Семейная история

Изучение семейной истории в процессе патриотического воспитания и самоидентификаци.


«В истории каждой семьи, словно в капле воды, отражается целый мир, вся трагическая и великая история нашей Державы».

«В настоящее время очень многие соотечественники интересуются своим родословием. И это очень отрадно, потому что патриотизм начинается с семьи, с любви и уважения к собственным родителям и прародителям. В идеале у каждой семьи, независимо от сословной принадлежности предков, должна быть своя записанная история. Наши предки дали нам жизнь, без них не было бы и нас. Поэтому они достойны того, чтобы о них помнили хотя бы мы, их потомки».
 
«Но сохранение родовой памяти - не только дань предкам. Еще большее значение оно имеет для следующих поколений. Человек должен понимать, что он не оторванный листок, летящий в хаотичном вихре, а ветвь на живом древе, имеющем корни и мощный ствол».

«У личности, осознающей принадлежность к своей семье, а через нее к своему народу и своей стране, самоидентификация гораздо глубже и серьезнее, чем у тех, кто живет без исторической памяти».

Глава Российского Императорского Дома Романовых
Е.И.В. Государыня Великая Княгиня
Мария Владимировна

***

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

«Время собирать камни» (Екклесиаст, 3:5)

Когда я в 1980-х годах начал всерьёз интересоваться историей семьи, моя бабушка по линии отца Надежда Сергеевна поведала мне, что незадолго до начала Великой войны 1914-1918 гг. её отцу иерею Сергию Страхову предлагали составить родословное древо и собрать подробные сведения о предках. Эти услуги, естественно, были платными, и вдовый священник, на попечении которого осталось 5 детей, не решился тогда пойти на такие траты. В то же время, он не отверг саму идею и намеревался со временем вернуться к генеалогическим розыскам. Однако вихрь последующих кровавых событий не только отсрочил осуществление такого намерения, но сделал его практически невозможным.

В период массовых репрессий огромное количество семейных архивов погибло. Уничтожение ценнейших документальных собраний происходило и из-за варварства, и из-за небрежения, а нередко и по причине сознательного уничтожения собственного наследия ради выживания. Люди, осмеливавшиеся хранить память о своих предках, фактически держали у себя дополнительные основания для собственного смертного приговора или длительного заключения в лагере.  И это касалось не только «эксплуататорских классов». Другая моя бабушка (со стороны мамы) Вера Макариевна вспоминала, что когда в 1937 году пришли арестовывать её отца Макария Илларионовича Мельникова, человека исключительно «рабоче-крестьянского происхождения», члена ВКП(б), состоявшего в руководстве завода «Красный выборжец» и всецело верившего в «идеалы коммунизма», при обыске живое внимание сотрудников карательных органов привлекла даже какая-то случайно затесавшаяся на полке старая книжка, в которой оказался портрет императора Николая II. Что уж говорить, например, о документах, свидетельствующих о службе самих граждан в государственных учреждениях и военных частях до революции, о фотографиях в форме императорской армии и т.п. Меня до сих пор удивляет, как в семье моего отца имели мужество сохранить альбом с фотографиями, в том числе, с дарственной надписью св. Иоанна Кронштадтского, несколько икон и богослужебных книг, знак Александровского военного училища и похвальные листы расстрелянного во время Красного террора в Крыму в 1920 г. брата бабушки Александра Сергеевича Страхова, календарик, раздававшийся в войсках от имени императрицы Александры Феодоровны… Нашим современникам трудно понять, насколько это было опасно. А тогда многие – даже не ради себя, а ради безопасности своих детей – сжигали в печи книги из семейной библиотеки, рукописные мемуары дедов и прадедов, официальные бумаги и дорогие сердцу письма, вырезали из фотографий лица репрессированных родственников и знакомых, избавлялись от любых напоминаний о прошлом своего рода.

Профессиональная генеалогия (1) в нашей стране не умерла, потому что без неё невозможны полноценные исторические изыскания. Ученые старой закалки, такие как Н.П. Лихачев (1862-1936), Б.С. Веселовский (1876-1952), В.К. Лукомский (1882-1946), А.А. Сиверс (1866-1954) и некоторые другие передали традиции русской генеалогической школы ученикам, родившимся и обучавшимся уже в советский период. Однако из общественного бытия родовая память выкорчёвывалась как чуждое явление, несовместимое с правильным «советским образом жизни».

Вообще отношение к традиционным устоям общества и основам самоидентификации личности у коммунистического режима было противоречивым. Даже сама по себе нравственность – источник всего традиционного мировоззрения - заслужила от В.И. Ленина такие слова: «Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственно¬сти разоблачаем» (2). При этом большевики признавали утилитарное значение нравственности, своеобразно понимаемой ими как «борьбу за укрепление и завершение коммунизма» (3). То же самое коснулось патриотизма, который поначалу был у коммунистов   ругательным словом и основанием для расстрельных приговоров, но потом трансформировался в допустимый и поощряемый «советский патриотизм», предполагавший любовь не просто к Родине, а только и исключительно к «социалистической Родине», «Советской Родине»(4). Тоталитарный характер режима предполагал идеологизацию всех сфер жизни. Но, с другой стороны, жизнь неизбежно пробивалась через асфальт партийных догм и правил. Так постепенно начали возрождаться религиозные поиски, расширялось понятие патриотизма, вновь пробуждался интерес советских граждан к истории Отечества во всей её полноте, в том числе - к прошлому своих родов.

Действительно, если изучение «классово чуждых» предков считалось предосудительным и подозрительным, то вполне дозволенным и даже похвальным в СССР стало сохранение памяти о «традициях революционной борьбы», о рабочих и прочих профессиональных династиях, о военных подвигах отцов и дедов. И это, вне всякого сомнения, было положительным явлением. Идеологические установки чрезвычайно ограничивали временные и тематические рамки подобных исследований. Но сами разрешённые Коммунистической партией направления, несомненно, составляют неотъемлемую часть общей истории и заслуживают не менее глубокого изучения, чем любые другие вопросы бытия человечества во времени. А по мере того, как люди узнавали о судьбах родственников, отличившихся при советской власти, они «входили во вкус» самого процесса исследования, и у них возникало закономерное и естественное желание узнать также о более глубоких истоках своих родов, прикоснуться к запретным страницам, восстановить добрые имена незаконно репрессированных и несправедливо преданных забвению…

1980-1990-е гг. вошли в историю как время мучительного кризиса. Это был чрезвычайно противоречивый период, исполненный великими надеждами и тяжкими разочарованиями, отмеченный преодолением прежних несчастий и помрачений и приходом новых бед и соблазнов. К положительным явлениям той эпохи следует отнести(5) возвращение осознания важности изучения семейной истории.

Ещё до падения коммунистического режима в СССР состоялась Всесоюзная конференция «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования», организованная в 1989 г. Московским государственным историко-архивным институтом (МГИАИ) (6). Она открыла новый этап не только сугубо научного, но и общественного обсуждения роли генеалогии в жизни государства, общества, семьи и каждой личности, методологии поиска, сохранения и анализа данных. Возродились Историко-родословное общество в Москве и Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге; появились организации, объединяющие потомков дореволюционных сословий и просто любителей генеалогии; вышли в свет специализированные журналы. По мере совершенствования компьютерных технологий созданы базы данных, а с появлением Интернета – сайты и страницы в социальных сетях, посвященные истории родов. Открылись для более широкого доступа частных лиц многие государственные архивы, стали доступнее их услуги.

Конечно, по сей день существует много различных проблем, стоящих как перед профессиональными историками-генеалогами, так и перед частными лицами, желающими самостоятельно создать историческое описание своего рода. Но самое главное – в российском государстве и гражданском обществе крепнет убежденность в необходимости «создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»(7). Естественно, такое воспитание невозможно без преемственности поколений, уважения к памяти предков и извлечения уроков из пройденного ими пути.

***

Правовые и мировоззренческие основы сохранения и укрепления традиционных ценностей и исторической преемственности

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ № 400 от 2 июля 2021 г. и являющейся «базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу»(8), утверждается: «В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения»(9).

Среди традиционных российских духовно-нравственных ценностей в «Стратегии национальной безопасности РФ» выделяются, в первую очередь, «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»(10). Этот список, конечно, не является исчерпывающим.

Духовно-нравственные ценности имеют неразрывную связь с религиозной составляющей жизни народа. В Конституции нашей страны закреплено, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство»(11).

В числе приоритетных задач «Стратегии национальной безопасности РФ» указана «поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизацию российского общества, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму»(12).

В «Общих положениях» «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденных указом Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г.(13), отмечается: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию»(14).

«Стратегия национальной безопасности РФ» провозглашает необходимость «сохранения российской самобытности» и «культурного суверенитета». «Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России» в этом акте признаётся одним из национальных интересов, а «российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности» - «основой государственности» и «фундаментом для дальнейшего развития страны»(15).

Среди задач, решение которых необходимо для защиты традиционных ценностей, «Стратегия национальной безопасности РФ» ставит «укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян», «развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству», «поддержку общественных проектов, направленных на патриотическое воспитание граждан, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации», «сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа», «духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах»(16).

В «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в числе главных направлений деятельности указываются «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей; повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории»(17).

Целями государственной политики, согласно этому основополагающему акту, являются «передача традиционных ценностей от поколения к поколению» и  «формирование на международной арене образа России как хранителя и защитника традиционных ценностей»(18), а задачами - «сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете»(19).

Таким образом, в 2020-е гг. в России впервые после революции 1917 года на государственном уровне сложилась достаточно стройная система правовых норм и мировоззренческих основ, поддерживающая традиционные духовно-нравственные ценности, обеспечивающая их защиту и укрепление.


***

Роль семейной истории в процессе общечеловеческой и гражданской самоидентификации

Конечно, начала и принципы, изложенные в Конституции, законодательстве и важнейших государственно-правовых актах в сфере национальной безопасности и защиты суверенитета, нуждаются в последовательном применении и дальнейшем органичном развитии. Самые совершенные акты права не приведут к достижению заявленных в них целей, если не будут чётко исполняться государственными учреждениями и гражданами, не встретят понимания и поддержки гражданского общества (20).

Духовно-нравственные ценности, вера и патриотизм не могут быть навязаны силой или насаждены начётничеством. Формализм и казёнщина в их отстаивании неминуемо породят протест и отторжение, прежде всего, в среде молодёжи, особенно остро реагирующей на любое лицемерие старшего поколения. Подлинные и прочные традиционалистские и патриотические убеждения закладываются воспитанием, основанным на личном примере, на откровенности и честности в осмыслении прошлого нашей Родины. Первые уроки такого свойства каждый человек должен получить с детства в семье. И подобно тому, как постижение Вселенной во всём её необъятном многообразии для формирующейся личности начинается с небольшого семейного мiра, так и к познанию истории своей страны и всего человечества в идеале каждому целесообразно приступить путем ознакомления с историей своих семьи и рода. 

Поэтому и в образовательно-воспитательном процессе, и в общественно-просветительской деятельности необходимо максимально широко популяризировать интерес к семейной истории.  Нужно стремиться к тому, чтобы у большинства российских семей бережно хранился родовой архив и существовала семейная хроника, передаваемая от поколения к поколению, постоянно дополняемая и продолжаемая.

«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

«На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.

«Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш отчий край – пустыня,
Душа - алтарь без божества».
- писал основоположник русского литературного языка великий поэт, писатель и драматург А.С. Пушкин.

А выдающийся учёный и философ священник П.А. Флоренский утверждал: «Когда говорится о генеалогическом дереве, то пользуются образом гораздо более уместным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в третье измерение, а во время, т.е. измерение четвертое. (…) Жизненная задача всякого - познать и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою, как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества»(21).

***

Составление истории рода доступно каждому

Существует множество научных теоретических и практических трудов, справочников и методологических указаний по генеалогии, с которыми следует ознакомиться всем, кто хотя бы соприкоснулся с процессом исторических исследований. В рамках же данного введения, предваряющего сборник биографических статей и воспоминаний, ставится цель дать советы и разъяснения тем, кто находится в самом начале пути, чтобы они не видели в написании семейной истории некоего непосильного труда. Для того, чтобы приступить к этому делу, совершенно не обязательно самому быть историком-профессионалом или обращаться к специалистам, оказывающим платные услуги. Даже если впоследствии исследователь-любитель обретёт квалификацию историка или изыщет средства для вознаграждения труда генеалогов и архивистов, он должен предварительно собрать доступный информационный материал, который ляжет в основу дальнейших изысканий.

***

Реферат «Моя семья в истории моей страны» - первый опыт на пути создания полноценной истории семьи. Познавательное, педагогическое и общественное значение этой темы

Изложенные здесь методологические рекомендации основаны как на трудах историков-генеалогов, так и на практическом опыте работы со студентами Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Подчеркнем, что руководство генеалогическими изысканиями учащихся именно негуманитарных специальностей позволило учесть возможности людей, не обладающих профессиональными знаниями, умениями и навыками в историко-архивной деятельности.

Университетские учебные планы предполагают написание каждым студентом реферата – краткого доклада, в котором на основе обобщения информации из разных научных трудов и исторических источников рассматривается одна из проблем прошлой социальной реальности или один из вопросов теории и методологии исторической науки. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом одного или нескольких исторических источников и научных трудов по определённой теме, систематизацию материала и его краткое изложение. Цель написания реферата – научить студента навыкам лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

Развитие Интернета и внедрение Искусственного Интеллекта расширяют возможности добросовестных исследователей, но в образовательном процессе, скорее, создают проблемы. Несмотря на наличие технологий борьбы с плагиатом и разными формами уклонения от индивидуальной интеллектуальной деятельности, преподавателям становится всё труднее добиться самостоятельности студентов в написании их учебно-научных сочинений. Одним из способов хотя бы частичного преодоления соблазна скопировать чужой текст или переложить аналитическую работу на Искусственный Интеллект является предложение темы, которая, во-первых, в большинстве случаев станет близкой учащемуся, а во-вторых, для освоения которой неизбежно придётся произвести самостоятельные действия. Одна из подобных тем в обобщённой формулировке – «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ».

Помимо своего прямого назначения – изучения семейной истории – данная тема позволяет решить важные педагогические и общественные задачи.

Во-первых, благодаря её разработке в общих чертах постигается «ремесло историка»; обретается понимание, как формируется историческое знание; происходит избавление от легкомысленного мнения, что история, якобы, это всегда «набор мифов, выгодных тем или иным политическим силам».

Во-вторых, создавая биографии своих предков и родных, мы начинаем ясно понимать, что история каждой нации и всего человечества складывается из людских судеб; что народ – это не «масса», а совокупность личностей; что каждый человек уникален и заслуживает памяти, по меньшей мере, своих потомков.

***

С чего начать

На первом этапе работы над рефератом авторам предлагается:

1) Установить значение и происхождение фамилий (наследственных имен семьи), встречающихся в их роду по мужским и женским линиям (22). Важно понимать, что происхождение фамилий нередко влияет на их значение. Здесь авторам предстоит провести небольшое исследование на стыке истории, краеведения и ряда разделов языкознания (ономастики (23), этимологии (24), диалектологии (25)).

2) По возможности установить происхождение различных родовых линий по географическому и социальному признакам. Наличие сведений о местах рождения, проживания, службы, путешествий, смерти, мест захоронений родственников; о сословной принадлежности до революции и социальном статусе после революции позволит наметить пути дальнейшего поиска информации.


3) Составить не менее двух родословных таблиц: восходящую и нисходящую. В восходящей таблице указываются только прямые предки автора, а в нисходящей, «спускающейся» от наиболее отдаленных установленных предков – также и боковые родственные линии. На основе более подробного нисходящего древа имеет смысл начать составление поколенных росписей (26), в которых можно указывать больше данных, чем в родословном древе -  годы жизни, места рождения и смерти, браки и пр.

***

Устный опрос родственников

Следующим этапом является устный опрос родственников (с письменной, а по возможности и с аудио и видео фиксацией) и изучение и систематизация сохранившихся семейных документов, а также семейных реликвий и предметов быта старших поколений.

Устный опрос в каждом случае дело сугубо индивидуальное. Некоторые родственники с радостью делятся своими воспоминаниями, а некоторые наоборот относятся к таким беседам настороженно и неохотно. Некоторые готовы выступить «под запись», а у кого-то это вызывает психологические проблемы. Опрашивающий должен проявить максимальную деликатность, найти подходящие время и обстановку, научиться внимательно слушать, а в случае надобности задавать направление беседе наводящими вопросами, вовремя остановиться, если некоторые воспоминания вызвали у опрашиваемого сильные эмоциональные переживания и т.д. Важно, чтобы родные в полной мере почувствовали, что их расспрашивают не из праздного любопытства, а с любовью и уважением к ним, их предкам и пройденному ими жизненному пути; с желанием сохранить их опыт для следующих поколений.

Опрос ни в коем случае не должен превратиться в допрос или в некое формальное анкетирование. Но существует более-менее типовой список вопросов, которые в различных комбинациях можно задать родственникам в процессе непринужденной беседы.

Если по документам не удалось установить полные фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, и прочие сведения, нужно поинтересоваться, не сохранились ли они хотя бы приблизительно в памяти. Каковы по семейным преданиям истоки рода? Кем были предки и родственники до революции в сословном и профессиональном смыслах? Какова степень и форма их участия в событиях XX – начала XXI вв. (Русско-японской войне 1904-1905 гг. и Первой Мировой войне 1914-1918 гг., Революции 1917 г. и Гражданской войне, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах советского периода, событиях политической, экономической, религиозной, общественной жизни)? Каково их отношение к религии? Какие у них политические убеждения и партийная принадлежность? Подвергались ли они политическим репрессиям и были ли реабилитированы? Привлекались ли к суду по другим обвинениям? Имеют ли государственные и авторитетные общественные награды? Каковы их внешний вид, личностные качества, характер, темперамент, вкусы? Какие традиции и привычки для них характерны, что передали или желали бы передать следующим поколениям? Каковы их увлечения (литературное и художественное творчество, ремёсла, коллекционирование, кулинарные предпочтения, путешествия, охота, рыбная ловля и т.п.)? Какие интересные истории из своей жизни и семейные предания сохранились в их памяти? Что яркого в первую очередь запомнилось в процессе общения с другими родными? Известно ли что-либо об их друзьях, сослуживцах, других людях, сыгравших в их жизни важную роль?  Если речь идёт о покойных родственниках – каковы были обстоятельства их смерти и погребения; где находятся их захоронения?

Разумеется, этот перечень вопросов неполон. В беседах может всплыть неограниченное множество тем и направлений.

Семейные предания, особенно если это не личные воспоминания, а пересказ более ранних повествований, нуждаются в уточнении и перепроверке, подтверждении (или опровержении) на основе более надежных источников. Тем не менее, человеческая память сохраняет фрагменты информации, способные помочь «нащупать» направления поиска объективных данных. А мифы, даже если они не находят полного либо частичного подтверждения в реальности, тоже являются частью исторических представлений и формируют общую среду восприятия прошлого, которую тоже необходимо изучать. Просто нужно различать миф-обман от мифа-символа, возвышающего обобщенную реальность до высокого духовного и аллегорического образа (27).


***

Формирование семейного архива

Одновременно с беседами осуществляется изучение сохранившихся документов и формирование из них семейного архива.

В состав семейного документального наследия входят:

1) Официальные документы:

- государственные и ведомственные документы о рождении, обучении и повышении квалификации, семейном положении, военной и гражданской службе, награждениях и поощрениях, проживании, наличии собственности, участии в предпринимательской деятельности, различных прочих правоотношениях, пенсии, состоянии здоровья, смерти, погребении;

- документы Церкви и других традиционных конфессий о совершении таинств, религиозных церемоний и обрядов, об участии в деятельности религиозных организаций;

- документы политических партий и общественных, научных, творческих и т.п. организаций.

2) Личные документы:

- переписка;

- дневниковые записи;

- записанные воспоминания;

- разного рода сочинения (научные, учебные художественные и т.д.) и рисунки;

- имущественно-хозяйственные материалы;

- фотографии;

- аудио и видео материалы и пр.

Документы сохраняются на бумажных носителях в подлинниках и копиях, а также на электронных носителях.

Документальное наследие, дошедшее до нас на бумажных носителях, следует постепенно оцифровать. Это, во-первых, позволит обеспечить большую сохранность оригинальных бумажных документов, фотографий, аудио и видеозаписей. Во-вторых, оцифровка чрезвычайно облегчит систематизацию информации по разным принципам, в зависимости от направлений исследований. Один и тот же документ в электронном виде можно многократно поместить в разные электронные папки в хронологическом, персональном, географическом и иных порядках. В-третьих, наличие цифровых копий способствует сотрудничеству с дальними родственниками. У каждой ветви рода сохранилась некая часть его наследия, и далеко не все готовы расстаться с оригиналами, даже если в целом они поддерживают Ваше стремление создать родовой архив и написать родовую историю. А вот предоставить копию или дать возможность сфотографировать либо отсканировать документы и предметы согласится гораздо большее число людей. Тем более, если Вы, в свою очередь, предложите им в обмен копии из своего собрания.

При разборе семейного архива необходимо придерживаться следующих принципов:

1) Все документы должны быть собраны в одном месте, пригодном для хранения, вдали от источников сырости, тепловых приборов, попадания прямого света. Оптимальный температурно-влажностный режим: не более плюс 20 градусов, влажность в пределах от 30 до 40%.
2) Если документы обнаружены не в хаотичной россыпи, а были систематизированы предками в том или ином порядке (даже не соответствующим правилам научной архивной систематизации), этот порядок нужно сохранить для лучшего понимания взаимосвязи между документами.
3) При разборе россыпи целесообразно придерживаться персонально-хронологического принципа, то есть завести личное дело на каждую персоналию, а в рамках дела поместить документы, относящиеся к жизни и деятельности этой персоны, в хронологическом порядке. При наличии большого количества документов схема систематизации может быть усовершенствована и усложнена, и в неё добавлены географический, ведомственный, тематический и иные принципы, в зависимости от обстоятельств жизни и родов деятельности личности.
4) Все дошедшие до нас документы и даже их фрагменты подлежат сохранению. Ничтожные, на первый взгляд, записка, чек, квитанция, папка, закладка, обрывок конверта и т.п. могут дать ценные подсказки при анализе более содержательных документов.
5) Сложенные документы нужно аккуратно развернуть и в дальнейшем хранить в развёрнутом виде, чтобы они не продолжали разрушаться на сгибах.
6) Документы (даже ветхие и разрушающиеся) ни в коем случае нельзя ламинировать. На стадии первичного разбора можно использовать канцелярские файлы, но для длительного хранения лучше переложить документы в бумажные конверты из бескислотной бумаги и на каждом из этих конвертов написать заголовок и дату документа (документов).
7) Документы раскладываются по папкам, а папки хранятся в картонных коробках или на книжных полках либо на стеллажах.
8) Оцифрованные документы помещаются в электронные папки в том же порядке. В дальнейшем каждый документ можно копировать и помещать эту копию в другие электронные папки по персональному, географическому, тематическому или любому другом принципу. Извлечение электронного документа из изначальной папки не допускается, чтобы не потерять связь с другими документами. Если это случайно произошло по невнимательности, нужно обратиться к оригиналам и восстановить содержание электронной папки в первоначальном составе.
9) Заголовки документов (как на конвертах, так и в электронном виде) удобно оформлять по следующему образцу: дата документа в формате ГОД-МЕСЯЦ-ЧИСЛО – название документа с данными, достаточными для понимания содержания. Например: 1897-08-20 Метрическая запись о рождении А.В. Иванова; 1930-06-24 Семья Петровых на даче и т.п. Указание даты в формате ГОД-МЕСЯЦ-ЧИСЛО помогает расположить документы в хронологическом порядке, что в большинстве случаев является наиболее удобным для поиска и использования, какова бы ни была тема исследования (28).
10) Чтобы не утратить результаты своего труда, целесообразно хранить семейный архив (как, впрочем, и любую иную ценную информацию) в нескольких экземплярах – на жёстком диске компьютера, в «облаке» и на съемных дисковых накопителях.
11) Составляются описи содержания каждой папки (внутренняя опись дела) и коробки/полки (опись дел). Указывается дата составления описи.
12) При сортировке документов не следует использовать металлические либо пластиковые скрепки. Если обнаруживаются старые скрепки, их нужно изъять, а чтобы не нарушить целостность соединенной ими группы документов, поместить их в файл (при первичной обработке), а затем в конверт – для постоянного хранения.
13) Наклеенные фотографии не следует отрывать от альбомных листов, а фотографии, сохранившиеся отдельно, нельзя наклеивать или помещать в альбомы с «магнитными» страницами. На оборотах фотографий может содержаться ценная информация. Если она сделана предками, её нужно зафиксировать, но самим на фотографиях и их оборотах уже никаких записей наносить нельзя. Если мы при устном опросе или в процессе ознакомления с документами узнаём дополнительную информацию о лицах и событиях, запечатленных на фотографиях, эти сведения нужно сохранить отдельно в письменной и электронной форме. В альбомы тоже лучше ничего не вписывать, а вложить листы с описанием фотографий.


***

Семейная библиотека

Изучению подлежит и семейная библиотека. Её состав свидетельствует о круге интересов и литературных вкусов предков, а автографы, дарственные и владельческие надписи, экслибрисы (29), штампы, пометки на полях и т.п. дают ценную информацию.

***

Реликвии и предметы быта

О многом могут рассказать не только документы и книги, но и предметы – 1) семейные реликвии; 2) награды; 3) бытовые вещи (мебель и части интерьера, посуда, одежда и аксессуары, письменные принадлежности, орудия труда и технические приспособления, снаряжение для увлечений, предметы гигиены, детские игры и игрушки, сувениры, украшения, безделушки и пр.); 4) плоды творчества; 5) коллекции (30).

***

Продолжение поиска. Интернет и архивы

Интернет

Сколь бы ни были обширными сведения, полученные в ходе бесед с родственниками и изучения семейного архива, обязательно обнаружатся «чёрные дыры и белые пятна» на страницах семейной истории. Восполнить информационные лакуны в значительной мере позволят обращения к открытым источникам и базам данных, размещённым в Интернете (31), поиск родственников в социальных сетях и направление запросов в государственные архивы.

На этом пути сначала следует обратиться к базам данных. Например, если Вы изучаете вклад Вашего предка в защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., то найдёте информацию на сайтах «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/; «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/; «Бессмертный полк» https://www.moypolk.ru/; если исследуете биографию ветерана I Мировой войны, то обратитесь к сайтам «Памяти героев Великой войны 1914-1918 гг.» https://gwar.mil.ru/heroes/; «Первая мировая война 1914-1918 гг.» https://1914.svrt.ru/ ; если пишете о жертвах массовых репрессий, Вам могут помочь сайты «Бессмертный барак» https://bessmertnybarak.ru/; «За Христа пострадавшие» «Открытый список» https://ru.openlist.wiki/: и т.д.

Благодаря информации и копиям документов, размещённым в базах, Вы сможете восполнить и уточнить некоторые сведения. Появятся новые нити, ведущие к следующим открытиям. Последовательно вводя затем в поисковые системы в различных комбинациях имена, даты, географические наименования, названия учреждений и организаций, наименования событий и т.д., исследователь может обнаружить множество полезных данных – как общеисторического свойства, так и непосредственно о своих родных. Но даже если Вы сразу не найдёте на просторах Интернета упоминаний Ваших родственников, Вам встретятся, например, мемуары и жизнеописания людей, оказавшихся в схожих жизненных обстоятельствах. Всё это станет ценным подспорьем и ориентиром для дальнейших увлекательных поисков.

***

Обращение в государственные архивы

Рано или поздно возникнет потребность направить запросы в государственные архивы и многофункциональные центры (МФЦ). На их сайтах изложены правила подачи заявлений, разъясняются правовые вопросы, касающиеся получения информации (в частности, в каких случаях требуется документальное подтверждение родства), указана стоимость услуг. Естественно, чем больше Вы укажете сведений, уже обнаруженных Вами ранее, тем легче и быстрее сотрудники МФЦ и государственных архивов смогут найти нужные Вам документы. Ещё плодотворнее, если Вы найдёте время прийти в архив и самостоятельно поработать в каталоге и читальном зале. В этом случае, во избежание спорных и конфликтных ситуаций, ознакомьтесь заранее с правилами работы архивов с частными лицами (32).

***

Электронный архив

Постепенно у Вас сформируется несколько комплексов информации: собственно семейный архив, коллекции, реликвии, бытовые предметы, скопированные файлы и присланные копии на бумажных носителях и в электронном виде. Архив будет располагаться в том виде, в каком он до Вас дошёл, в отведённом для этого месте. Предметы рассредоточены по Вашему дому. Присланные файлы – в компьютере. Для работы со всеми историческими источниками (словесными (письменными и устными) и вещественными) и прочими сведениями во всей их совокупности нужно завести на рабочем столе своего компьютера папку «СЕМЕЙННЫЙ АРХИВ» или «ИСТОРИЯ СЕМЬИ».

Примерный перечень внутренних папок: «ПЕРСОНАЛИИ», «АРХИВНЫЕ КОПИИ», «СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ», «СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА», «КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИЙ», «ГЕОГРАФИЯ РОДА», «ФОТОАЛЬБОМЫ», «ПРЕДМЕТЫ БЫТА», «СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ» и др.

В папке «ПЕРСОНАЛИИ» внутренние папки озаглавливаются в формате ФАМИЛИЯ-ИМЯ-ОТЧЕСТВО и располагаются в алфавитном порядке. Файлы внутри каждой папки - в хронологическом порядке. Один и тот же документ в электронном виде может быть размещен в нескольких папках, если он касается разных людей (например, дореволюционные метрические записи, где указаны имена родителей, а в числе крестных также могут упоминаться родственники; свидетельства о рождении, выданные органами ЗАГС (33), где указаны родители; свидетельства о браке; письма и дневниковые записи с упоминанием многих родных; фрагменты исторических источников и статей, где упоминается несколько членов семьи и т.п.).

В папке «АРХИВНЫЕ КОПИИ» внутренние папки озаглавливаются по названиям архивов и учреждений, из которых получены копии. Например: «ГАРФ» (34), «ЦГАМ» (35) и т.п. Файлы внутри каждой папки – по номерам дел. Например: «Ф. 707, оп. 1, д. 1002» (36). В папке «АРХИВНЫЕ КОПИИ» рекомендуется хранить все копии, полученные из архивов и прочих учреждений, не перенося их в другие папки, а каждый раз дублируя в случае необходимости. Если объем памяти компьютера из-за этого окажется перегруженным, то можно переместить редко используемые папки на съемные носители. Но важно не нарушить целостность документальных комплексов. Во многих случаях возникающие вопросы оказывается легче решить, если обращаться не к рассредоточенным документам по отдельности, а к их совокупности в исторической системной взаимосвязи.

В папке «СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ» внутренние папки могут озаглавливаться примерно так: «СВЯТЫНИ», «НАГРАДЫ», «ПИСЬМА С ФРОНТА», «ПЛОДЫ ТВОРЧЕСТВА» и т.п. Файлы внутри каждой папки – по названиям в алфавитном (для предметов) или хронологическом (для документов на бумажных носителях) порядке.

В папке «СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА» содержится каталог книг, в первую очередь, представляющих наибольший исторический интерес: редкие издания; издания с дарственными надписями и пометками; опубликованные произведения предков и родственников и т.п. Для перечня таких книг и периодических изданий (газет, журналов, альманахов) целесообразно создать папки, в которых поместить фотокопии обложек, титульных листов, страниц, содержащих надписи, а также краткие описания. Их озаглавливают кратко, например: «Хитров М. Александр Невский», и размещают в алфавитном порядке. В файлах указываются полные библиографические данные, места хранения и комментарии об исторической значимости. Например: «Хитров М. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. – М.: Тип. И.Д. Сытина, 1893. – 278 с. - Шкаф № 2. - Книга из собрания прадеда Петрова А.И. - Дарственная надпись: «Дорогому Саше в День Ангела от Нины. 23 ноября 1895 года». Личность Нины не установлена».

В папке «КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИЙ» внутренние папки озаглавливаются по направлениям коллекционирования. Например: «ФИЛАТЕЛИЯ» (37), «БОНИСТИКА» (38), «НУМИЗМАТИКА» (39), «ФИЛОКАРТИЯ» (40), «ЖИВОПИСЬ», «ФИЛОФОНИЯ» (41), «КАМПАНОФИЛИЯ» (42) и т.п. Файлы внутри каждой папки – в соответствии со спецификой каждого вида коллекционирования. Для этого следует ознакомиться со специальной литературой.

В папке «ГЕОГРАФИЯ РОДА» внутренние папки озаглавливаются по наименованиям населенных пунктов и местностей, связанных с историей семьи. Например: «МОСКВА», «ТВЕРСКАЯ ГУБЕРНИЯ» и т.п. Внутри папок прочие папки и (или) отдельные файлы озаглавливаются по округам, районам, слободам, улицам (в городах), названиям уездов, волостей (в позднейший период – областей и районов), сёл и деревень и т.п. Например: «ПЯТНИЦКАЯ УЛ.» (в папке «МОСКВА»), «ДМИТРОВСКИЙ УЕЗД» (в папке «МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ»), «ДМИТРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ» (в папке «ДМИТРОВСКИЙ УЕЗД») «ЖЕСТЫЛЕВО» (в папке «ДМИТРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ» и т.п. Если географических объектов не очень много, эту схему можно упростить. Но в самих описательных файлах обязательно нужно давать полную информацию о географическом объекте, так как, например, одноименные села встречаются в разных уездах и губерниях, и может возникнуть путаница.

В папке «ФОТОАЛЬБОМЫ» внутренние папки могут быть озаглавлены пофамильно: «СМИРНОВЫ. Фотоальбом 1950-х гг.», «НИКОЛАЕВЫ. Фотографии 1970-х гг.», «КИРИЛЛОВ Матвей Петрович (1856-1916). Фотографии» и т.п. Если в папке помещены оцифрованные фотографии из альбома, их нужно пронумеровать в той последовательности, в которой они вставлены или наклеены в альбоме. Если фотографии хранятся по отдельности, то можно постараться выстроить их по персональному принципу в хронологической последовательности, руководствуясь сохранившимися надписями, комментариями здравствующих родственников и прочими сведениями.

В папке «ПРЕДМЕТЫ БЫТА» может быть размещён перечень предметов, унаследованных от предков, как используемых, так и не используемых, но сохраненных на память. В зависимости от количества следует сделать либо общий перечень в алфавитном порядке, либо (если предметов много) классифицировать их по внутренним папкам» «МЕБЕЛЬ», «ПОСУДА», «ОДЕЖДА И УНИФОРМА», «ТЕХНИКА», «ИНСТРУМЕНТЫ», «ИНТЕРЬЕР», «АКСЕССУАРЫ», «ИГРУШКИ», «СУВЕНИРЫ» и т.п. В каждом файле излагается известная информация о предмете, времени и месте его изготовления, приобретения, принадлежность, обстоятельства использования, семейные предания, связанные с данной вещью.

В папке «СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ» помещается вся сопутствующая общеисторическая информация. Здесь рекомендовать какой-то единый принцип систематизации вряд ли уместно. Можно лишь посоветовать озаглавливать папки и файлы таким образом, чтобы сразу было понятно, что в них содержится, Например: «Бронницкий уезд. Достопримечательности», «Адрес-календари Таврической губернии», «Храм Успения на Покровке», «Революция и Гражданская война», «Массовые репрессии», «Великая Отечественная война», «Освоение целины. 1954-1965», «Олимпиада 1980 г.»  и т.п.
 
***

Принцип мозаики

Мы рассмотрели общие методы сохранения семейного исторического наследия и поиска дополнительной информации. Но написать сразу историю всего своего рода от его истоков до наших дней – задача, вряд ли посильная даже для большинства профессиональных историков. «Семейная летопись», обычно, складывается постепенно, как мозаика, из отдельных фрагментов – биографий; статей и очерков о линиях рода, событиях и явлениях; научно-справочных материалов.

Собрав начальную информацию о роде, можно конкретизировать тему первого исследования (в случае с учащимися – реферата), ориентируясь на те личности, которые являются наиболее яркими представителями рода и о которых сохранилось больше всего сведений. Только не забывайте, что «неинтересных» личностей не существует в принципе. Биография каждого человека заслуживает внимания. При выборе конкретных тем нужно лишь определить последовательность. Но недопустимо игнорирование какой бы то ни было личности, о существовании которой стало известно. Кажущаяся незначительность, наличие неприятных черт, грехов, неблаговидных поступков и даже преступлений, любые другие факторы негативного свойства не мешают сохранить память о человеке, выявить положительные моменты в его жизни, а из отрицательных явлений извлечь уроки.


***

Персональные данные

Чтобы иметь представление, «с кого начать», следует завести на каждого родственника и свойственника из Вашего родословного древа персональное дело. По мере сбора информации о каждом человеке нужно постараться установить основные факты его биографии, а уже потом проанализировать, достаточно ли сведений на данный момент, чтобы расширить повествование и претворить его в полноценную статью (реферат).

Для установления фактов биографии рекомендуется следовать примерной анкете (43):

№ Вопросы Данные Источник информации (документ или устные воспоминания)
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата рождения
3. Место рождения
4. Вероисповедание
5. Дата и место крещения (для христиан) или совершения религиозной инициации иного вероисповедания
6. Восприемники (духовные наставники и попечители)
7. Национальность
8. Гражданство
9. Места жительства с указанием дат
10. Семейное положение
11. Место и дата бракосочетания (религиозного и гражданского). Если брак расторгнут – место и время развода
12. Ближайшие свойственники (родители и  родственники супругов)
13. Факты усыновления, удочерения, опеки (ВОЗМОЖНО, КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
14. Сословная принадлежность (для дореволюционной истории), социальная принадлежность
15. Образование (с наименованиями средних и высших учебных заведений и датами обучения
16. Места службы (с наименованием учреждений и датами прохождения службы) (В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ СЕКРЕТНОСТИ)
17. Войсковые подразделения (для кадровых военных и лиц, проходивших воинскую службу) с датами прохождения службы (В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ СЕКРЕТНОСТИ)
18. Чины (звания) и даты их присвоения
19. Должности и даты назначения
20. Награды и даты награждения
21. Титулы, почётные звания и даты присвоения
22. Сведения о здоровье (КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
23. Владение и пользование землей и прочей недвижимостью (ВОЗМОЖНО, КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
24. Нахождение под судом (ВОЗМОЖНО, КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ); применение политических репрессий с указанием дат
25. Увлечения
26. Свойства характера по воспоминаниям родственников
27. Дата и место смерти
28. Дата и место совершения заупокойного религиозного обряда и (или) светской церемонии прощания
29. Дата и место погребения
30. Иконография (фотографии, портреты и т.п.). Перечень сохранившихся изображений


Если какие-то данные пока установить невозможно, в этом пункте анкеты остаётся пробел. Ничего страшного - когда-нибудь эти сведения обнаружатся.

Вопросы секретности и конфиденциальности имеют чрезвычайно важное значение.

Информация, продолжающая по закону носить секретный характер, вообще не подлежит упоминанию, даже если она каким-то образом стала Вам известна.

Все сведения, которые Вы или Ваши родственники считаете сугубо личными, не подлежат разглашению. Они сохраняются только для Вашей семьи. Вы сами определяете, о чем Вы готовы рассказать другим людям в Вашем научном исследовании. Но факт включения Вами сведений в статью или реферат является сам по себе подтверждением Вашего согласия с тем, что они не являются секретными и конфиденциальными, и Вы готовы поделиться ими с неограниченным кругом лиц.

Не рекомендуется указывать сведения о здоровье как здравствующих, так и скончавшихся родственников, и о владении имуществом в настоящее время.

В таблице специально отмечены пункты, которые в ряде случаев могут быть конфиденциальными. В остальных пунктах определение конфиденциальности оставляется на Ваше и Ваших родственников личное усмотрение.


***

Выбор конкретной темы

Собрав сведения (независимо от полноты найденной информации), Вы должны окончательно определить конкретную тему исследования.

Предлагается примерный перечень тем (44):

- Биография предка или любого родственника либо свойственника (45);

- Вклад семьи или отдельных предков (родственников, свойственников) в ту или иную отрасль государственной и общественной жизни, экономической деятельности;

- Героический или значимый эпизод из жизни предка (родственника, свойственника);

- Национальные традиции в жизни семьи;

- Религиозные традиции в жизни семьи;

- Семейные праздники;

- Роль семьи и рода в истории мест проживания;

- Истоки рода (что известно о жизни предков в XVIII-XIX и нач. ХХ вв.)

- Судьбы предков (родственников, свойственников) в годы Первой Мировой войны (1914-1918 гг.);

- Судьбы предков (родственников, свойственников) в годы Революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.);

- Судьбы предков (родственников, свойственников) в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

- Члены семьи – жертвы массовых политических репрессий;

- Профессиональная династия (рабочих, крестьян, врачей, военных, учителей, ученых и т.п.);

- Реликвии семьи (46);

- Награды предков (родственников, свойственников);

- Таланты предков (родственников, свойственников) (47);

- Увлечения предков (родственников, свойственников) (48).

- История быта семьи (49).

Выбрав конкретную тему, которая при оформлении реферата указывается в подзаголовке, нужно не забыть, что общая тема «Моя семья В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ». Следует не просто сухо рассказать о фактах биографий, но показать и проанализировать судьбы людей в конкретной исторической обстановке; изучить события, в которых они участвовали; историю учреждений и организаций, в которых они обучались и служили; историю отраслей государственной, хозяйственной, общественной и культурной жизни, в которых они действовали и т.д. Эти сведения могут быть частично включены в основной текст, частично вынесены в подстрочные комментарии, но они являются обязательной и неотъемлемой частью каждой работы такого рода.


***

Структура работы

В начале исследовательской деятельности особенно важно чётко придерживаться требований, предъявляемым к научным работам. В особенности это необходимо для студентов, которые проходят стадию приобретения знаний, умений и навыков, в том числе, естественно, методологических приёмов. Поэтому реферат, представляемый в качестве выполненного учебного задания, должен оформляться по всем правилам (50).

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (образец)

Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

________________________ факультет

Кафедра истории, философии и социальных наук

На правах рукописи

Иванов Иван Иванович

Моя семья в истории моей страны.
Ивановы – династия врачей Ярославля. 1895-1980-е гг.



Реферат


Научный руководитель
канд. ист. наук, доцент
Ф.И.О.


Москва - 2024

***

Содержание реферата

Реферат состоит из
I) Введения;
II) Основной части;
III) Заключения.

I. ВВЕДЕНИЕ

Во Введении должны быть следующие пункты:

1) Обоснование актуальности темы

АКТУАЛЬНОСТЬ (от позднелатинского actualis - действительный, фактически существующий, настоящий, современный) – важность, значительность для настоящего момента, современность, злободневность.

Исследование актуально, если его тема отвечает насущной потребности практики и восполняет пробел в науке. Следует объяснить познавательное и воспитательное значение изучения семейной истории.

2) Степень изученности проблемы и библиографический анализ использованной научной литературы

Научная литература

- Монографии;

- Научные статьи;

- Энциклопедии и справочники.

Даётся краткая характеристика каждого использованного исследования.

3) Формулирование цели, задач, объекта и предмета исследования

Цель исследования (ОБЩЕЕ) ; это то, на что направлено исследование. Обычно цель полностью или в основном совпадает с названием работы, предметом или научной проблемой.

Задачи исследования (ЧАСТНОЕ) – это перечисление этапов, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели исследования.

То есть, цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – действия, которые необходимо осуществить (решить) для достижения цели.

Объект – личность, событие, явление, процесс, взятые для изучения. Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего и служит источником необходимой информации, полем научного поиска.

Предмет – конкретная часть (свойства, параметры, особенности) события, явления, процесса, деятельности личности, на которых сосредотачивается главное внимание в исследовании.

4) Гипотеза или основная идея работы

  Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) – развернутое предположение, излагающее модель, методику, систему мер, необходимых для достижения цели исследования

Гипотеза – это научное предположение, призванное объяснить или предсказать какие-либо исторические факты или явления, но пока не подтвержденное и непроверенное. Основные требования к формулировке гипотез – это ясность, непротиворечивость и проверяемость.

5) Методология

Методология (от греч. ;;;;;;;;;;; — учение о способах; от др.-греч. ;;;;;;; из ;;;;- + ;;;;, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. ;;;;; — мысль, причина) — совокупность приемов, средств, принципов и правил исследования, применяемых в науке.

Главными принципами методологии исторической науки являются:

- объективность (справедливость и непредвзятость, независимо от собственных верований, общественно-политических убеждений, любых иных факторов и предпочтений);

- опора на весь комплекс имеющихся исторических источников (недопустимо игнорировать сведения, не вписывающиеся в некую заранее заданную концепцию. В случае сомнений, противоречий и т.п. необходимо приложить усилия, чтобы найти объяснение, сопоставить данные и установить подлинные факты, аналогично проведению следствия и судебного процесса);

- принцип историзма (рассматривание любого события, явления, процесса и личности в контексте их времени);

- отказ от политизации, конспирологии и прочих антинаучных и шарлатанских фальсификаций истории;

- оценка позиций, интерпретаций, мнений и высказываний с точки зрения достоверности, непротиворечивости и конвенциональности (51);

- приоритет исследования вопросов духовности, мировоззрения, культуры в изучении системы: ЛИЧНОСТЬ (52) – СЕМЬЯ (53) – ОБЩЕСТВО (54) – СТРАНА (55) – РОДИНА (56) – ОТЕЧЕСТВО (57) – ГОСУДАРСТВО (58).


Наряду с этими базовыми принципами используются следующие методы:

- Историко-генетический метод – установление условий и причин, условий и факторов развития события, явления, процесса (59);

- Историко-сравнительный метод - сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), или сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход) (60) и как его разновидность - Синхронный метод – изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними;

- Историко-типологический метод - выявление единичного, общего и особенного в явлениях, и их типологизация, классификация и систематизация (61);

- Историко-системный метод - обобщение интерпретации исторических фактов и создание единой системы; рассмотрение, анализ и оценка отдельных фактов с позиций системы (62);

- Идеографический метод – изучение объекта как уникального, принципиально особенного и неповторимого феномена (63);

- Проблемно-хронологический метод – изучение последовательности исторических событий во времени;

А также лингвистические методы, методы семиотики (64), метод искусствоведческого анализа, социально-психологические методы, количественные методы.


6) Терминология (совокупность основных определений, относящихся к избранной проблематике)

- Этимология;

- Буквальные значения;

- Смыслы.

7) Хронология и периодизация

-  общие хронологические рамки исследования и последовательность дат наиболее значимых событий;

- периодизация, то есть систематизация, заключающаяся в условном делении исторического процесса в его закономерном развитии на отрезки времени с теми или иными отличительными особенностями

8) Краткая характеристика исторических источников

Исторические источники - комплекс документов и предметов материальной культуры, созданных в изучаемую эпоху и характеризующих её (65).

Исторические источники бывают:

- Письменные;

- Устные;

- Вещественные;

- Этнографические;

- Лингвистические;

- Изобразительные;

- Аудио- и видеоисточники


9) Научная новизна

Сформулируйте, что нового Вы узнали, изучая заявленную тему.

10) Основные положения работы, выносимые на рассмотрение

Сформулируйте главные тезисы, которые Вы намерены обосновать и доказать.

11) Научная и практическая значимость исследования

Помимо изучения заявленной темы, практическая значимость реферата заключается в овладении методологией написания научной работы и её публичной защиты.

12) Структура реферата

Структура должна быть подчинена одному из избранных принципов, например, хронологическому, или географическому, или персональному и т.п.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Основной части излагаются факты, приводятся авторитетные мнения и формулируется собственная позиция автора в соответствии с заявленной структурой.

В Первой главе излагаются общие сведения по истории рода: значение и происхождение фамилий, происхождение предков по географическому и социальному признакам, общий состав установленных предков в соответствии с генеалогическими таблицами и поколенными росписями.

В Первой главе автор может также поделиться опытом, рассказать о процессе собирания и изучения им информации (66). Для того, чтобы это сделать полноценно и интересно, не будет лишним завести дневник, в который заносить летопись своих изысканий, отмечать наиболее интересные случаи общения, обнаружения сведений и т.п.

Во Второй (и в некоторых случаях в последующих главах) раскрывается заявленная конкретная тема.

Примечания рекомендуется приводить подстрочно на каждой странице. В примечаниях даётся сопутствующая информация и приводятся ссылки на цитируемые научные исследования, исторические источники, энциклопедии и прочие справочники.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Заключении:

1. Обобщаются выводы по каждой главе;

2. Даются решения поставленных задач;

3. Указывается личный вклад автора в разработку темы;

4. Обосновывается научная новизна методологии и практики исследования;

5. Указывается, достигнута ли поставленная цель;

6. Указывается, подтверждена или опровергнута гипотеза (основная идея, принятая при начале исследования);

7. Даются рекомендации по использованию работы;

8. Делаются собственные выводы и видение перспектив дальнейшего изучения.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

При цитировании необходимо давать ссылки на источники информации. Любые фрагменты чужих текстов, не выделенные кавычками и не сопровождающиеся ссылками, являются плагиатом.

Объем реферата, выполняемого в учебном процессе – не менее 10 страниц и не более 20 страниц. В прочих случаях – на усмотрение автора.

Шрифт Times New Roman; размер 14; междустрочный интервал 1.5; отступ первой строки в начале абзаца.

В конце реферата должен быть приведен Список использованной научной литературы и публикаций исторических источников.

ОБРАЗЦЫ ССЫЛОК НА НАУЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ:

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
РГИА. Ф. 179 (Герольдмейстерская контора). Оп. 3. Д. 17 (Дело о даровании графского титула почетному гражданину города Костромы А.А. Петрову).

ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА
Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарии/ Подг. Текста Л.И. Ивиной.  – Лг.: Наука, 1987. – 448 с. – С. 56
Повесть о Земском Соборе 1613 г. // Вопросы истории, 1985, май. – С. 94-95
Кирилл Владимирович.  Моя жизнь на службе России. - СПб.: Лики России, 1996. – 336 с. – С. 214

МОНОГРАФИЯ
Платонов С.Ф. К истории городов и путей на южной окраине Московского государства в XVI веке / [С. Платонов]. - [Санкт-Петербург]: тип. "В.С. Балашев и К°", [1898]. - 24 с. – С. 15

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Думин С.В. Брак великого князя Владимира Александровича и фамильный акт 16 августа 1874 года // Летопись историко-родословного общества в Москве, 2009, - Вып. 14/15 (58/59). – 288 с. – С. 186-199

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб., 1893.  - Т. XXVII, - С.118-121


В Приложении к реферату могут быть даны иллюстрации, фотографии, географические карты, фотокопии письменных исторических источников, генеалогические таблицы и другие схемы, статистические данные и т.п.


***

Создавая собственную «семейную летопись», мы обретаем связь с многовековым прошлым не только нашего рода, но и всего Отечества, обогащаем себя полезными житейскими знаниями и одновременно постигаем опытные и теоретические основания истории как науки о бытии человечества во времени и о закономерностях развития человеческого общества, её терминологию и методологию, предметное поле, познавательные и общественные функции. Без этого знания, хотя бы в общих чертах, невозможны ни формирование подлинно патриотического мировоззрения, ни исполнение гражданского долга «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (67) и осуществлять «защиту исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории» (68).


ПРИМЕЧАНИЯ:

1) Генеалогия с научно-официальной точки зрения есть «построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц», а с частной личностно-семейной – «история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной» (Савелов-Савелков Л.М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте: первое и второе полугодие. – М.: «Археографический центр», 1994. – 270 с. – С. 21

2)   Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – 5-е изд. – М.: ИПЛ, 1967. – Т. 41. – С. 313

3)   Там же

4)   Как будто без социализма и советских органов власти страна рождения перестаёт быть Родиной.


5)   Наряду с прекращением гонений на веру в Бога, освобождением от идеологического диктата и пересмотром догматического марксистского осмысления исторического процесса.

6)   МГИАИ в то время – одно из самых престижных гуманитарных высших учебных заведений СССР. Ныне – Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ)


7)   Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21 июля 2020 г. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

8)   Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/

9)   Там же. Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/

10)   Там же. Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/

11)   Конституция РФ, ст. 67.1, п. 2.

12)   Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/

13)   Конкретизирующих отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

14)   Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/   

15)   Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/

16)   Там же Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/

17)   Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г.  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ 

18)   Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г.  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40557906

19)   Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г.  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/

20)   Одна из задач обеспечения государственной и общественной безопасности – «развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности» (Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/)

21)   Флоренский П.А., священник.  Детям моим. Воспоминанья прошлых лет. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. – М.: «Московский рабочий», 1992. – С. 18-19

22)   Рекомендуемая литература: Унбегаун, Б.О. Русские фамилии : Пер. с англ. / Б. О. Унбегаун; Общ. ред. [и послесл., с. 336-364] Б. А. Успенского; [Коммент. А. А. Архипова]. - М. : Прогресс, 1989. - 440,[1] с.; Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993. – 222 с.;  Федосюк Юрий. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. – М.: Детская литература, 1972. – 223 с.   

23)   Ономастика - изучение имён собственных.

24)   Этимология - изучение происхождения слов.

25)   Диалектология - изучение местных диалектов.

26)   Поколенная роспись - запись информации о родстве через систему нумерации поколений и индивидуумов, где родоначальник - № 1; его дети №№ 2/1, 3/1 (где первое число – порядковый номер персоналии, а второе число – порядковый номер его отца) и т.д.

27)   Это касается как макроистории, так и микроистории.

28)   При указании дат следует придерживаться тех чисел, которые указаны в документе, но не забывать, что в России даты до 1918 года нуждаются в пересчёте с юлианского стиля на григорианский. В XX-XXI вв. разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней.

29)   Экслибрис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги.

30)   Уместно в качестве иллюстрации напомнить эпизод из повести «Знак четырех» А. Конан-Дойля, где Шерлок Холмс по карманным часам устанавливает обстоятельства жизни и смерти старшего брата доктора Джона Ватсона.

31)   Остерегайтесь сайтов, созданных организацией мормонов и другими сектами. Этими ресурсами можно пользоваться только имея хорошую профессиональную подготовку и, в любом случае, крайне осторожно, чтобы не допустить подвержения себя психологической обработке деструктивными тоталитарными сектантскими образованиями (в т.ч. запрещенными на территории Российской Федерации), не предоставить им сведения, которые могут быть использованы в неблаговидных целях.

32)   См. информацию на портале Федерального архивного агентства «Архивы России» https://rusarchives.ru/

33)   ЗАГС – запись актов гражданского состояния.

34)   Государственный архив Российской Федерации

35)   Центральный государственный архив Москвы

36)   То есть: Фонд 707, опись 1, дело 1002

37)   Филателия – коллекционирование почтовых марок.

38)   Бонистика – коллекционирование денежных знаков и бон.

39)   Нумизматика – коллекционирование монет.

40)   Филокартия – коллекционирование почтовых открыток.

41)   Филофония – коллекционирование аудио записей.

42)   Кампанофилия – коллекционирование колоколов и колокольчиков.

43)   Имея в виду, что анкета – это ещё не реферат или статья, а лишь её каркас.

44)   Этот перечень является далеко не исчерпывающим, а лишь ориентирующим. Каждый должен выбрать или самостоятельно сформулировать тему в соответствии с количеством имеющихся данных, их составом и, конечно, с собственным первоочередным интересом.

45)   Это самый простой вариант.

46)   ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДМЕТАХ ВЫСОКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ; под реликвиями следует понимать предметы, имеющие не материальную, а духовную и культурную ценность – вещи, напоминающие о предках; письма с фронта; интересные фотографии, запечатлевшие участие родственников в важных исторических событиях; книги с дарственными надписями и т.п.

47)   Литература, живопись, скульптура, театральное искусство, мастерство и т.п.

48)   Коллекционирование и другие хобби: охота, рыбалка, спорт, путешествия и т.п.

49)   При выборе этой темы можно рассказать о судьбах людей через описание предметов, которые были им дороги или даже которыми они просто пользовались.

50)   Впоследствии при написании каждого отдельного фрагмента семейной истории эту вводную часть можно будет опустить, но не прежде, чем у автора выработаются твёрдые навыки написания научной работы.

51)   Конвенциональность – соответствие устоявшимся представлениям, основанным на подлинных и достоверных источниках и позициям авторитетных специалистов.

52)   Личность – человек, наделённый совестью, сознанием и свободой воли, обладающий уникальными индивидуальными качествами и являющийся субъектом отношений и творческой деятельности.

53)   Семья – институция, являющаяся прообразом и первоосновой всех прочих традиционных институций; сообщество, основанное на браке мужчины и женщины, включающее совместно с ними живущих детей (родных и усыновлённых), иногда и внуков, связанных духовно, взаимными любовью, уважением и нравственной ответственностью; общностью быта, хозяйственной и культурной деятельности. Семья создаётся на основе брака, кровного родства, усыновления и удочерения, в соответствии с правовыми установлениями государства, религиозными традициями (для верующих) и моральными устоями общества.

54)   Общество (социум) – совокупность граждан, независимо от степени их участия в государственном управлении и политической деятельности, проживающих на одной территории и объединённых общими цивилизационными ценностями. Существует понятие «Гражданского общества» как сферы проявления инициативы граждан и их объединений, действующих в рамках закона, но свободных от государственного вмешательства (кроме случаев нарушения законности) и чиновничьей регламентации. Гражданское общество в России, в отличие от ряда зарубежных интерпретаций, в своём становлении и развитии основывается на признании нерасторжимой связи прав и обязанностей; сочетании уважения к правам личности (жизнь, честь, достоинство и репутация, свобода совести, мысли, слова и творчества, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и прочие права и свободы, провозглашенные в Конституции) с уважением к правам всего общества и отдельных коллективов, его составляющих; патриотизме; семейных ценностях; развитом правосознании; справедливости; милосердии; приоритете духовного над материальным; служении и труде; уважении к частной и личной собственности и наличии множественности форм хозяйственной деятельности; ответственности; сотрудничестве и взаимопомощи; интегрированности Русской православной церкви и других традиционных религий и вероисповеданий России в социокультурную жизнь; межрелигиозном и межнациональном мире; сохранении права на национальную и религиозную самобытность при наличии общегражданских ценностей и объединяющего русского языка; преемственности поколений; сохранении природного и историко-культурного наследия; объективной оценке прошлого и извлечении из него уроков.

55)   Страна – географическое понятие; территория, имеющая физико-географические, исторические, культурные и политические границы, но не всегда имеющая статус государственного образования с зафиксированными в национальном и международном праве государственными границами. Страны могут входить в состав того или иного государства или быть раздробленными между несколькими государствами.


56)   Родина – место рождения человека или его предков (историческая Родина). В прямом смысле слова Родиной именуется именно место рождения, о котором, как минимум, сохранились воспоминания, а как норма – с которой связан период взросления. Существуют понятия «большой Родины» – страны рождения, и «малой Родины» - непосредственной местности, города или населенного пункта, где родился человек и где в определённой социокультурной среде происходило становление его личности.

57)   Отечество – страна народа, к которому принадлежит человек по рождению, языку и вере; земля его предков на протяжении многих поколений, создавших в своем преемственном развитии на конкретной территории с присущими ей географическими, климатическими и историческими особенностями систему самобытных духовных, цивилизационных и культурных ценностей. Понятие Отечества близко к понятию «исторической Родины».

58)   Государство – изначально этимологически «страна под управлением государя» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Второе изд., исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. – СПб.-М.: Изд. М.О. Вольфа. 1882. - Т. 1. - С. 397) в отличие от республики – «земли, управляемой без государя» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Второе изд., исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. – СПб.-М.: Изд. М.О. Вольфа. 1882.- Т. 4. – С. 94). В современном понимании государство (state (англ.), ;tat (фр.), staat (нем.)) - исторически сложившееся политическое устройство человеческого общества, обладающее следующими главными признаками: 1) наличие публичной политической власти, действующей на основе правовых норм, регламентирующей гражданские отношения и обладающей исключительным правом применения силы для обеспечения правопорядка, а также для защиты целостности, безопасности и суверенитета в случаях нападения извне; 2) наличие территории, населенной гражданами этого государства; 3) суверенитет, то есть верховенство власти во внутренней политике; 4) независимость власти во внешней политике; 5) наличие государственного языка (в некоторых случаях – нескольких государственных языков); 6) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн и др.), воплощающей идейные и мировоззренческие основы; 7) сбор налогов, пошлин и т.п. для обеспечения функционирования органов государственной власти.

59)   Когда изучается генезис и эволюция, например, рода или отдельной семьи.

60)   Когда требуется сравнение одноместных, но разновременных или одновременных, но разноместных явлений.

61)   Когда требуется установление закономерностей.

62)   Когда требуется описание функционирования той или иной системы.

63)   Когда требуется описание объекта исследования со всеми его особенностями.

64)   Семиотика – теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

65)   Следует понимать различие между НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ (описываемой в пункте 2) как источником информации и ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ, к которым относятся только документы и предметы, созданные в изучаемую эпоху или в более позднее время, но непосредственными свидетелями и участниками событий (мемуарные источники).

66)   В некоторых случаях описание пути к поставленной цели является не менее интересным, чем сама цель, и может стать самостоятельной темой для отдельных статьи или реферата. В качестве иллюстрации того, сколь увлекательным может быть рассказ о ходе научного поиска, можно, например, привести рассказы И.Л. Андроникова «Загадка Н.Ф.И.» и «Портрет» (Андроников И.Л. Собрание сочинений. – Т. 1. – М.: «Художественная литература», 1980. – 496 с. – С. 23-81

67)   Статья 44 Конституции Российской Федерации.

68)   Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. https://base.garant.ru/401425792/


***

СТАТЬИ О СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

Закатовы в истории МИИГАиК – 100-летие (1923-2023)  http://proza.ru/2023/08/31/88 

Красный террор в Крыму. Поручик А.С. Страхов http://proza.ru/2020/11/20/1435

Судьба русского инженера И.С. Страхова http://proza.ru/2020/11/26/104

Жизнь и смерть священника М.И. Страхова http://proza.ru/2023/01/01/637 и http://proza.ru/2023/10/14/1781

Воспоминания об отце Н.П. Закатове http://proza.ru/2021/08/07/87 и http://proza.ru/2021/09/13/1732

Дедушка Вася. Памяти полковника В. Я. Чугунова http://proza.ru/2023/08/14/1114

Оглядываясь на пройденное. Мои воспоминания к 50-летию http://proza.ru/2022/09/13/39 и интервью М. Либерте http://proza.ru/2022/02/15/1832

Ученый-геодезист П.С. Закатов http://proza.ru/2022/03/09/1668


#семья #патриотизм #семейнаяистория #историяРоссии #государство #гражданскоеобщество #традиционныеценности #традиция #преподаваниеистории   #генеалогия #родословие #ономастика #этимология  #миигаик


Рецензии