Эмма Голдман о проституции, браке и любви

"Само упоминание о проблеме пола вызывает у большинства моральные спазмы"

"Безжалостный Молох капитализма, богатейший за счёт низкооплачиваемого труда, толкает тем самым тысячи женщин и девушек на панель.
Эти женщины вопрошают:" Зачем всю жизнь всего за несколько шиллингов гнуть спину посудомойкой, работая по восемнадцать часов в день?"
Естественно, реформаторы не обмолвились ни словом об этой причине. Куда выгоднее разыгрывать фарисеев, изображая поруганную нравственность, нежели докапываться до самой сути вещей...
Повсюду женщину оценивают не по её труду, а по её полу. Почти повсюду ей приходится расплачиваться за право на существование, за то положение, которое она занимает. Продаёт ли она себя одному мужчине, выходя замуж, или многим мужчинам - различие не велико. Экономическая и социальная зависимость женщины является причиной проституции... "

"Общеизвестно, что женщину воспитывают как сексуальный товар, однако держат её в неведении о значении и важности половой жизни. Всё, относящееся к этой теме, подавляется, а тех, кто проливает свет на эту тему, преследуют и бросают в тюрьмы. Но коль скоро девушке не суждено знать о мерах безопасности, не следует удивляться тому, что она становится лёгкой добычей для проституции либо другой формы отношений, ставящей её в положение предмета для сексуального удовлетворения. Благодаря неведению вся жизнь и природа девушки разрушены и покалечены...
В понимании моралиста проституция состоит не в том, что женщина торгует своим телом, но в том, что она делает это вне брака. Брак из корысти абсолютно законен, принят общественным мнением, а любой другой союз осуждается...

Банже утверждает, что к занятию проституцией может быть отнесён брак , заключённый из экономических соображений... Двойная мораль сыграла немалую роль в возникновении и упрочении проституции... "

"Не менее 50 процентов женатых мужчин являются посетителями борделей.
В силу этого фактора замужние женщины и даже дети бывают заражены венерическими болезнями. Общество не слово упрека не произнесло в адрес мужчин...
Легко представить себе те доходы, которые извлекает полиция из средств своих жертв, которых даже не защищает. Горе тем, кто отказывается платить дань; их выгонят подобно скоту, чтобы произвести впечатление на добропорядочных жителей города. Христианский мир вымогает деньги у этих женщин, не давая им взамен ничего, кроме оскорблений и преследований...
К проституции их толкнули условия, склонность к чрезмерной роскоши и дорогим нарядам, что требует денег, которые невозможно заработать на фабриках и в мастерских...
Избавление от проституции возможно лишь тогда, когда произойдет переоценка ценностей, прежде всего моральных, а также будет покончено с рабской оплатой труда в промышленности"...

"Брак прежде всего является эконмической сделкой, договором о страховании.
Он отличается от обычной страховки жизни тем лишь, что эта сделка более связывающая и более требовательная. Доходы от нее намного меньше вложенных в нее средств. Если страховой премией женщины является её супруг, она платит за это своим именем, уединением, самоуважением и самой жизнью "пока смерть не разлучит нас". Брачная страховка обрекает её на пожизненную зависимость, на паразитизм, на полную бесполезность, как личную, так и общественную. Каждый брак - это пожизненное соединение двух миров, настолько отличающихся один от другого, что мужчина и женщина должны оставаться чужими. Огражденный непреодолимой стеной предрассудков, обычаев и привычек, едва ли брак предполагает совершенствование знаний друг о друге, уважения друг друга, без которого любой союз обречен на неудачу...

Нора, героиня пьесы Генрика Ибсена "Кукольный дом", уходит от своего мужа не потому, что она устала от своих обязанностей или же чувствует потребность бороться за права женщин.
Может ли быть что либо более унизительное, чем союз двух чужих существ длиною в жизнь?
Женщине не за чем знать что либо о мужчине, она должна беспокоится только о его доходах. А что мужчине следует знать о женщине, кроме того, что у нее приятная внешность?
Мы не переросли библейского мифа о том, что у женщины нет души, что она придаток мужчины, создана для удобства джентельмена, который был так силен, что боялся собственной тени.
А, может, низкое качество материала, из которого создана женщина, и был причиной её неполноценности?
Чем меньше в ней души, тем с большей готовностью она растворится в своем муже. Рабская покорность мужскому превосходству в течении столь долгого времени сохраняла институт брака неприкосновенным.
Ныне, когда женщина начинает осознавать своё значение, осознавать себя, как существо, над которым не властен хозяин, священный институт брака постепенно теряет свою роль, и никакое сентиментальное оплакивание этому не поможет"...

"Почти с младенчества девочке твердят о браке, как о конечной цели, поэтому всё её воспитание и образование направлено на достижение этой цели.
Подобно бессловесной твари, приготовленной на убой, её приготавливают к браку. Как не странно, ей позволено знать о своём назначении жены и матери меньше, чем ремесленнику о своём ремесле. Для девочки из респектабельной непристойно что либо знать об интимной жизни...

Наш век - век практицизма. Времена, когда Ромео и Джульетта во имя любви рисковали гневом своих отцов, когда ради любви Гретхен не стыдилась пересудов кумушек, давно прошли. Если молодые люди в редких случаях позволяют себе роскошь романтики, тут же вмешиваются старшие, вдалбливая в них премудрость, покуда те не "наберутся ума".

Главный вопрос жизни: "Сколько мужчина зарабатывает? Сможет ли он содержать свою жену?" Это единственное, что оправдывает брак. Эти представления пропитывают каждую мысль девушки. Она мечтает не о лунном свете и поцелуях, а о дешевых магазинах и выгодных покупках. Эта скудость души и скаредность порождены институтом брака. Государство и церковь не признают иного идеала, поскольку он единственный, который позволяет государству и церкви полностью контролировать людей... "

"Замужество обеспечивает женщину домом только благодаря её мужу.
Она переезжает в его дом и остается там на годы, пока её личная жизнь не превратится в нечто вялое, ограниченное, скучное, как и её окружение. Неудивительно, что женщина делается вздорной, мелочной, раздражительной, невыносимой, становится сплетницей, выгоняя тем самым мужа из дому.
Ей же идти некуда, даже если бы она и хотела этого.

Краткий период замужества и подчинения мужу делает её совершенно непригодной для жизни. Она становится безразличной к собственной внешности, теряет легкость движений, не решается принимать решения, боится высказать суждение - то есть превращается в обузу, которую большинство мужчин ненавидит и презирает...

Институт брака превращает женщину в паразита, полностью зависимое существо. Замужество делает её непригодной к борьбе, уничтожает её общественное сознание, парализует воображение и затем предлагает защиту, на деле являющуюся западней, пародией на человеческий характер...

Только брак санкционирует материнство...

Любовь - самый свободный и самый сильный творец человеческой судьбы - как может эта неукротимая сила уравнять себя с тем жалким творением государства и церкви - с браком?
Свободная любовь? Как будто любовь может быть иной!
Мужчина заковал и опутал дух, но он совершенно бессилен перед любовью.
Мужчина остается несчастным и одиноким, если любовь обходит его стороной.
Только любовь обладает волшебной властью нищего сделать королём.
В свободе любовь отдаёт себя полностью, бескорыстно, без остатка.
Если же почва бесплодна, способен ли брак оплодотворить её?
Любовь не нуждается в защите: она сама себе защита.
Пока любовь остается творцом жизни, ни один ребенок не окажется брошенным, голодным или замученным...
Если мир когда нибудь и узнает единение и близость, то родителем будет любовь, а не брак."

Эмма Голдман "Брак и любовь"


Рецензии