Глава 190. Пярт. Fratres

Арво Пярт
Fratres для камерного ансамбля
Версия для виолончели и фортепиано
Тит Ярви (виолончель)
Вардо Румессен (фортепиано)

musikus: Когда-то купил по-обыкновению ворох дисков, в том числе запись Fratres. Разбирая покупки, слушал, конечно, все, но разной музыки звучало много, и тогда впечатление о Пярте было таким... проходящим. То есть, слушать-то я слушал, но — плохо, скользя по поверхности. И вот прошло время, я снова слушаю...
Мне не известно, сколько авторских версий Fratres существует. На моем диске их семь плюс пьеса Summa, которая — не знаю, в каком соотношении она у автора находится с остальными Fratres, но помещена она на предпоследнее место в цикле — то есть, как бы включена в него и, надо сказать, не выпадает из него. А завершается запись пьесой для струнных и колоколов памяти Бенджамина Бриттена, тоже очень, я считаю, перекликающейся здесь с самой первой версией — для струнных и ударных. Попутно замечу, что на нашем сайте Fratres представлены, в основном, выборочными «версиями», а более полная запись всего цикла, если не ошибаюсь, всего одна. Не богато и обсуждение этого произведения, а жаль...
Что же в итоге сказать? Глубочайшее впечатление. Поздний Пярт это, конечно, совершенно другой композитор в сравнении с советским Пяртом 60-х годов, Пяртом, которого мы знали по ранним симфониям или вещицам типа «Силлабической музыки», «Pro et contra» и т. п. Молодой Пярт искал новые краски, искал свой язык, который тогда казался очень свежим для того времени, порой — на грани фола, но, похоже, из всего этого ему в поздние годы мало что понадобилось... Я практически ничего не знаю об арвальских братья-жрецах и, честно сказать, не очень склонен рассматривать музыку Пярта с этой стороны. Для меня достаточно самой музыки, которая в наш век суетного штукарства представляет редкий образец обращения к душе человека, к теме осмысления нашего бренного жития.


Рецензии