102. Белла Львовна Муратова Мои предки -кержаки

под.ред Муратова Витольда.


ДДед и бабушка моей матери были старообрядцами или как их называли на Урале, где они жили, кержаками.

 Название происходит от города  Керженец) откуда их предки бежали от преследований в ХVII веке. Бегство старообрядцев началось после Собора 1667.
Особенно усилилось бегство за границу во время правления Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Литовское княжество, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. 
При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ.   В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент.
За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты.

В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из них: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Выгореция (по реке Выг).

Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских.

Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнен знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу.

После разгрома Керженца староверы бежали в Пермский край, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

«Старообрядчество, староверие, древлеправославие — совокупность религиозных течений и организаций, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и, прежде всего — с Церковью Константинопольской.   

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви и появление данного понятия.  Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 в Российской Империи официально именовались «раскольниками»; старообрядцы, в свою очередь, именовали господствующую Церковь «никонианской».

 В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера» была непризнанной, более того — преследуемой

На протяжении веков существенно изменялся характер государственно-церковных отношений к старообрядцам: гонения сменялись попытками компромисса.

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им нововведения.

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверцами различными способами. Запреты, налоги, насилие — всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу.

Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество.

Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошел, прежде всего, с позиции казны. Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью».

Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Тем не менее, согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей.

Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям,  и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались.
Все старообрядцы должны были носить особое платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, за право носить бороду также была введена особая подать, распространявшаяся, впрочем, не только на них, но и на всё население империи.

Платили подать и те, кто венчался не у церковных пастырей. Раскольники могли вступать в брак с придерживающимися официального православия не иначе как по отречению от старой веры, однако это требование распространялось и на инослоавных вообще.

Таким образом, при Петре староверцев, как и представителей иных конфессий, вынудили платить своеобразную дань за право на собственное вероисповедание. Раскольникам не позволялось строить скиты, их монахов и монахинь рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как противники власти.
После смерти Петра, а особенно при Анне Иоанновне, преследование староверцев возобновились. Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века.

С воцарением Екатерины Второй, меры против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной точкой в решении проблемных отношений со старой церковью стали просветительские установки, теоретические обоснования основ разумного и справедливого строя.

Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указанном платье.

Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. Тем не менее, несовершенство законодательной системы создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев.

 Государство преследовало свои интересы, видя экономические и политические выгоды от некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле.

Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке.

Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении староверцев. До 80-ых годов XVIII века ни законодательством, ни практикой не был решен вопрос о праве старообрядцев на публичное оправление своих обрядов.

 На протяжении почти всего XVIII века действовало законодательство Петра об изъятии старинных печатных и рукописных книг и икон старого письма и отсылке их в Святейший Синод.

Первая собственно старообрядческая типография возникла в середине 1780-х  Центром сосредоточения запрещенных книг стала Ростовская ярмарка, одна из крупнейших в стране.

. Очевидное «послабление», данное старообрядцам в последней четверти XVIII века, закрепилось в указе Синода от 22 марта 1800 г., который предписывал, каким образом следует поступать с людьми, отклоняющимися в старообрядчество.

Причиной его принятия стали жалобы староверцев к правительству на притеснения со стороны приходских священников. В предотвращение каких-либо нареканий в дальнейшем, приходские священники обязывались терпеливо и гуманно относиться к старообрядцам.

Однако этот указ оставался красивой декларацией и не имел реального практического применения, поскольку невозможно было контролировать, насколько тот или иной священник следовал христианским принципам в отношении раскольников.
Опасаясь усиления оппозиции, которое могло последовать в результате «половинчатых» уступок, правительство, начиная с 1810 г., предпочло сделать шаг назад и вернуться к мерам репрессивно-охранительного характера.


Основные итоги развития старообрядчества:
Во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

.Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям.
Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

В-третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь.

Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви.

Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций.

По мнению некоторых исследователей, старообрядчество стало важным нациообразующим классом российского общества.

 В начале XX века в России проживало около 1 миллионов старообрядцев. Этот класс
обладал чертами, выделяющими его из остального общества.
К концу XVII-го столетия старообрядцы были одной из самых грамотных социальных общностей России. Гонения на старообрядческую литературу способствовали ее "перебазированию" из храмов в частные дома приверженцев течения.

Это  быстро привело чуть ли не к сплошной грамотности всей старообрядствующей массы. А когда стал ощущаться недостаток в книгах, старообрядцы создали свои школы специальных переписчиков.

Укрепившись в других странах, они навели там свои типографии и печатали старые книги.
Черпая свои знания исключительно из старых книг, не содержащих ни невежества, ни грубых языческих суеверий, старообрядцы давным-давно покончили и с народными суевериями: колдуны и заговорщики среди них - явление исключительное.
поголовная грамотность дала старообрядцам и экономический достаток: лучшие плательщики господского оброка, откупившиеся на волю, были в большинстве случаев старообрядцы.   


Продолжением  является статья того же автора:   "22. Муратова Белла. Одиссея
 моих родственников".


Рецензии