Записки оттуда - наша бардовская в ретроспективе

Провёл маленькое собственное исследование бардовской песни в свете, такскать, влияния её на умы и настроения...

За основу взял 1968 год - год расцвета шестидесятников.
Вообще, этот год был богатым на различного рода события - мир бурлил и боролся за что-то там своё... Взять, хотя бы, те же студенческие волнения во Франции, которые даже удостоились почётного звания "Революция 1968 года"... Но это всё было где-то ТАМ, в потустороннем мире, куда обычному советскому смертному входа не было и существовало лишь теоретически... И тот факт, что бардовская песня была обо всех этих событиях как-то не очень в курсе, я понимаю и даже не осуждаю её нулевую резонансность с судьбами мира.
Однако, в тот год происходили и некоторые другие события, которые не могли быть неизвестны тогдашним властителям бардовских дум - год начала гонений на Александра Галича... год Пражской весны и событий, повлёкших и последовавших, такскать...

То, что на эти события отреагировал сам Галич, это понятно. А вот все остальные... Говорят, что песенка Окуджавы, которая "Песенка про старого гусака" - это именно про события в Чехословакии. - Хм... Прослушал несколько раз... Ну, если это, и правда, про Пражскую весну, то уж как-то слишком замысловато и замаскировано... Эдакий Эзопов язык восьмидесятого уровня, когда уже так замаскировался, что и сам толком не понимаешь, о чём, собственно говоря, сказать хотел.
Про дураков Окуджава споёт куда более откровенно, вполне определённо и открыто, и значительно позднее - в 1979 году. Но это уже про другое и не совсем про общественное и социально-важное. Скорее, про что-то своё личное. Потому и маскироваться особо не надо. Кстати говоря, про дураков значительно раньше (хоть по относительному возрасту, хоть по абсолютному летоисчислению) Окуджавы - на границе 1973 и 1974 годов уже очень неплохо успели высказаться юнцы из будущей "Машины Времени" в песенке "День гнева", в народе более известной как "Битва с дураками". Так что и тут "наша бардовская", если и имела какое-то влияние на умы и настроения, то первым номером явно не была.

Наше бардовское солнышко - Юрий Визбор в 1968 отметился двумя заметными песенками - "Я бы новую жизнь своровал, как вор" и про ботик, на котором был старый патефон и портрет Эдиты Пьехи. - Прикольная песенка. Позитивненькая, такскать. Особенно хороша эта игра словами, которой (не без явного удовольствия") отдавался исполнитель, превращая "портрет Эдиты Пьехи" в "портрет "иди ты, Пьеха"... Актуальненько для бардовских событий 1968 года.

...Глянул песенки, вошедшие в знаменитейший бардовский проект "Песни нашего века"... - Фамилии "Галич" там не обнаружил от слова "совсем", что, в общем-то, очень красноречиво свидетельствует о предпочтениях бардов. Зато там есть куча всяких-разных "солнышек лесных", "за туманом" и прочей прекрасной романтики и нутряных переживаниях о себе любимом... Лишь Вадим Мищук как-то попытался эту ситуацию исправить, исполнив галичевское "Когда я вернусь", но его голос остался одиноким, хотя некоторые интернет-источники и приписывают этому исполнению клеймо "песен нашего века"...

Единственное (помимо Галича) что-то очень конкретное и очень значимое, да ещё к тому же и сказанное с невероятной силы поэтическим талантом и поразительным для тех лет умением разглядеть окружающую тебя действительность, про события 1968 года мне удалось найти у... Евгения Евтушенко. Но это уже совсем другая история.


Рецензии