С корабля на тачанку

С КОРАБЛЯ НА ТАЧАНКУ

Всё в моей жизни как-то начиналось и заканчивалось не так, как обычно должно быть. В шесть леть, во время войны, меня отвели в первый класс, в семнадцать с половиной я закончил строительный техникум. В девятнадцать был призван на службу в армии. Один год я отслужил на Черноморском флоте и был уволен в запас, потому что начались проблемы с позвоночником.
И вот мне уже двадцать, я в родном городе Николаеве.
В поисках работы увидел объявление — главное управление артелями набирает специалистов, нужны были сапожники, швеи, сварщики и даже инженеры, закончившие высшие учебные заведения. На собеседовании ко мне отнеслись с уважением, ведь я пришёл после службы на флоте, имел опыт строительных работ и диплом техника -механика. Да, в то время артели были под эгидой государства. Меня приняли на должность главного инженера. Чем занималась эта артель и чем я должен буду управлять для меня и сегодня большая загадка.
Оказалось, что артель расположена совсем недалеко от моего дома, буквально в десяти минутах ходьбы.
Я вошёл во двор, внутри вижу какие-то мастерские и склады. Здание одноэтажное, как и все остальные дома на этой улице.Управляющей оказалась женщина лет за сорок с небольшим, назвалась Екатериной. Поздоровавшись, смотрит на меня с подозрением, лицо грубое, мужицкое. Я не из робкого десятка, но внутренне  сжался в комок,  вижу точно не баба, а конь с яйцами. Заговорила Екатерина, а голос у неё как у нашего боцмана на корабле далеко слыхать, даже жутковато стало. Подумал, что уж если что прикажет, то попробуй, на выполни. Вроде как не отказывается от меня, берёт. В глубине дома расположены бухгалтерия, помещения для сотрудников и для меня есть отдельный кабинет в десять квадратных метров, мебель и телефон, короче, всё необходимое для работы. В мою задачу входит проверка объектов, качества работы, закрытие нарядов. Артель производила разную бытовую мелочь, литейное производство, в основном, чугун. Была своя кузница и конюшня. Но самое интересное — свалка за городом, которую обслуживали работники артели в подчинении Екатерины. Каждое утро у нас совещание по отчёту за проделанную работу прошлого дня и получения новых заданий на сегодня.
Запомнился мне первый выезд на объект, один из главных объектов — свалку.
Не подумайте даже, что это была поездка на машине. Машина в то время была фантастической роскошью. Даже председатели артелей не мечтали  о машине. Пешком до свалки не дойти, она далеко за городом, трамвайную линию туда ещё не протянули, автобусы колесили только в черте города. Получил я задание проверить свалку, вопросов не задаю. Вышел во двор, присел и задумался, а мыслями где-то в небесах витаю. Через несколько минут подходит ко мне конюх, он же заведующий конюшней. Приглашает пройти с ним в глубь двора. Смотрю, стоит лошадь, запряжённая в бричку на двух колёсах. Я точно такую видел в фильме «Чапаев», а также сразу вспомнилась песня, которую мы пели в детстве — Эх, тачанка — ростовчанка, наша гордость и краса. Пулемётная тачанка, все четыре колеса! Для полной картины не хватало только пулемёта. Конюх вложил  кусочек сахара мне в ладонь и сказал, чтобы я дал это угощение лошади. Я так и сделал. Мы сразу с ней подружились. Лошадь была чистая и ухоженная. Я взобрался на сидение, довольно мягкое и удобное, с опаской взялся за вожжи и легонько потянул, давая лошади понять, что надо двигаться. Она аккуратно пошла к воротам, вышла  на дорогу и повернула, не без моей помощи, направо. Оказалось, что это не сложная наука при помощи вожжей показать животному куда свернуть. Конечно, мне объяснили как проехать на свалку, но я и так знаю всё в городе и пригородах. Да и как не знать что и где находится мне,  местному, коренному николаевцу?
Чуть-чуть натянув вожжи, попросил лошадь двинуться в путь. Она пошла рысью, не очень быстро. Я чувствовал себя как на увеселительной прогулке.  Самое интересное и удивительное  было ещё и в том, что мне не приходилось управлять бричкой. Лошадь сама легко шла по своему маршруту, останавливалась на перекрёстках, пропуская движущийся транспорт. Ясно, что она много раз проходила этот путь. Машин на дорогах было мало, в основном ехали на грузовиках.
Добрались мы до свалки без приключений. Остановились у какой-то будочки. На скамейке восседало начальство свалки. Загорали на солнышке, прихлёбывая чаёк из больших кружек.
Мне было очень интересно, что же они здесь добывают и что охраняют. Поздоровался и двинулся обследовать этот  клад. Немного погодя я увидел  отдельные кучки рассортированного содержания: старые чугунные горшки, бутылки, старая обувь, останки кожи. Всё сложено аккуратно и приготовлено к отправке. В чём заключалась моя работа,  не знаю. Может быть просто меня проверяли. Ну, походил — посмотрел и всё. В дальнейшем я ещё не раз бывал здесь.
На своей тачанке я с удовольствием ездил по городу, выполняя различные поручения Екатерины.  Моя начальница  тоже была с транспортом. Только она и я имели такой шикарный выезд. Проработал я главным  инженером в артеле не долго. Понадобился как специалист и был переведён в управление на должность заведующего отделом. Я отвечал за весь транспорт на колёсях и обслуживающих его людей. Это было уже ближе к моей специальности и я очень обрадовался переводу.
Новая работа и новые обязанности всегда вызывали у меня интерес и надежду. Я и представить себе не мог, что артели, вернее их объединение имеют свой гараж и вообще какую-то технику. Естественно, гараж со всеми техническими устройствами плюс люди, возглавлял  завгаром. Зачем им понадобился специалист-механик, я совсем не догонял. Наверное, чтобы это понять нужны были годы работы на этой должности, а я только подписывал наряды на ремонт. Всё оказалось простым и примитивным. Управление имеет болванчика — руководителя и если что-то пойдёт  не так, всегда под рукой крайний на должности начальника, даже не надо напрягаться и искать виновного. Как известно — рыба гниёт с головы, так что, голову увольняют, а остальные продолжают вкусно есть, все здоровы и счастливы.
Чтобы понять как эта схема работает, мне пришлось съесть, наверное, килограмм соли. Однажды работники управления  стали собирать деньги. Оказалось,что периодически снаряжалась экспедиция за подсолнечным маслом в район, там работала своя маслобойня. Открытия сыпались на меня как из рога изобилия. Мне предложили съездить за маслом для коллектива, а по бумагам я еду инспектировать оборудование фабрики. Мне предоставлялась грузовая машина. На другой день работники управления явились как тридцать три богатыря и у каждого в руках была посудина для масла с наклейкой имени владельца. Деньги на покупку вручили мне, аккуратно упакованные именные конверты.
Маслобойня находилась в маленькой деревне,километров за пятьдесят от города. Водитель знал куда ехать и вскоре мы остановились у добротного дома. Вышел  нас встречать сам хозяин, он же масляной начальник. Приём нам оказали шикарный, просто о-го-го и стол накрыли тоже о-го-го. Таких накрытий я в своей жизни ешё не видел. Ночевали в хозяйском доме, поутру загрузили продукцию и вдобавок получили бутыль масла, литров на восемь. Для кого подарок не спрашивал, дело не моё. В дорогу нам приготовили бутерброды и до свидания.
На работе встретили радостно, хотя без аплодисментов и оркестра. Разбор ёмкостей проходил без меня. Я тоже привёз домой трёхлитровую банку масла совсем бесплатно, это был секретный подарок личто для меня.
Примерно через неделю я получил повестку в прокуратуру. Где напортачил я и представить не мог. Явился без опоздания, сразу пригласили в кабинет, а поджилки трясутся. Около часа следователь расспрашивал меня о поездке за маслом. Вопросов много, моих ответов мало. Что я знал? Выполнил задание начальства, расплатился честно деньгами, которые мне дали. Всё, что привёз разбирали уже без меня. Понял, что кто-то копает под меня, может быть занимаю хлебное место сам того и не подозревая? Потрясывало меня довольно долго, но в прокуратуру больше не вызывали. В общем, решил уступить дорогу следующему.
Прощай, система артельщиков.  Кстати, в скором времени и артелей не стало. Ликвидоровали.


Рецензии