Приговор в Китае. Против смертной казни

АВТОР ШПИОНСКИХ РОМАНОВ ПРИГОВОРЁН В КИТАЕ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Друзья, коллеги по Прозе! В связи с судом над писателем Ян Хэнцзюнем могу заявить, что в политической программе трезвой России есть и параграф против смертной казни, поэтому в качестве писателя-марафонца готов присоединить свой голос к тем представителям творческой интеллигенции, литературных организаций, которые обращаются к китайским властям с призывом отмены смертной казни и освобождения Ян Хэнцзюня.

Приговорённого в Китае к казни австралийца признали виновным в шпионаже
Как отметил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь, китайские власти обеспечили право обвиняемого на апелляцию

ПЕКИН, 5 февраля. /ТАСС/. Австралийский писатель Ян Хэнцзюнь, приговоренный в Китае к смертной казни, признан виновным в шпионаже. Об этом заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

"Суд признал вину Ян [Хэн]цзюня в шпионаже", - подтвердил Ван Вэньбинь на брифинге.

Как уточнил официальный представитель, китайские власти обеспечили право обвиняемого на апелляцию. По его словам, австралийская сторона получила возможность присутствовать на заседании суда.

Писатель китайского происхождения Ян Хэнцзюнь - критик Коммунистической партии Китая, бывший сотрудник МИД КНР, об исчезновении которого стало известно 18 января 2019 года. Вскоре после этого Пекин подтвердил его задержание в связи с деятельностью, представляющей угрозу национальной безопасности. В понедельник суд приговорил обвиняемого к казни с отсрочкой на два года с возможным смягчением вердикта на пожизненное лишение свободы.

...

Основываясь на своем богатом личном опыте "внутри китайской системы", Ян писал шпионские романы на английском и китайском под псевдонимом Вэй Ши. Его роман "Фатальная слабость", является первым в его шпионской трилогии, это история двойного агента США и Китая, который в конечном итоге не работает ни на одну из сторон, а вместо этого преследует свои личные цели.

ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

В связи с недавней смертной казнью в США и приговором в Китае австралийскому писателю считаю необходимым ещё раз обратить внимание общественности на несовместимость смертной казни с основными принципами гуманизма, необходимыми для прогресса цивилизации.
В моей коллекции книг есть и сборник о смертной казни, некоторые цитаты из которого считаю важным воспроизвести.
Напомню информацию о казни в США.

Сообщает ТАСС. Смертную казнь с применением чистого азота провели в США, это первый известный случай приведения в исполнение смертного приговора подобным способом. Об этом сообщил в четверг генпрокурор штата Алабама Стив Маршалл.
58-летний Кеннет Смит, признанный виновным в заказном убийстве женщины в 1988 году, был казнен посредством удушения азотом в городе Этмор в Алабаме. "Справедливость восторжествовала. Сегодня вечером Смит был казнен за отвратительный поступок, который он совершил <...>. Как и большинство штатов, Алабама пришла к выводу, что некоторые преступления настолько ужасны, что требуют высшей меры наказания", - говорится в заявлении генпрокурора.
Маршалл разрешил начать казнь в 19:56 по местному времени (04:56 мск 26 января). Смерть наступила в 20:25 (05:25 мск).
"После более чем 30 лет попыток обмануть систему Смит ответил за свои ужасные преступления", - приводит газета Alabama Local News слова губернатора штата Кей Айви. Как сообщает издание со ссылкой на представителей СМИ, присутствовавших при казни, Смит произнес небольшую речь. "Сегодня вечером Алабама заставляет человечество сделать шаг назад", - сказал он.
...
Как отмечает газета The New York Times, дело Смита в своем роде уникально, так как жюри присяжных в пропорции 11 к 1 проголосовало за пожизненное заключение для него, однако судья отменил это решение и заменил его на смертную казнь. Впоследствии власти штата упразднили право судей на подобные действия, но так как Смит был осуждён до введения ограничений, приговор остался в силе.
https://tass.ru/obschestvo/19822213

Вышеупомянутый сборник называется "Смертная казнь: за и против" (Москва "Юридическая литература", 1989).

Владимир Соловьёв, сын историка С.М. Соловьёва, после речи против смертной казни в марте 1881 г. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е годы проповедовал идеи объединения Востока и Запада через воосоединение и унию католичества и православия, боролся за свободу совести, против религиозной дискриминации.
В своей статье философ, автор концепта Русской идеи Вл. Соловьёв цитирует "известного учёного, знатока этого дела": "Это есть действие нечестивое, бесчеловечное и постыдное.
Во-первых, смертная казнь нечестная, так как по своей безотносительности и окончательности она есть присвоение человеческой юстиции того абсолютного характера, который может принадлежать только суду Божию, как выражение божественного всеведения. Преднамеренно и обдуманно вычёркивая этого человека из числа живых, общество заявляет: я знаю, что этот человек безусловно виновен в прошедшем, безусловно негоден в настоящем и безусловно неисправи в будущем. А так как на самом деле не только о будущей неисправимости этого человека, но и о его прошедшей виновности, хотя бы лишь фактической, обществу и его судебным органам ничего вполне достоверного неизвестно, что достаточно доказывается многими обнаруживающимися судебными ошибками, то не есть ли это явно нечестивое посягательство на пределы вечные и слепое безумие человеческой гордости, ставящей своё относительное знание и условную справедливость на место всевидящей правды Божественной. Или смертная казнь совсем не имеет никакого смысла, илиона имеет смысл нечестивый.
...
Во-вторых, смертная казнь бесчеловечна - не со стороны чувства, а со стороны нравственного принципа".
...
Будучи нечестивой и бесчеловечной, смертная казнь имеет и постыдный характер, который уже давно закреплён за нею общественным чувством, как это видно из всеобщего презрения к палачу... Что бы ни говорили сторонники вечного мира, военный человек, сражающийся против вооружённых противников с опасностью для собственной жизни, ни в коем случае не может возбуждать к себе презрения... Но вся эта сторона самопожертвования или риска собственной жизнью и свободой, оправдывающая войну, извиняющая дуэль и даже смягчающая в известных случаях ужас прямого убийства, - в смертной казни совершенно отсутствует.
...
Поэтому если какой-нибудь закон находится в принципиальном противоречии с нравственным сознанием добра, то мы можем быть заранее уверены, что он не отвечает и существенным требованиям права, и правовой интерес относительно таких законов может состоять никак не в сохранении, а только в их правомерной отмене.

***

Друзья, коллеги по литературному цеху Прозы, читатели собрания сочинений Николае Карпати, ещё выражаю соболезнования, в день общенационального траура, всем родным и близким погибших и пострадавших в результате террористического нападения на Крокус Сити Холл Подмосковье. 
В свете развернувшейся дискуссии привлекаю ваше внимание к гуманистической традиции классической русской литературы. Напомню, что Д.С. Лихачёв отмечал умение Достоевского вглядываться в душу другого человека, в поисках тех зёрен, которые могут прорасти во благо общества. Достоевский, а его "Братья Карамазовы" являются настольной книгой понтифика Франциско, был приговорён к смертной казни за участие в деятельности группы Петрашевского, лишь в последнюю минуту она была заменена на каторгу.
Представляется, что следование гуманистическим традициям русской литературы, по сути главной вершине европейской цивилизации, предполагает, при максимально жёстком в соответствии с действующим законодательством наказании за преступления, сохранение моратория на смертную казнь.

Если проанализировать главные выступления Л. Н. Толстого, то можно заключить, что для Льва Толстого вопрос смертной казни был окончательно решён: смертная казнь должна быть отменена. Основные аргументы, выдвигавшиеся Львом Толстым в обоснование своей позиции: запрет на любое насилие согласно христианской религии; падение морали в обществе, так как смертная казнь легитимизирует в глазах народа использование силы и оружия; отсутствие у казнённого шанса на исправление; вероятность казнить невиновного; причинение страданий родственникам человека, приговорённого к смерти; неэффективность этого способа устрашения, зачастую делающего из казнимого мученика и лишь усиливающего ненависть к правительству среди его единомышленников и даже аполитичных людей, способных уже завтра превратиться в ярых противников существующего режима.
Более подробно о взглядах Льва Толстого на смертную казнь можно прочитать у исследователя Романа Алтухова на Прозе
http://proza.ru/2019/11/18/1903


Рецензии