О гении без тени злодейства

О гениях и гениальности говорят так часто, что эти слова, по-моему, несколько обесценились. Чуть что - сразу: он гений. Заметьте, о том, что она гений, упоминается крайне редко, почти никогда.  В нашем андроцентричном мире вряд ли согласятся причислить к высшей категории совершенства царицу Клеопатру, математика Ковалевскую, актрису Ермолову, балерину Плисецкую и других   прославленных женщин.

Какой он, этот гений, уникальная личность неограниченных возможностей? Современное словарное определение - «высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения» - вносит какую-то ясность, но лишь отчасти. Можно также вспомнить, что поэт-романтик Шиллер в восемнадцатом веке добавил к признакам гениальности еще и «творческую наивность», и был в этом смысле горячо поддержан в следующем столетье философом Ницше, который называл «детскость» отличительным качеством гения. Видимо, все это должно помочь нам отличить гения от прочих остальных, но так не всегда получается. Приходится всякий раз разбираться специально и самостоятельно, собрав в кучку последние обрывки разума.

Кто-то назван гением благодарными потомками (Аристотель, Леонардо, Моцарт, Кант, Пушкин), кто-то восхищенными современниками (Рахманинов, Эйнштейн, Феллини, Хокинг). Некоторые творческие люди, не размениваясь на мелочи, сами называли себя гениями. («Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён…») Очень разные люди эти выдающиеся личности. Друг на друга мало чем похожи, а уж на окружающих тем более. И каждый живет в собственном, созданном им самим, уникальном духовном пространстве, в своём интуитивно сотворенном мире, в особом жизненном измерении.

Эпитет «гениальный» стал настолько популярным, что им награждают не слишком задумываясь, спонтанно, от избытка чувств или желания превознести кого-то; из характеристики исключительности он уже превратился в нечто сиюминутно-комплиментарное. Бывает, что гениальными торопятся назвать чрезвычайно способных ребятишек, во многом превосходящих сверстников в освоении наук, спорте, музыкальном исполнительстве. Вундеркинды, конечно, привлекают внимание своей исключительностью, но далеко не все сохраняют и развивают её впоследствии.

Можно предположить, что у каждого сколько-нибудь образованного человека есть свой список гениев. Очень отрадно, если он знает о своих избранниках достаточно много и понимает, за что ценит их, боготворит и может передать свое восхищение другим. А если просто играет именами, даже не представляя, в каком времени жили эти люди и чем занимались, то это уже совсем другое дело.

Часто приходится слышать в интервью, которые благосклонно дают известные в определенных кругах персоны, упоминания о гениальных писателях, философах, художниках в таких фантастических контекстах, что просто начинаешь сомневаться в собственных ментальных способностях. Ещё модно их «цитировать» - но как! Бессмысленно и нелепо звучат слова, вырванные из контекста, а как лихо «редактируют» (а по факту - перевирают) их с важным видом интервьюируемые, искажая смысл когда-то написанного.  И массовые информационные средства охотно транслируют вылетевшие из уст кумиров слова, а возразить уже некому…

Незавидна участь у так называемых «непризнанных гениев», талантливых людей, творчески безмерно одаренных, за которыми современники не признают права на новаторство, на опережение традиций, на преодоление общепринятых канонов. И уж совсем драматична судьба тех, кто отдал духовные и физические силы любимому делу, даже предназначению, но не сохранил в полной мере душевное здоровье. Недобрую услугу оказал гениям знаменитый и беспощадный Чезаре Ломброзо, автор нашумевшей книги «Гениальность и помешательство». Трагедии музыкантов, художников, философов, писателей (Шумана, Ван Гога, Врубеля, Клодель, Ницше, Гоголя и других) стали предметом обсуждения не только в медицинских кругах. Кто из упомянутых был гением - вопрос спорный.

Гений - «любимец природы», «божественное дитя», непредсказуемый, неповторимый, оригинальный, создавший то, что прочим не по силам, опередивший время творческий человек, уникальная личность, которая может быть предметом изучения, восхищения, преклонения, но не подражания. И мы, не наделенные выдающимися способностями, можем утешить себя тем, что быть гением - часто означает остаться непонятым, одиноким, несчастливым. И вообще, жить не так, как все или большинство, очень трудно.

Есть ещё в обиходе такое понятие - «гений места» (genius loci), некая духовная сущность, как считалось в античности, оберегающая определенную часть земного пространства, покровительствующая ей. Такие «территории с историей» являются местом притяжения и паломничества по сей день. Ощущение их значимости появляется тогда, когда мы вкладываем определенный смысл в детали и усматриваем их символическое значение, наделяем место ценностью и на этом фоне испытываем яркое эмоциональное отношение к нему. Создаётся особенная атмосфера, обычаи, ритуалы, природа одухотворяется, и человек соединяется с ней. Гением места называли и поэта М. Волошина, на многие годы превратившего Коктебель в притягательный оазис для творческих людей.

Осталось вспомнить ещё об одном гении, носителе мудрости и благорасположенности, то ли всечеловеческом, то ли каждому персонально данном, к которому обращены строки поэта: «Спаси тогда нас, добрый гений, от малодушных укоризн…» (Ф. Т.) Можно предположить, что в данном случае добрый гений - другое имя ангела-хранителя.


Рецензии
Вы затронули интересную тему, Ирина, и мне захотелось добавить свои три копейки, цитируя любимых авторов:

В проблеске гениальности видишь свою бездарность.
Станислав Ежи Лец

Тысячи гениев живут и умирают безвестными либо неузнанными другими, либо неузнанными самими собой.
Марк Твен

Гений — во всяком случае, литературный гений, — не может быть открыт своими близкими, они слишком близки к нему и поэтому видят его не в фокусе, не в состоянии верно оценить его пропорции, не могут заметить, насколько его размеры превышают их собственные.
Марк Твен

Когда на свете появляется гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.
Д. Свифт

В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.
Артур Шопенгауэр

Елена Пацкина   06.02.2024 18:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Елена!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   08.02.2024 22:49   Заявить о нарушении