Доктор Маша и Высоцкий, часть 1

Туберкулезники плачут дважды в жизни - первый раз, когда ставят диагноз и на учет с этим диагнозом, и второй раз - когда снимают с учета, поскольку лишаются такой привилегии, как раз в году не более 2 месяцев отдыхать и лечиться в тубиках - противотуберкулезных санаториях, которые расположены в Крыму и на Кавказе.


И вот с таким, слезным, настроением я прилетела в санаторий. На санаторном ВКК мне установили предварительный срок прибывания в санатории, в 3,5 месяца и направили к моему лечащему врачу -  доктору Маше.


Я пошла искать ее кабинет. Санаторий располагался в первой линии, недалеко от моря. В декабре в Крыму погода стоит теплая, как парное молоко. Воздух в это время наполнен ароматами моря, водорослей и наполнен влажными испарениями, что очень хорошо для больных туберкулезом. Меня разместили в корпусе у самого моря. И я спускалась по витиеватой лестнице вниз к морю, считая ступеньки.


- 76, 79, 97, 100, 102 ступеньки. Да, а как я буду подниматься наверх в основной санаторий? - подумала я, придерживая,  еще болевший бок, и не совсем зажившие швы и шрамы после операции.


Войдя в старый, дощатый корпус, я увидела там, небольшой хол, со старым, обшарпанным  диваном, огромную развесистую  финиковую пальму, в кадке и столик дежурной медсестры, половину которого занимал, такой же старый ламповый телевизор. За столом сидела медсестра и о чем - то говорила, по такому же старому, наверно, еще дореволюционному, телефону.


- Да, хорошо. Я вас поняла, доктор Маша. А вот и она приползла. Счас спрошу... Как ваша фамилия?


Я ответила.


- Да, это - она. Хорошо сейчас я к вам ее отправлю. Ольга, так тебя, кажется зовут? Тебя через 15 минут ждет доктор  Маша.

Я поставила вещи у кадки с финиковой пальмой и приготовила документы.

- Оставляй вещи в четвертой комнате, бери документы и бегом по лестнице Здоровья, так ее у нас называют, наверх, там увидишь деревянный корпус. К нам сюда всех послеоперационных направляют. А эта лестница, она всех лечит, как сможешь бегом подняться по ней до основного корпуса, сразу и домой... Так что с почином тебя... Беги давай, да пока, не спеши... Осторожнее.

И я пошла, оставив вещи свои в корпусе. Эта лестница Здоровья, ей наверное лучше дать название - Лестница Мук земных или Лестница Грешников. 102 ступеньки к жизни или к смерти, это зависело от нас уже, кто ведь  зачем  сюда  приехал.


Певые 10 ступенек я преодолела более менее без проблем, и встала. Внутри меня что - то клокотало,  хрипело, булькало, поднималось к голу и снова спускалось в больное легкое.

Мне удалили часть легкого, и как мне объяснил хирург, моя задача сейчас сделать так, чтобы естественным путем, постараться сделать так, чтобы объем легкого восстановился и занял всю пустоту образовавшуюся в грудной клетке.


- Ну, вот  и вернулась.. Господи, как болит, но нужно идти, через не могу и через не хочу, туда, наверх, к назначенной цели, длинною в 102 ступеньки. И я шла, шла сначала по пять ступенек и отдыхала, дыша через нос по Стрельниковой, через силу, через боль, потом по 6, потом по 10 .... Это была моя лестница в будущее, лестница к  заветной цели, к моим детям.


- Ну, что, сможете преодолеть? Не спешите. Я жду - вдруг, откуда - то сверху я услышала громкий с хрипотцой голос.


Я в очередной раз остановилась, отдышалась и посмотрела наверх.


На уступе скалы, стоял еще один деревянный корпус. Он был похож на большой скворечник. Само здание  было дощатым, а веранда просто нависала над лестницей, и была обвита виноградом, поэтому ее не сразу было увидеть. На веранде все окна были открыты настежь, и в проеме стаяла немолодая женщина, с седой кулей на голове и папиросой в уголке рта. Она сначала затянулась, потом вынула  папироску изо рта, а потом с удовольствием выпустила струйку дыма и сказала:

- Да, не торопись... Я тебя жду, а раз жду то дождусь. Я же здесь живу. Носом, носом дыши...

Я постояла немного и пошла снова...


Я поднялась наверх и вошла в кабинет номер 1. Кабинет Доктора Маши был расположен на веранде. Окна были раскрыты настежь.У окна стоял старый стол - конторка, с еще дореволюционных времен, старое , обитое вытертым дермантином кресло, и несколько стульев вдоль стен. В углу стояла ширма, и шкаф красного дерева, то еще из тех давних времен довоенной поры.


- Проходи. Не бойся, здесь не простынешь. Средне - туберкулезная температура в квартире должна быть не выше +15-16 градусов. А знаешь почему? Да, ты дыши, носом, дыши не задерживай дыхание, легче потом будет. А я пока расскажу почему... Это очень просто. Просто потому, что еще Мечников заметил, что туберкулезные палочки не приживаются, если температура +15-16 и ниже, а организм при  этой температуре включает свои защитные функции  и  функции к восстановления. Вот почему вас сюда  и направляют. Климато - лечение. Морская взвесь, средне туберкулезная температура, плюс еще теренкур,  спуск и подъем в гору, при этом дает очень хороший эффект оздоровления организма, плюс препараты. Недаром вся знать сюда ездила на лечение. Ну, что отдышалась? Тогда давай знакомиться. Меня здесь все зовут доктор Маша, и ты так меня называй. Еще мой отец здесь был земским доктором, до войны. И я стала, сначала в 1942, в 16 лет медсестрой, а потом вуз и опять вернулась, и до сих пор здесь живу и работаю. Этому санаторию уже более 100 лет. Ты не смотри, что корпуса все старые, дощатые, это для легких наоборот хорошо, а еще здесь практически не топят, только немного по ночам прогревают отопление, это все в лечебных целях, чтобы поддерживать режим восстановления. А если холодно - то возьмите пятилитровые грелки на ночь, чтобы греть постели. Послеоперационных мы специально селим в самый  нижний корпус, на пляже, чтобы выздоравливающие чаще ходили по лестнице Здоровья, тем самым увеличивали объем легких. Трудно... Но, как иначе заставить некоторых людей делать дыхательную гимнастику, а тут все естественно. Утром на завтрак , потом на обед, потом процедуры или в город, затем ужин и все по ней, нашей Лестнице Здоровья. Эту лестницу сразу после войны сделали, здесь был госпиталь. Было очень много ранений в легкие и было очень много заболеваний туберкулезом. Вот тогда и придумали, спать на море, в спальниках, и ходить по этой лестнице, и ведь очень хорошо  помогала эта методика. Лекарств не было тогда достаточно, а сейчас - лечись, не хочу... Так... Ты у нас надолго здесь. Извини... Выкать не умею. Привычка с госпиталя осталась курить и обращаться на ты, так проще понимать друг друга, как бы на одном уровне, с пациентами.


- Да, ничего, для меня главное выздороветь. Меня дети ждут - сказала я.


- Дети - это хороший стимул для лечения и восстановления... А вот у меня  - нет, но зато у меня есть этот санаторий ...  А ты какую музыку слушаешь? Или любишь? - вдруг неожиданно спросила она меня и пристально на меня посмотрела, как будто бы изучая.


- Я - Высоцкого. У меня к нему особое отношение, и даже дети под него засыпают  хорошо - улыбнулась я.


-Да? Вот то- то я вижу, что все у тебя хорошо будет. Вот тебе назначение иди в лечебный корпус, на прием через неделю ко мне, время сообщу, а вот о Высоцком потом поговорим... Я его тоже уважаю...

Продолжение следует...


Рецензии