Продолжение Про рыбалку

       Первым мои воспоминания о рыбалке прочел уроженец с. Усть – Цильма, мой троюродный брат Григорий Васильевич Чупров, и прислал следующий любопытный комментарий:
 «Добрый вечер, братан Игорь Иосифович!
 Вряд ли я " более опытный товарищ" по части рыбалки, но что знаю, тем поделюсь с удовольствием. У меня есть книга  Леонида Павловича Сабанеева   "Рыбы России", кое -что можно посмотреть в ней. Первое издание этой книги вышло в 1892 году.   
 Л.П. Сабанеев в те давние времена написал о нашей Печорской рыбке, что нельма это северная и сибирская разновидность белорыбицы, которая относится к сигам и составляет самый крупный и вместе самый вкусный и ценный вид их.
        Зельдь  - аналог Обской ряпушки, только нежнее и вкуснее. Старики говорили,  и сам я убеждался, что зельдей можно не взвешивать: 20 штук на килограмм.  Лет двадцать назад в Усть-Цильме в магазине купил 4 кг, взвешивали на электронных весах. Пришел домой, ради интереса пересчитал- 80 рыбешек.
  Ячея сетки невода (зельдевки) 18 -20 мм.   
    При ловле семги и  крупной белой рыбы использовали поплави трёх видов. Общим было то, что из лодки, на заранее проверенном и вычищенном участке реки (тоне) выкидывалась сеть с таким ходом лодки, чтобы получился полукруг. Вначале из лодки опускался на воду мотофан. Мотофаном называют небольшое бревно, корягу или даже наполовину наполненную водой канистру. Что означает слово мотофан, не знаю.  В 20 -х годах прошлого века (мне рассказывал отец) мотофаном служил деревянный крест из толстой еловой доски с небольшой стойкой в центре  для керосинового фонаря, чтобы в темную, ненастную ночь видеть положение конца длинной ( более 100 метров) сети.
 Если рыбаки выезжали на сёмгу, брали сеть - "редчач", сторона ячеи 60-70 мм, из крепкой нити. На омуля использовали " омулёвку". Омуль верховая рыба, поэтому сеть не должна опускаться ко дну. В лунные ночи омуль видел сеть и попадал хуже.
  Самой распространенной была и остается сеть с ячеёй 40-50 мм, которая во время "сплавки", грузилами (железными кольцами) касается дна реки и в неё при удаче попадёт  семга, нельма, чир, сиг, омуль, язь и даже налим. А в наше время  горбуша и стерлядь.
 На правильно  "работающей" сети после многократных сплавок железные кольца речным песком отмываются от зимней ржавчины и начинают блестеть. Раньше на плавных ( и ставных) сетях в качестве грузил использовали кибасы ( сшитый из бересты мешочек с небольшим камнем). Берестяные кибасы об камни на дне реки не стучали и рыбу не отпугивали. Ходят байки, что некоторые рыбаки обматывают железные кольца изолентой. Григорий.»
 Чтобы слова  Г.В. Чупрова: « при удаче попадёт  семга, нельма, чир, сиг, омуль, язь и даже налим»  не были превратно истолкованы Уважаемым читателем. Поясню. Григорий Васильевич  подразумевал под большой удачей попадание в поплавь семги,  и далее…удачу по убывающей. Вплоть до неудачи – попадания налима, т.к. мясо налима жесткое и сильно уступает по вкусовым качеством белой рыбе. К тому же, среди рыбаков Нарьян – Мара в 40 -50 годы ходила молва что эта донная рыба питается всякой падалью, в том числе и утопленниками. В подтверждение чего приводилась байка о том, как рыбак обнаружил в потрохах налима человеческий палец. 
   Однажды неудача  - обнаружить в сети вместо белой рыбы одних налимов постигла нас с братом Иваном во время осеней охоты на уток и гусей.  Прибыв вечером на катере «Прогресс» на место охоты, мы забросили  в реку  сеть и легли спать.  На утренней заре отправились  на охоту.  Первая половина дня по части  добычи уток и  гусей оказался не очень удачной.  Поэтому мы решили сварить уху из пары пелядок, т.к. были уверены, что найдем их в свой сетке, а затем переехать на другое место. Но, в сети оказались одни налимы, варить уху из которых у нас желания не возникло. Пустой желудок напомнил мне, чем я его наполнял в студенческие годы в дни, когда кончалась стипендия: заранее припасенной банкой трески печени в масле.  Я предложил Ивану давай вместо ухи, поджарим печень, которой, вынув потроха из налимов, мы заполнили крышку от котелка туристского примуса «Шмель».  Иван усмехнулся в ответ и сказал, давай переедем на новое место. Пока я буду управлять «Прогрессом», ты будешь на примусе жарить печень. Из печени будет выделяться жир. Чтобы он не выплескивался из крышки котелка на ходу катера, ты печень перевали в котелок и закрой его крышкой. Я так и сделал, поставив котелок на разожженный примус. Где то мину через 20 Иван снова усмехнулся, открой крышку и посмотри свою печень. Когда я  открыл крышку, то печени в котелке не обнаружил. Вместо печени  плескался рыбий жир, и в нем плавало несколько жалких ошметков от печени. Оказалось, что печень налимов процентов на 80 состояла из рыбьего жира.   Пить жир вместо ухи мы не стали, тем более, что в переднем люке катера у Ивана была заначка из пары банок консервированной оленины, одна из которых и послужила нам обедом.               
     На мое, не очень лестное воспоминание о налимах, отреагировал мой  друг, окончивший среднюю школу №1 г. Нарьян – Мара на три года раньше меня ( в 1955 г.), нынешний житель г.  Екатеринбурга  Рудольф Филиппов. Вот его письмо:
 «Игорь. Прочитал про рыбалку. Мне понравилось, написано с полным  знанием предмета. Для меня много нового, так как у меня не было такого опыта рыбалки со стариками. Во время войны и несколько лет после её на берегу Качгортинской курьи,  в Захребетной и других местах на вешалах сушились невода. Иногда старики, не бывшие  на фронте, собирали нас помочь неводить, там же около этих неводов на берегу. Как правило, ловилась мелочь, в основном ерши. Порой и мне перепадало на ушицу. Удочки были плохие - самодельные с большими поплавками. Поэтому поклевок, как правило, мы не видели. Ловили с плотов, и похвастать хорошими уловами не могли, но все равно бегали на рыбалку.
    Уху из налима вам с Иваном нужно было готовить таким способом. В уху идет голова, хвост и нарезанная кусочками макса (печень), тогда уха получается отличная. Можно добавить и куски налима. Уху пить с максой отдельно. Присоленную немного охлажденную рыбу и оставшуюся максу отдельно. Налим хорошая рыба, в январе у неё будет нерест, а в феврале он будет клевать. Подледно он ловится очень просто. Для этого нужно иметь хороший и крепкий крючок. Чем больше, тем лучше. Грузило и крепкую леску. Чем хуже погода, тем лучше он ловится. Насаживай любую дохлую рыбу, хорошо идет килька, навага и он обязательно клюнет, не пройдет мимо. Налим любит  небольшие курейки или места возле русла. Поедешь в Н-Мар обязательно попробуй половить налимов, очень интересная рыбалка, можно снасти оставлять на ночь, но обязательно утеплить лунку. Кроме этого нужно иметь при себе багорик.»
       А вот воспоминание о необычной рыбалке моей бывшей одноклассницы, а ныне жены Нины Евстафьевны:  « Было  мне 12 лет, когда я в составе бригады сенокосчиков  совхоза заготавливала сено на лугах в 20 км от Нарьян – Мара,  около деревни Малая Сопка. Жили мы в деревянном бараке, стоявшем на берегу большого озера. Каждое утро  уходили на покос в луга. Дорога проходила по водоразделу, слева от которого располагалась низинка , залитая водой. Однажды, возвращаясь с работы домой,  мы обратили внимание на необычное состояние воды в ней. Она словно кипела. Подойдя поближе, мы увидели, что все  водное пространство заполнено рыбой. Это были щучки примерно 30 см длиной. Вероятно, весной вместе с водой зашли в низину щуки, выметали икру, а затем скатились в реку. На мелководье в прогретой воде из икринок выросли маленькие хищницы. Со временем вода из низины почти вся  ушла, жизненное пространство уменьшилось, и щуки забили тревогу. Они носились по воде вперед и назад, выпрыгивали из нее. Наш бригадир отправил двух человек в барак за ведрами. Когда их принесли, вся бригада, а было нас 12 человек, разулись до колена и полезли в воду. Вот это была рыбалка! Смех, крики, шум! Мы ловили щук голыми руками! Хищницы носились вокруг ног, иногда щекоча, а иногда и кусая их, выскальзывали из рук. Наконец-то все они оказались в наших ведрах!  Мокрые, грязные, веселые возвращались мы с рыбалки домой. А улов- 4 ведра стал хорошим подспорьем к нашей еде.
     Завершу воспоминания о рыбалке  тем, с чего начал – про ловлю семги.   
  Если в низовьях  и в среднем течении Печоры семгу ловили в основном неводами, то в верховьях ее, а также на  реках Карелии и Кольского полуострова главным орудием добычи семги являлся спиннинг с блесной. Наверное, по той причине, что ловить семгу рыболовам - любителям во времена СССР было запрещено, а поймать браконьера со спиннингом гораздо трудней, чем браконьера с сетью.  В те годы заядлым любителем до ловли семги был мой бывший однокурсник по университету Павел. В начале 80х годов я приехал в Ленинград в командировку и остановился у него. Вечером Павел угостил меня семгой, как он с гордостью заявил, собственного улова. На мой вопрос, где  ее поймал,  ответил следующей байкой:
 « Я почти каждый год в конце августа езжу ловить семгу на одну из речек Карелии, впадающую в Белое море. Обычно еду один, но в этот год упросил  меня взять его с собой один знакомый доцент из Московского ВУЗа, никогда ранее семгу не ловивший. Высадившись с каботажного суденышка в устье речки, мы с рюкзаками за спиной и спиннингами в руках поднялись по руслу реки на десяток километров вверх в необитаемое место. Проведя с напарником инструктаж, как ловить рыбу на спиннинг и что делать, если вдруг появится рыбинспектор, я оставил его на том месте, а сам поднялся вверх по течению еще на пару верст.
 После моего ухода, доцент сделал не менее десятка забросов блесны в реку, но все неудачно. Попробовал сменить место и блесну, но все с тем же результатом. Когда он   пошел к своему рюкзаку, чтобы еще раз сменить блесну, то заметил сидящего на пригорке мужичка.  Тот  приблизился к нему и попросил, ну ка покажи, какие еще у тебя есть блесны. После чего посоветовал, на какую из них попытать счастья.  На второй или третий заброс с новой блесной доценту, наконец- то, повезло. Он подтащил к берегу бурно сопротивляющуюся рыбину.   После чего бросился снимать ее с крючка. От волнения и привалившего  счастья руки у него дрожали, он не знал, как по надежней ухватить скользкую рыбину, чтобы из ее пасти вытащить якорек блесны. Дело кончилось тем, что освобожденная от крючка семга ушла в реку.
 А мужик – добровольный консультант с досадой произнес: « Твою мать…, два часа на тебя впустую потратил. Ведь я рыбинспектор!! И хотел взять тебя с поличным.»
                Вот такое коллективное воспоминание получилось у меня о рыбалке.


Рецензии