О предрассудках сегодняшнего дня

Наблюдая за своими престарелыми родителями, я вижу, что они, в особенности мама, сотканы из предрассудков. Она и раньше боялась сглазу и называла всех тех, кто ее обижает или дурное о ней говорит, цыганками. Она верила в черную кошку, пустое ведро и не ходила в церковь даже тогда, когда можно было. Она до сих пор пересылает мне какие-то молитвы от странных людей, молитвы, призванные защищать от недобрых людей. Что интересно, в этих молитвах ни слова не говорится про победу на фронтах.

Но к сегодняшним предрассудкам добавились новые – связанные со злобой сегодняшнего дня. Удивительное дело, но она очень хорошо понимает сегодняшних пропагандистов, хотя представителей некоторых наций на дух не переносит. Как же так, удивляюсь я, вот этот господин с такой русской и философской фамилией совершенно не русский, а представитель ненавистной тебе нации. Ну и что, ответствует мне моя маман, он же дельные вещи говорит. Он же вещает. А таких мало. Мама, не сдаюсь я, но он же выражает попросту животную ненависть. Значит, отвечает невозмутимо моя матушка, время такое. И начинает мне открывать великую историческую истину, рассуждая о том, что мир хочет великой войны. Но если пойти вслед за этой логикой, упорствую я, то и пандемия ковида это тоже, так сказать, пошло на пользу миру. И тут круг замкнулся, и я оказалась в ловушке. Конечно – был ответ мамы. И я оказался неправ.

Но все равно, я не пойму другого, как можно так внезапно поглупеть. Как можно слушать с экранов телевизоров глупости человека, который управляет самой большой в мире страной. Его рассуждения о батарейках* (или об испанке**, или о резиновых тетках***). Я ничего не смыслю ни в батарейках, ни в испанской защите, ни в резиновых перчатках. Я не знаю ничего о целях, ни об операциях. Даже о ковиде – откуда он пришел и с какой целью – я ничего не смыслю. Знаю одно: чего не знаю, о том не говорю. Но вот о глупости – другое дело, она теперь в цене и защищена законом. Она теперь зазигована и завованена, она теперь растиражирована и бесплатно раздается с экранов телевизоров. Быть глупым сейчас – это путь к успеху, к будущему, правда сомнительному.

Русского человека ведет вперед умопомрачительная глупость, и он этого не скрывает, он уверен, что идет назад, в прошлое. Русского солдата ведет вперед теперь не чувство победителя, как было раньше, не «можем повторить», а Сталинградский синдром, хотя он об этом не знает. Повторить он не может и пойти назад тоже не может. Суть этого синдрома в том, чтобы погибнуть незнамо зачем, а винтовку за тобой подберет другой, чтобы снова стать тобой. В этой гибели есть некая романтика, есть жертвенность. Именно: русский человек становится жертвой во имя жертвенности. Но мысль о том, что на этом греют руки другие люди, невыносима и создает напряжение: кто-то мертв из нас более, или раньше, или позднее.

И теперь, возвращаясь к тому, что я написал в первых частях, скажу, что эффект телевизора с одним-единственным сакральным лицом джокера, напоминает некогда известных шарлатанов и лжепророков, растиражированных телевидением: Чумака и Кашпировского. Только теперь этот дурак взят под охрану закона и распоряжается судьбами государства. Проблема в том, что когда исчезли с экранов телевизоров Чумак и Кашпировский, ничего не произошло со страной (разве что отпали 14 республик), то теперь, когда исчезнет это сакральное лицо дурака, не поздоровится очень и очень многим лицам, областям, хребтам.

Чумаково, 5 февраля 2024 г.


Рецензии