – в том числе те, что он сам проектировал - Вуазен не хотел строить все более совершенные орудия убийства. И вместо производства самолетов конструировал сборные дома, мопеды и, наконец, автомобили.

Но, как выяснилось, и здесь «одни пишут, другим памятники ставят». У всех на слуху фамилии Бугатти, который был, скорее, эстетом и художником, чем инженером, или Феррари – диктатора, организатора, но никак не конструктора. Между тем, и «Бугатти», и «Феррари» никогда не отличались особыми инженерными изысками. А вот автомобили Вуазена были и технически совершенными, и изысканными внешне - утонченными с любой точки зрения.

Широкое применение алюминия, пространственная рама, несущий кузов, гидравлический привод тормозов и сцепления, почти бесшумный стартер, гидроподвеска, тишайшие бесклапанные двигатели – все это «вуазены» 20-30-х годов. Получив кроме инженерного (Политехническая школа в Париже) еще и художественное (Школа искусств в Лионе, где Габриэль учился на архитектора) образование, Вуазен хотел, чтобы его машины были еще и красивыми. Не зря же среди клиентов фирмы числились не только богачи и политики, вроде персидского шаха и Франсуа Миттерана, актеры и певцы, как Морис Шевалье, Жозефина Бейкер и Рудольф Валентино, но и такие интеллектуалы, как Герберт Уэллс, Анатоль Франс и Ле Корбюзье.

Впрочем, самолеты, автомобили и прочее железо отнюдь не исчерпывали смысл жизни этого удивительного человека. Ловелас и щеголь, он любил хорошо одеваться и приударить за женщинами, особенно выделяя артисток балета. Вуазен был щедрым и благородным: он подарил некоей бедной девушке особняк в провинции, а «Роллс-Ройсу» - проект первого во Франции 12-цилиндрового мотора. Габриэль спроектировал микроавтомобильчик для бедных «Бискутер» и, получив более сотни патентов, отказался записывать на свое имя многие из собственных изобретений, считая, что они принадлежат не ему одному, а всему человечеству.

Такое донкихотство редко доводит до добра. Фирму «Вуазен» у ее хозяина отняли – в 1939 году кредиторы, а в 1945-м государство. Взамен выдав небольшую пенсию и через 20 лет сделав командором Ордена Почетного легиона. Хорошо хоть крыша над головой осталась: та самая бедная девушка, разбогатев, поселила старика в том самом особняке в провинции. Там Габриэль и провел последние годы жизни – в полной безвестности, но продолжая мечтать о небе. В конце 50-х он спроектировал сверхзвуковой реактивный пассажирский самолет средней дальности. Но победил проект «Конкорд»…


Рецензии