Бой

               
   Мишка был самым близким моим другом. Учились мы в разных школах, но прийдя после уроков домой, первым , что я хотел бы сделать, было мое желание увидится с ним. Во дворе мы вместе играли в разные наши мальчишеские игры, то в «казаков- разбойников», то в «козлов и наездников», это когда несколько человек стоят в начерченном на земле круге, согнувшись в поясе и сцепив руки между собой, как борцы вольники  в начале схватки, один или несколько ребят охраняют их, бегая вокруг и не позволяя остальным запрыгнуть на спину стоящих в середине круга. Играли мы и в “асики” и еще много-много разных затей было в нашем арсенале. Все они требовали должной  подвижности, силы и порой мальчишеской смелости и задора. Все было у нас хорошо, эти счастливые и беззаботнык часы пролетали как миг  и когда наступало время идти домой учить уроки и ужинать, мы с чувством исполненного долга, обнявшись и припевая наши незамысловатые песенки добегали до первого в нашем небольшом городке пятиэтажного дома и нехотя расходились по своим подъездам, чтобы назавтра опять ждать тех минут, когда мы будем вместе.
Но иногда в наше беззаботное детство врывалось  неожиданно жесткое проявление мира мужчин, как это интерпретировали наши « старшаки».
    - Пора уже и вам становиться мужиками, - увещевали они и собрав всю нашу пацанскую ватагу,  приводили  на фундаменты строящейся невдалеке еще одной многоэтажки.
    Ослушаться старших и не пойти было немыслимо, об этом никто и не думал и вот стоим мы на жестком щебне, рассыпанном на дне котлована, а на возведенных вокруг стенах из железобетонных блоков удобно расположилось с десяток более взрослых ребят. Они деловито между собой обсуждают предстоящее событие, прикуривая при этом папироски или сигареты, а чаще « бычки» - недокуренные кем-то остатки, которые и нам иногда приходилось для них собирать.
   А мы стоим рядом с Мишкой и пытаемся сделать вид, что ничего нам такого особенного, тем более , тем более страшного или опасного не предстоит, так, очередная наша ребячья забава. Но , все же понимая, что это не совсем уже игра,а  это самая настоящая драка, в глубине души, конечно мы и волновались, да и робели немало, хотя признать это  и тем более выдать кому-либо мы не могли. А дрались мы до первой крови или до первых слез. Слез было не много, а вот разбитая губа или кровь из носа - это означало конец схватки. Мысль была одна - с кем же сегодня предстоит нам сойтись.
   Конечно все пацаны были разные. Возраст колебался примерно в два года и соответственно и рост и вес иногда отличались значительно, но по-моему никто из нас об этом в эти минуты и не думал. Мы стояли молча и старались даже и пошутить, но давалось это с трудом и смех наш был каким-то нервным и напряженным.
   С некоторыми из ребят драться не хотелось совсем, просто потому, что играли мы с ними почаще и притерлись уже к друг к другу, а с некоторыми выходили почти с радостью. Вот и сегодня , мой соперник , пацан из моего подъезда, с пятого этажа, « Лысый» звали его во дворе. Я его недолюбливал и он по-моему с удовольствием лупил меня в прошлый раз, когда разбил мне бровь и победу отдали ему.
   - Ну давай , отомсти ему! - Мишка обнял меня, посмотрел  в самую глубь моих глаз и чуть толкнул в середину, уже сформировавшегося круга.
   Я ринулся на соперника. Отчаянно помолотив друг друга руками, мы принялись бороться. Здесь я был явно сильнее и  вскоре  оказался наверху, подмяв под себя, отчаянно вертевшегося внизу «Лысого».  Я прижал его руки к острым камням и он почти уже не сопротивлялся. Но он не плакал, и крови еще не было.
   - Врежь ему , ну давай ! - кричали вокруг.
   - Ну заплачь, ну давай ! Тебе же больно лежать на остроугольных камнях щебня, ну давай! - мелькали мои мысли в желании быстрее завершить поединок.
    Но мой соперник собравшись с силами отбросил мои руки и принялся бить меня снизу вверх , но мне это сделать было намного удобнее. Несколько ударов и из носа «Лысого» хлынула кровь . Я вскочил на ноги, а мой соперник приподнявшись утерся и чуть слышно заплакал. Мне стало совсем неловко, стыдно и я наклонился к нему, чтобы как-то выразить это, но он зло оттолкнул меня и окончательно успокоившись, вскочил на ноги. Тут же успокоился и я.
    Мишка подошел ко мне, приобнял и увел в сторону.  Свой поединок против полноватого мальчишки, который недавно переехал в наш двор , Мишка выиграл легко и красиво. Поединки продолжались, а мы с Мишкой обнявшись пошли на водопроводную колонку, где помылись ледяной водой , стряхнули пыль и грязь с одежды и уселись на удобной скамейке, чтобы обсудить наше сегодняшнее испытание. Именно так мы и понимали с подачи «старшаков» эту необходимость, примерно пару раз в неделю быть готовыми к дракам. Это наше испытание казалось нам знаком нашей готовности стать вскоре мужчинами, умеющих постоять за себя, за друзей, за свой двор.
   Мы не думали тогда о  таких понятиях как честь и достоинство, не доросли, видимо , еще. И мы считали, вероятно, благодаря школе наших старших ребят, такое вот испытание нормальным и даже необходимым. Порой на следующий день приходили ко мне, двоюродные братья и разбирали мои поединки. Указав на ошибки они показывали мне упражнения, которые надо было делать, чтобы стать сильным и ловким, а мы потом с Мишкой отжимались от пола, приседали и подтягивались на школьных турниках.
   Так и шли наши дни, до обеда школа, потом двор, а вечером уроки и иногда семейные просмотры телепередач. Иногда и вечерами нам удавалось выскочить на улицу и тогда мы сидели рядом с бывалыми уже в переделках ребятами постарше  и слушали их рассказы о том, как они уже ходили на танцы, которые устраивались рядом с центральной площадью на круглой площадке, обнесенной со всех сторон сетчатой решеткой из стальной проволоки небольшого диаметра. В основном речь шла о стычках или драках с пацанами из других районов. Мы замирали, то ли восторгаясь удалью ребят, то ли от страха, что скоро и нам надо будет ходить по вечерам и на танцы и в кино и подстраховывать там наших «старшаков», как они нас и учили, ведь с каждым днём мы становимся все старше и старше. Так что к этой жизни надо готовиться и поэтому очередной призыв на стройку, где нам предстояло проявить себя в очередной драке, мы воспринимали как что-то обязательное и  даже полезное для нашего будущего.
    И вот однажды, когда мы опять стояли на неприветливо угловатых камнях щебня и тихонько обсуждали с Мишкой предстоящие нам схватки,  прикидывая , с кем было бы нам удобней сегодня побиться, произошло то, чего мы никак не ожидали.
    Сидящие на самом верху стены  старшие о чем-то пошушукались и объявили , что сейчас дерусь я, а моим соперником будет….
    -  Нет! Не может быть, - мелькнуло у меня в голове.
    - Сейчас они поймут что ошиблись и назовут имя другого пацана…
    Один из самых авторитетных «старшаков» спрыгнул ловко к нам и подошел ко мне.
    - Я знаю,что  вы кенты, но сегодня так надо, или ты его боишься?
    - Боюсь ли я Мишку ?!  Нет… Но… драться с ним? - я обернулся и посмотрел на мертвенно бледного друга.
    - Я не буду с ним драться, - вдруг, громко и натужно вскрикнул он, и голос его сорвался в совсем высокие нотки.
    - А , значит это ты забоялся? Дрожишь весь. И в правду, Мишка как-то весь немного трясся.
    Я взглянул наверх, в надежде увидеть одного из братьев и им объяснить, что мы не можем драться друг с другом, ведь мы самые близкие друзья. Но их сегодня не было.
   А этот «старшак» уже склонился над Мишкой и что-то шептал тому на ухо.  Ко мне же подошли еще двое авторитетных для нас старших пацанов и начали убеждать меня, что мы не должны отказываться от драки, это не по-пацански.
   Затем нас свели в центре и « старшак» приобнял нас за плечи и сказал:
   - Сегодня у вас драка с самым сильным соперником, с вашими слабыми эмоциями и мыслями. Забудьте о дружбе, отвага и достоинство выше неё. Вы должны победить себя и своего сегодняшнего соперника и это не ваш друг, это сильный и готовый к драке пацан. Давайте , вперёд!
   Все сидевшие наверху спрыгнули вниз, и образовался плотный круг, который все сильнее и сильнее призывал нас начать схватку.
   А мы стояли в середине и боялись поднять глаза, чтобы не увидеть друг друга. Круг отчаянно кричащих мальчишек все сжимался и сжимался , постепенно сдвигая нас с Мишкой друг к другу.
   Мне стало душно, закружилась голова, во рту пересохло. Неимоверным усилием я поднял голову и взглянул на друга. Он тоже посмотрел на меня.
  - Это не Мишка, это рослый, длиннорукий и жилистый пацан, с дерзким и колючим взглядом, - я заставил себя так подумать, но глаза моего друга смотрели на меня так же как и всегда, с пониманием, поддержкой  и добротой.  Я опять посмотрел вниз, на пропитанные черным битумом острые края камней и на свои изношенные уже кеды.
  И вдруг, кто-то сильно толкнул меня в спину , я почти упал вперед и очень больно стукнулся головой о что-то твердое, видимо, голову моего друга. Искры полетели из моих глаз. Мы оказались лицо к лицу с Мишкой. Его толкнули еще сильнее.
  Как-то совсем неожиданно и неловко, но мы схватили друг друга за шеи и начали бороться.
 -Давай немного поборемся и они отстанут, - шепнул я на ухо другу и мы начали возиться на не совсем удобном для этого покрытии.
Я чувствовал на себе сильные руки и тяжелое дыхание Мишки. Да, несомненно он был самым сильным из всех, с кем мне уже приходилось драться.
  - Давайте по мужски , вперед, - орали со всех сторон.
 В один момент я почувствовал резкий толчок в бок и полетел в сторону и Мишка очутился надо мной и всем своим телом навалился на меня. Острые углы  камней впились во все мое тело, я изогнулся , сделав «мост» и отбросил Мишку в сторону . Отлетая он изогнутым коленом очень сильно и больно ударил меня в челюсть, а сам стукнулся головою об угол бетонного блока.
   Вскрикнув от неожиданной боли, он попытался вскочить на ноги и угодил мне головою прямо в лицо, когда я тоже рванул вперед. Я инстинктивно дернул рукой и попал прямо в скулу друга и тут же получил прямой удар в лоб.  И все…
   Это уже  был не Мишка, это действительно был другой, очень сильный и ловкий , умелый в драке пацан. Мы встали в стойки  и к великой радости , окружившей нас толпы начали самый настоящий жестокий бой.
    Удивительно, но в моем сознании уложились два понимания. Я все же осознавал, что это мой самый лучший друг Мишка и в тоже самое время, я понимал, что сегодня я должен его победить. А всякие там мысли о жалости к другу, привязанности к нему - это действительно наша слабость духа и сознания.
   Дрались мы долго и отчаянно. В один момент я почувствовал неприятный солоноватый вкус во рту.
   - Кровь.. Разбита губа изнутри, - понял я и решил не сплевывать, чтобы не заметили кровотечения и не остановили схватку признав меня побежденным. Нет, я должен победить!
   Мой соперник , так теперь было мне удобнее думать, бил длинными прямыми ударами и частенько я их пропускал, но иногда сделав уклон, мне удавалось сильно ответить боковыми ударами, то слева , то справа. Вот только пнуть его ногою я не мог и он тоже не применял этой возможности, которой в других поединках мы пользовались довольно успешно.
  Я знал, что в борьбе я сильнее, но почему-то не стремился перевести дело к ней. Видимо, та часть сознания, которая помнила о дружбе, было не так слаба.  Но жалости или сожаления о происходящем я не испытывал и судя по силе ударов и Мишка особо меня не жалел. Удивительно, но это было так.
  Вскоре я почувствовал, что совсем устал и пацан напротив, тоже стал не таким уже и сильным.
   Тот самый старшак, что заводил нас, встал между нами и произнес:
   - Все пацаны, ничья!
   Я взглянул на Мишку и пошёл к нему. Мы обнялись крепко-крепко и под одобрительные крики ребят пошли к своей колонке. Подойдя к ней Мишка нажал на длинную ручку и серебристая вода бурно заплескалась  на бетонную площадку.
   - Давай, всплеснись, - сказал он, с самой доброй и одобряющей улыбкой, из все возможных улыбок человека.
   Я с благодарностью посмотрел на него и наконец позволил себе сплюнуть , рот мой был полон крови.
   - Губа изнутри разбита , - сказал я, указывая на лужицу крови на бетоне, которую быстро смыл буйный поток воды.
   Мишка улыбнулся и показал на испачканные кровью рукава своей рубашки.
   - А у меня из носа кровь пошла, но никто и не заметил, - ответил он и добавил лукаво мне подмигнув:
   - А то, я боялся, что проиграю!
 Мы посмотрели друг на друга и вдруг принялись смеяться так громко, так искренне и так радостно, как могут смеяться рядом только самые близкие и верные друзья.
  Прошло много лет, жизнь раскидала нас в рвзные стороны и сейчас я не знаю как сложилась жизнь моих детских друзей, но я точно знаю, что в крови каждого из нас остались казвлось бы самые простые правила:
-Лежащего не бьют, нельзя бить коленом и локтем, мужчины не плачут, трусость презираема, но к слабости есть снисхождение, честно проиграть -не стыдно, стыдно выиграть с обманом.
  Вспоминая все это и глядя на наш сегоднешний мир, я понимаю, что он изменился, стал злым и жестоким, чтобы искупаться в лучах рабского тшеславия и получить просто больше денег, можно и нужно добить соперника, лежащего в луже крови под неистовый крик сошедшей с ума в своем животном неистовстве толпы, одержимой жаждой безжалостного насилия. Это не только в спорте, а главным образом в нашей жизни, люди идут по телам упавших, не замечая стонов и призывов к милосердию, главное урвать бы кусок пожирнее, а каким образом он достается, это не важно, можно и коленом и локтем, да и палкой огреть, если никто не заметит. Мы сегодня и детей своих учим, как лучше толкнуть того, кто может прийти к кормушке впереди тебя, мы учим их не уступать, не отдовать своего, не жалеть, не прощать.
   А жаль….
   
   
   

 

   
 


Рецензии