Народный календарь 5 - 11 февраля

 
  6 февраля. Аксинья-полузимница, полухлебница.
  Снова взгляд на погоду: вёдро (ясно) на Аксинью — весна красна, а метель — корм сметёт; долгой будет зима да затяжной весна. А до нового хлеба ещё полсрока. И уговаривает себя крестьянин, пробует обмануть самого себя, утешает будущим урожаем: узнает цену хлеба на рынке на Аксинью; если дёшев, то будет урожай и новый хлеб будет дешёвым. Значит, в случае нехватки и подкупить можно. Другой не ездит на торги, взвешивает вечером на всех испеченную булку хлеба, а утром — снова. Убавился вес за ночь — цена хлеба понизится, прибавился — повысится. И верит в это!
   Зажиточным считался тот крестьянин, у которого хлеба хватало до новины (до нового урожая). А у кого-то хлеб заканчивался в январе и даже в декабре. На посев неприкосновенный запас оставался. Но предназначенный в пищу — заканчивался. И тогда эти люди шли «в кусочки». Перекидывали через плечо холщовую сумку и отправлялись побираться. В соседние села и деревни. В своей — стыдно. Сам хозяин ходил очень редко, обычно бабы, старики, старухи, девки и даже парни. По одному, по двое — в разных направлениях, к ночи обычно дети возвращаются, а взрослые — когда наберут кусочков побольше. Семья кормится собранными кусочками, а несъеденные сушит про запас. Разживётся хозяин хлебом — и дети уже не ходят «в кусочки». А хозяйка сама уже подает кусочки другим.
   Удивительное это явление на Руси! При всей его прозаичности и «зани-женности» - сколько в нем милосердия, сострадания, совестливости. Ведь побирающийся кусочками не нищий. У него есть хозяйство: лошади, коровы, овцы; и бабы домашние у него нарядны, да и на нём армяк почти новый. «У него только нет в данную минуту хлеба, когда в будущем году у него будет хлеб, то он не только не пойдёт побираться, но сам будет подавать кусочки», (А,Н. Энгельтардт «Письма из деревни»). «Кусочнику» нельзя сказать: «Бог подаст», как говорят нищему. Если не желают подать, то скажут: «Сами в кусочки ходим». Не подать хлеб, когда он есть, — великий грех. Все об этом знают и готовят нарезанные ломтики-кусочки для раздачи». «От сумы не зарекайся». В следующий год может с тобой такая беда приключиться.
Вот заработает мужик деньжонок на отхожем промысле — купит хлеба. И не пойдёт «в кусочки».
  Дай-то Бог! Отведи беду.
  Уместно несколько слов сказать и о Ксении Григорьевне Петровой, в честь которой и назван этот день. Святая Блаженная Ксения Петербуржская (так её стали величать после смерти) родилась в 1732 году и после внезапной смерти мужа Андрея Федоровича посвятила свою жизнь «христианскому подвигу юродства».
  Юродство в толковании церкви — «добровольно избранный особый путь спасения, исполненный истинной мудрости, при кажущемся безумии». Раздав имущество, Ксения в костюме мужа начала скитаться го улицам Пе-тербурга. Называла себя «Андреем Федоровичем». В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье, больные дети выздоравливали. Ксения предсказала смерть императрицы Елизаветы. После её смерти землю с её могилы дважды уносили паломники.

  7 февраля. Григорий Богослов.
  Почему-то с этого дня начинали разгадывать будущую зиму. «Каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина будущей зимы, а с полудня до вечера — предвещает другую половину зимы».
Пробовали собрать воедино и приметы о весне. Старались точнее            спрогнозировать погоду весны. Вспоминали, какими  были  сентябрь, октябрь, ноябрь, которые показывали погоду соответственно марта, апреля и мая. Вспоминали погоду Дмитриева дня (8 ноября): если был холод и снег — весна поздняя и холодная. Холодный январь обещал бурную солнечную весну. А приметы о весне по февралю крестьянин из памяти не выпустит точно.
  10 февраля. Ефрем Сирин. 
Наметают февральские вьюги-метели сугробы. Но как зима ни ме¬тёт — солнце свое берёт. Февраль — бокогрей. Сильные ночные морозы выстужают избу, а днём - солнечная предвесенняя радость. На час „раньше солнце встает, на час позже уходит. День дольше - работ больше. Но даже в нужде и заботах русский крестьянин не пропустит день 10 февраля. Не отмахнётся от него, не пренебрежёт: уж больно велика вера и почтение к домовому.
  Преподобный Ефрем Сирин, как это часто бывает в крестьянской демоноло¬гии, никакого отношения к нечисти не имеет. А домовой, как ни крути — все-таки нечисть. Хотя на фоне других до¬машних бесов (дворового, овинника, банника, кикиморы) он выглядит домо-витым и справедливым добряком.
  Когда-то создатель, разгневавшись на бастующих ангелов, сбросил их на землю. Эти полчища падших ангелов и стали нечистой силою. Рассыпавшись по всей земле, нечисть попала и в леса, и в водоемы, и в болота, и в дома. При¬жилась. Появились лешие, водяные, черти и домовые.

  Может быть, потому, что домовой олицетворял дух предков, хранителей очага и жилища, отношение к нему со¬хранилось почтительное, уважитель¬ное. Бывает, конечно, что он «шалит», но что он незлой — в этом полная уве¬ренность. Ну, опрокинет мешок с жи¬том, горшок сбросит на пол, на чердаке погремит. Тем самым напомнит хозяе¬вам: основательнее ставьте тяжести, закрепляйте полки, чтоб не срывались; от сквозняков на чердаке «ходит» и гре-мит балка — закрепи, хозяин! «Шалит»-то домовой чаще у нерадивых в избе. А работящим помогает.
  Домовой часто подает знаки беды или радости. Плачет  и  охает — будет  в семье покойник или горе; скачет, пес¬ни играет, смеётся — к свадьбе, к радо¬сти: подёргает женщину за волосы — остерегайся, жена, мужа, не перечь — побьёт, обмочит — к болезни; погремит посудой — осторожней с огнём. Иногда мягкой лапой погладит: ясно, что к до¬бру, не холодная, не костлявая ведь ла¬па. И уж очень любит наваливаться но¬чью на спящих: на грудь давит. Хобби у него такое. Если не оробеешь, проснувшись, спроси: «К худу или к доб-ру?» Ответит домовой человеческим го¬лосом, будто ветер листьями прошеле¬стит.

  Как можно жить без такого баромет¬ра-предсказателя? Как же его не почи¬тать? Вот и зовут его с собой при пере¬езде в новую избу: «Соседушко-браток, пошли со мной!» Или: «Соседушко-братанушко, запрягай сани, поедем с на¬ми». По-разному. Но зовут обязательно. Иногда домовой сам напоминает о себе перед переездом, чтобы не забыли: вдруг в горшок со щами лапоть упадёт неизвестно откуда. А лапоть — сани до¬мового. Именно лапоть, отдельно от всего скарба, волокут с собою хозяева в новый дом.
  И вот 10 февраля хозяйка должна ос¬тавить «соседушке-братанушке» горшок каши. Иначе он из доброго превратится в лихого. И пойдёт в доме все поперёк: беды, болезни, несчастья. Лучше уж по¬ставить — от греха подальше.
  Приятного аппетита, соседушко! 

  Ангелы полузимья, я думаю, не оставляют своих подопечных. Я тоже о них не забыл.
5 февраля. Геннадий.
6 февраля. Иван, Ксения (Анастасия).
7 февраля. Александр, Григорий, Виталий, Владимир, Феликс.
8 февраля. Аркадий, Иван, Мария.
9 февраля. Иван.
10февраля. Ефрем.
11февраля. Герасим, Игнат Лав¬рентий, Роман, Яков.
 
Да хранят вас ваши ангелы от вся¬кой нечисти!


Рецензии