В чем смысл романа И. С. Тургенева Отцы и дети

 
 Роман «Отцы и дети» был написан И.С. Тургеневым накануне отмены крепостного права.  Замысел романа у  писателя возник   во время пребывания писателя в Англии. Импульс для создания романа дала  случайная встреча с молодым врачом, с которым он разговорился в поезде во время путешествия. В  суждениях врача, отрицавшего искусство,  писатель увидел  зародыш нигилизма. 
  К работе над романом приступил в 1860 году после приезда во Францию.  В течение года Тургеневым была написана   первая половина романа. Затем его творческое вдохновение иссякло.  Работа застопорилась.  Чтобы дописать роман, И.С. Тургенев   вернулся  на родину, в Россию.  Общение с российскими писателями, критиками, погружение в атмосферу российской общественной жизни помогло ему завершить роман.  Первый вариант романа был опубликован в марте 1862 года в журнале «Русский вестник». Затем писатель подверг роман  небольшой переработке, в результате которой он сгладил некоторые резкие черты главного героя  – Базарова, сделав его более привлекательным, чем он был в первом варианте романа. В отредактированном виде роман вышел в свет осенью 1862 года. Окончательная редакция романа имела посвящение  критику-демократу В.Г. Белинскому, который значительно повлиял на эстетические взгляды И.С. Тургенева и о котором И.С. Тургенев всегда отзывался с большим уважением.
Критики и литературоведы  считали, что основная тема романа – борьба между отцами и детьми, противостояние либералов-«отцов»  и нигилистов-«детей».  На наш взгляд, главная тема романа - тема любви и счастья. Эта тема  красной нитью проходит через весь роман.
  Персонажей  романа можно разделить на счастливых и несчастливых.
К счастливым можно отнести Николая Петровича и Фенечку,  Аркадия и  Катю.   
  Николая Петровича и Фенечку разделяет  пропасть -  социальная, ментальная,   возрастная.
Николай Петрович -  дворянин, помещик, выпускник     петербургского  университета, человек утонченной культуры.   Ему уже 43 года.  Он   был сгорбленным,  пухленьким,   с жидкими седыми волосами, с хромотой. Фенечка –  мещанка по происхождению, не имеет образования,  даже  читает по слогам,  бедна. Ей двадцать три года,  внешне   очень привлекательна. Казалось , они совершенно не подходят друг другу.  Но они полюбили друг друга, создали семью и обрели подлинное счастье.
Почему   Николай Петрович полюбил Фенечку?
Его покорила ее женственность, чистота.  Она была «вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками». У нее приятный голос, который журчит  словно ручеек. Она хорошая хозяйка.  От своей матери, экономки, она  унаследовала  любовь к порядку, рассудительность, степенность.   Ей свойственны стыдливость, совестливость,  вежливость.  Она идеальная мать. Заботится о Мите, о  его здоровье.
Он мог жить с нею как с неофициальной женой, но он женился на ней. Он не хотел, чтобы его  сын Митя был незаконнорожденным, внебрачным ребенком. Но главная причина его решения  связать себя узами брака с Фенечкой   состоит в его глубокой порядочности и доброте, побудившие его пренебречь предрассудками, существующими   в  дворянском обществе, к которому он принадлежал.   
  Почему  Фенечка полюбила Николая Петровича? Ее любовь  к нему можно назвать любовью-благодарностью.  Она благодарна ему  за его любовь к ней и сыну, за его заботу о них: "Я Николая Петровича всем сердцем люблю... Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!.. Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!.." (глава XXIV) .
Быть счастливыми им помогает позитивный взгляд на мир. Оба  они принимают людей такими, какие они есть,  поддерживают   хорошие отношения с окружающими, особенно близкими людьми.  Николай Петрович    любит сына, брата, невестку Катю, и те отвечают ему взаимностью.  Даже к Базарову он относится с пониманием, и тот высоко оценивает его доброту. Фенечка -  общительный жизнерадостный человек. Ей свойственны  искренность, доброта. Она с симпатией относится к Аркадию и Базарову. Когда Аркадий женился, она полюбила его жену. Фенечку любят все: Аркадий, Катя,  Базаров, а Павел   Петрович даже влюбился в нее, хотя и считал ее «пустым существом». 
Для счастья  важна правильная установка.  Николай Петрович настроен на серьезные отношения с женщиной, на любовь, на семью. Он и в первом браке был счастлив.   Он и в первый раз женился по взаимной любви, несмотря на противодействие со стороны отца.  «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались... Николай Петрович  блаженствовал   со своею Машей и  был счастлив, как немногие на земле..." (глава I) . Ее смерть стала  для него большой трагедией.
  Счастье  Николая Петровича усиливают любовь к музыке, поэзии, живописи, к природе.  Слушая музыкальное произведение или играя на скрипке, читая стихотворения А.С. Пушкина,   любуясь пейзажем,  он испытывал духовное   наслаждение.   
Аркадий и Катя нашли счастье в любви друг к другу, в семье.
Вначале Катя не произвела  на Аркадия, увлеченного Одинцовой,  впечатления, но пообщавшись с нею,  узнав ее ближе, Аркадий  страстно влюбился в нее. Даже ее большие руки, которые критиковала Одинцова, показались ему красивыми. Когда она  согласилась стать его женой,  Аркадий  схватил ее «большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя….»   Ему было совершенно безразлично, что она небогата  и   находится на содержании старшей сестры.
 Почему же они полюбили друг друга?  У них много общего. Оба из дворянских семей,  оба молоды, внешне привлекательны,  оба образованны, начитаны, хорошо воспитаны,  оба любят природу, поэзию, музыку. Катя играет на фортепиано, а Аркадий  слушает ее игру.
 Его   впечатляют ее  ум,  наблюдательность, проницательность, ее знание людей.  Например, в разговоре с ним она тонко заметила, что   Аркадий  не является настоящим нигилистом и вскоре вернется к традиционным  взглядам. Она установила различие между Базаровым, с одной стороны, и Аркадием и собой, с другой. "Он хищный, а мы с вами ручные», - сказала   она   Аркадию о Базарове ( глава XXV). В своей сестре она  отметила  гордость, независимость, неспособность кому-либо подчиниться. 
Им интересно общаться друг с другом. Приведем пример содержательного диалога между ними:
- Я не люблю Гейне, — заговорила Катя, указывая глазами на книгу, которую Аркадий держал в руках, — ни когда он смеется, ни когда он плачет; я его люблю, когда он задумчив и грустит.
-  А мне нравится, когда он смеется, — заметил Аркадий.
- Это в вас еще старые следы вашего сатирического направления...  Погодите, мы вас переделаем ( глава XXV ). 
  И Аркадию и Кате свойственно позитивное отношение к миру. Оба   доброжелательны к людям.  Аркадий  любит отца, дядю.   "Отец у меня золотой человек...", - говорит он  (глава IV)   Как бы он ни благоговел перед Базаровым,   он  защищает Павла Петровича  от  его нападок. Он сразу полюбил своего брата-младенца. Вернувшись из комнаты Фенечки, где находился Митя, он ласково  улыбнулся отцу и воскликнул  с выражением какого-то ласкового и доброго торжества на лице: «Мы познакомились, отец!»  Чтобы отец был счастлив, он одобрил решение отца жениться на Фенечке, хотя этот брак делал его брата  законным наследником  Николая Петровича.
Люди нередко вызывают у него сострадание, и  слезы  жалости подступают к его глазам.   
Он благоговеет перед Базаровым.  "...Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой..."- говорит он отцу. 
  Его любят отец, Павел Петрович, Фенечка,  Анна Сергеевна.  Базаров скрывает к нему симпатию, но она  прорывается  при их прощании,  когда   Базаров, несмотря на свою нелюбовь к «романтизму», предлагает Аркадию обняться.
Счастье Аркадия усиливает любовь к природе, музыке, поэзии. Став отцом семейства, он даже полюбил заниматься своим имением. "...Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».
У Кати складываются хорошие отношения с окружающими. Она  любит старшую сестру, полюбила Николая Петровича, Фенечку. Даже к Базарову, которого она считает чужим, хищным, она не испытывает неприязни.  Ее   любила  Анна Сергеевна,   полюбил Николай Петрович и Фенечка.   Мизантроп Базаров тоже  отзывается о ней с похвалой:   "...Но чудо…ее сестра (…) Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться" (глава XVI).
Несчастными  являются такие персонажи, как  Павел Петрович Кирсанов, Евгений Базаров, Анна Сергеевна Одинцова и старики Базаровы.
Теперь  выясним, почему  эти люди  стали несчастными.
 Павел Петрович  имел все условия для счастливой жизни. Он дворянин, сын генерала, получил прекрасное образование, обучался в пажеском корпусе, служил в армии офицером.  Красивый, статный, Павел Кирсанов с юных лет пользовался большим успехом у женщин и с лёгкостью одерживал над ними  донжуанские  победы.
Успешным было его продвижение по   карьерной лестнице. В 28 лет он уже имел чин капитана. Но он  несчастен. «…жить ему тяжело, - пишет автор, -  тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься» (глава XXVIII).
Почему же он стал несчастным?
Главная причина –   неразделенная любовь, перешедшая в мучительную страсть, которую вызвала у него княгиня Р.  «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!» - говорит он с горечью. 
Павел Петрович встретил ее на  бале.  Хотя во время танца с ним она не сказала ни одного  умного слова, она показалась ему загадочной, и  в душе его вспыхнула к ней любовь.  Он  быстро одержал над нею донжуанскую победу, но не смог ее забыть.  Любовь к ней стала мукой, испытанием для Павла Кирсанова. Когда она охладела к нему, он чуть было не сошел с ума. Он терзался, ревновал ее, таскался за нею всюду. Когда княгиня уехала за границу, он оставил службу и отправился вслед за нею. После окончательного  разрыва с княгиней Кирсанов вернулся на родину.  Жил в одиночестве. Через десять лет к нему пришло известие о смерти   возлюбленной.  После этого он потерял смысл жизни.
  Вторая  причина - его ошибочная жизненная установка. Он не ставил перед собой цель  найти женщину, которая бы стала его близким человеком, женой, другом.  Брак не входил в систему его ценностей. Он словно умышленно влюблялся в женщин, которые не могли стать его женами.  Княгиня Р.  была замужем.   Фенечка, в которую он влюбился, проживая с братом в Марьино ,  была неофициальной женой Николая Петровича, и с нею у него  тоже не могло быть никаких близких отношений. Его жизненная программа обрекала его на одиночество и несчастье.
Третья причина -   негативное мировосприятие, негативное отношение к людям. Он ненавидит Базарова. Например, по внешнему виду оценив    невысокий социальный статус Базарова, он не подал ему руки и даже положил ее обратно в карман. Он считал Базарова  гордецом, нахалом, циником, плебеем.  Желчный, насмешливый, Павел Кирсанов   нередко задевает самолюбие людей.  Он говорит  за столом  нигилистам Базарову и Аркадию: «Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (глава X). Оказавшись за границей, в разговорах с соотечественниками  он дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними.   
Он вызывает негативное отношение  у многих людей. Вполне объяснима  нелюбовь к нему Базарова. Но  даже у милой Фенечки он вызывал страх, даже Прокофьича он подавлял своей леденящей вежливостью.
  Евгений Базаров мог стать крупным ученым. Он фанатически предан науке. На следующий же день после приезда в усадьбу Кирсановых  рано утром он  отправляется  на ловлю лягушек, чтобы заняться экспериментами по физиологии.  Из него мог получиться хороший врач. Когда заболел сын Фенечки и Никола Петровича Митя,  он вылечил его. Он искусно   забинтовал ногу Павлу Петровичу после ранения. Но ранняя смерть помешала Базарову   реализовать себя   как  ученого и  как врача. Он умер глубоко несчастным человеком. Самым большим его несчастием была преждевременная смерть.   
  Почему же он несчастен?
Основная причина его несчастия -  неразделенная любовь, мучительная страсть, которую вызвала у него Одинцова.  С  молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой Базаров  познакомился  на балу. Она сразу понравилась Базарову, хотя он и маскировал свое чувство к ней развязным поведением. Одинцова пригласила  Базарова и Аркадия Кирсанова к себе в гости в свое имение. Приятели  прожили   у нее в доме около двух недель. Базаров и Одинцова много времени проводили вместе.  Несмотря  на  отрицание любви,  Евгений  влюбился в нее. Он попытался  подавить в себе любовь, но  чувство оказалось  сильнее его. Надеясь на взаимность,  Базаров признался Одинцовой в любви: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились..." (глава XVIII)  Увы,  Одинцова отвергла  его любовь. Базаров  глубоко страдал. Попытка подавить в себе чувство провалилась: любовь  оказалась сильнее его воли. Более того, эта страсть стала причиной его смерти. На первый взгляд, любовь не имела отношения к его смерти. Он умер от тифа, которым заразился во время вскрытия тела усопшего, порезав палец.   Но ведь порез пальца произошел  из-за его рассеянности, вызванной мрачными мыслями об Одинцовой. 
  Вторая причина – негативное восприятие окружающего мира, окружающих людей, отрицательное отношение к людям. Его  душа наполнена  отрицательными эмоциями. Люди раздражают его и вызывают негативные чувства. 
  Он глубоко презирает Павла Петрович, называет его архаическим явлением. «А чудоковат  у тебя дядя, - сказал он Аркадию в первый вечер после приезда в Марьино. - Щегольство какое в деревне, подумаешь. Ногти-то. Ногти, хоть на выставку посылай», - говорит он в первый вечер после знакомства.  С  Павлом Петровичем  он говорил  грубым тоном. Во время спора   оскорбил его. Когда Павел Петрович спросил у него: «Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?»,   Базаров резко проговорил: «Что это, допрос?»  -  и, конечно же, и не ответил на вопрос своего оппонента. Во время знакомства  с Николаем Петровичем  Базаров  не сразу подал ему руку. Базаров  ценит в Николае Петровиче доброту, но относится  критически к его личности,   считая его  сентиментальным, мягким человеком, не способным к реальным делам. Он высмеивает увлечение Николая Петровича поэзией, музыкой, природой. Слуги привязались к нему, но он подтрунивал и над ними.    Общаясь с окружающими,  он не церемонится ни с кем. "Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам..." (глава X)  Он презирает весь русский народ за невежество.  Базаров цинично отзывался о женщинах, которых он воспринимал только как самок.  В первый раз увидев Одинцову, он  называет ее  бабой.   "Это что за фигура? – проговорил он  Аркадию. – На остальных баб не похожа..." ( глава XXV)  Даже тем, к кому он испытывал симпатию, он способен  причинить зло.  Например,  во время пребывания в деревне  своих родителей Базаров  был близок к тому, чтобы избить  Аркадия.  Когда спор между ними  накалился,  Аркадий предложил его закончить,  чтобы не поссориться.  Но Базарова не пугает ссора.  Более того, он готов даже подраться с Аркадием. ««Но ты со мной не сладишь, - сказал он Аркадию. -  Я тебя сейчас схвачу за горло...»  Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость».
Он флиртует с  Фенечкой, неофициальной женой Николая Петровича, матерью его ребенка,   к которой испытывает симпатию,  насильно целует ее.  Его не заботит, что этот флирт, этот поцелуй мог сломать жизнь милой молодой женщины, так как если бы  об этом поцелуе узнал  Николай Петрович, то вряд ли бы он женился на девушке.
Третья причина несчастия – его нигилизм.  Отрицая поэзию, музыку, живопись,   он лишает себя наслаждения, которое человек получает при  восприятии   художественных произведений.   
     Особенно опасно отрицание морали. Отрицание морали могло привести его к гибели.  Он мог быть убит на дуэли, на которую его вызвал Павел Петрович, чтобы защитить честь Фенечки   и честь своего брата Николая Петровича.
Его страдание, вызванное неразделенной любовью к Одинцовой, усилил когнитивный диссонанс:  как нигилист он отрицает любовь, но как  человек, как мужчина, не может подавить ее в себе.   
  Анна Сергеевна Одинцова, дворянка, вдова двадцати восьми лет,    имеет почти все, чтобы стать счастливой.  Ее бесспорным достоинством является красота.  Красота проявлялась  и  в  стройном теле, красивых плечах, красивых белых  руках,  милом и умном лице,   плавных и естественных движениях. После смерти мужа, который завещал ей все состояние,  она  стала богатой вдовой.  Анна Сергеевна  умна и образованна.  Не случайно  Базаров, который почти всех считал людьми ничтожными,  примитивными,  называет ее  "бабой с мозгом".   "Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?.."  - спрашивает он у нее.   Ее образованность  проявляется  в ее умении поддержать ученый разговор с Базаровым.  В ней есть хозяйственная  жилка.  Она сама управляет своим имением.
  У нее сложились  хорошие отношения со всеми окружающими ее людьми.   Ей свойственны доброта и щедрость. Она  воспитывала свою младшую сестру Катю с тех пор, как их родители умерли.  Относилась к ней как к дочери, а когда та выходила зам уж, дала ей хорошее приданое. 
Но она очень несчастна.  "Я несчастлива оттого… что нет во мне желания, охоты жить..." – призналась она Базарову.    
Почему же она несчастна?
Единственная причина – отсутствие любви в ее жизни.
  Чтобы спасти себя и свою сестру  от нищеты, Анна Сергеевна вышла замуж за богатого помещика Одинцова. Мужа она не любила его и даже с трудом его терпела.   Когда он умер, у нее появился шанс  изменить свою судьбу, выйдя замуж по любви. Но ее  беда состоит в том, что она   не способна полюбить. «Вам хочется полюбить, –  сказал ей  Базаров, – а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие...".
Она относится к типу людей, которые не способны влюбиться.  Ее душа холодна.  Тонко кокетничая с Базаровым, она не думала о любви, она всего лишь проводила своеобразный  психологический эксперимент, целью которого было  влюбить в себя нигилиста, показать ему, что нигилизм – ошибочное  учение.  Правда, в ней шевельнулось чувство,   которое можно было принять за любовь, но вскоре оно исчезло.
Неспособность любить определяет   образ ее жизни. Больше всего   она ценит спокойствие и независимость.  По словам ее сестры,   "...над ней никто долго взять верх не может... Она очень горда…  … она очень дорожит своею независимостью..." (глава XXV)  Важнейшими элементами ее мира являются  роскошь и комфорт.   
Из эпилога мы узнаем, что Анна Сергеевна Одинцова  снова вышла замуж - и снова не по любви.   Она нашла  себе мужчину, который похож на нее по психологическому складу. Ее второй муж  - перспективный общественный деятель, человек  добрый, но холодный как лед. «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви..." (глава XXVIII), - заключает автор. Но читатель понимает, что никогда они не полюбят друг друга. Человек не может изменить свою природу. 
Старики  Базаровы были счастливыми людьми. Они любили друг друга, обожали сына Евгения. Но когда  сын умер, горе  пришло в их дом, и они стали самыми несчастными людьми на свете.  Они часто приходят на могилу Евгения,  «…приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго, и горько плачут, и долго, и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын…» (глава XXVIII).
     Итак,   смысл романа состоит в следующем. Источниками счастья являются: любовь, хорошая семья, брак, основанный на любви;  позитивное  восприятие мира, любовь к людям, хорошие отношения с близкими людьми; любовь к искусству, природе.  К причинам несчастья относятся: неразделенная любовь, страсть или отсутствие любви в жизни человека;  потеря любимого человека;  негативное восприятие мира, ненависть к людям, враждебные отношения с людьми; отрицание традиционных ценностей.
    В романе нашла отражение  и тема противостояния отцов и детей, тема конфликта поколений.
  «Дети»  представлены в романе  Евгением Базаровым -  разночинцем,  студентом-медиком, и Аркадием  Кирсановым – дворянином, выпускником университета. Представителями отцов в романе являются дворяне-помещики  братья Кирсановы: Павел Петрович  и  Николай Петрович.
        «Дети» относят  себя к нигилистам.  Они отрицают  все традиционные ценности – веру в Бога, любовь, брак, искусство, мораль, природу как объект эстетического наслаждения,  нравственные нормы.  Они отвергают   гуманитарные науки, не признают авторитеты.   По их словам, их главная  цель – разрушение  традиционного общества, общественных  устоев.  У них нет планов строительства нового общества.  Свое предназначение они видят в расчистке места под строительство. Без всякого пиетета они относятся и к простому народу. Его невежество вызывает у них презрение. «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?» (глава X) – говорит Базаров Павлу Петровичу. Нигилисты  являются прагматиками. Основной критерий при оценке ими  того или иного явления, действия, предмета является его  полезность. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».      
     «Отцы», напротив, - приверженцы традиционных ценностей – любви ,   искусства, брака, морали.   Оба брата исповедуют либеральные и одновременно славянофильские взгляды и поддерживают  принципы равенства и свободы.   Оба являются сторонниками передовых форм хозяйства, сторонниками отмены крепостного права. Павел Петрович  всегда вступается за крестьян.   Он высоко оценивает   русский  народ.  «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете, - гневно говорит он Базарову. -  Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры» (глава X). В споре с Базаровым защищает русский национальный характер. Он думает  об общественном благе,  общественном здании, полагая, что оно невозможно без чувства собственного достоинства, без уважения самому себе
Между Павлом Петровичем и Базаровым закипает спор.   
  Главный тезис Павла Петровича:   нигилисты безнравственные,  пустые люди, которые представляют угрозу всему обществу.  «И эта зараза уже далеко распространилась», - говорит он с раздражением.  Он убежден, что у нигилистов нет будущего. «Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным», - говорит он Базарову.
     Базаров, напротив,   убежден, что будущее России определят нигилисты.  Он глубоко презирает  своих оппонентов. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы обществу. «Позвольте, Павел Петрович,— промолвил Базаров, - вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общественного блага? Вы бы не уважали себя и то же бы делали».
     Кто же из них  победитель?  На наш взгляд, никто: из ни отцов , ни детей - нельзя назвать победителями.
     В чем слабость   позиции детей-нигилистов?
     Во-первых, Базаров проповедует разрушение традиционного  мира до основания, но ничего не предлагает взамен. Во-вторых, оба друга  нарушили принципы нигилизма. Базаров отрицал  любовь, но влюбился в Одинцову,  а когда она   отвергла его,  его любовь  приняла формы страсти, которая погубила  его. Он отрицал романтизм, но перед смертью он вел себя как обычный  романтик. Он захотел увидеть любимую женщину, а когда она приехала,  попросил ее дунуть «на умирающую лампаду, чтобы она погасла». Базаров  мог бы принести пользу обществу как врач, как физиолог. Но он ушел из жизни, раздавленный любовью, которую он отрицал.  Аркадий был нигилистом лишь на словах.   Провозглашая себя  сторонником Базарова,  он    продолжает любить природу, искусство (например, с увлечением обсуждает с Катей поэзию Генриха Гейне), влюбляется сначала в Одинцову, а затем в Катю, более того,  он женится на девушке  и  становится отцом. Он сознательно отказывается от нигилизма и навсегда прощается с Базаровым. 
      Поведение Базарова и Аркадия  говорит о несостоятельности теории нигилизма, об отсутствии будущего у нигилистов.
     Отцов тоже нельзя назвать победителями.  Братья Кирсановы проповедуют правильные идеи, говорят об общественном благе, о значении искусства, принципов морали,  но они не приносят никакой пользы обществу. Павел Петрович ведет паразитический образ жизни. До тридцатипятилетнего возраста  он  служил в армии, но,  влюбившись в княгиню Р,  подал в отставку и  долго колесил за нею  по Европе, а  после ее смерти уехал в деревню к брату. Хозяйством он не занимался, так как  «хозяйственные дрязги наводили на него тоску…». Жил он за счет труда крепостных.  Нередко он ездил в город, где любил сидеть по вечерам в клубе, «желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе».   
    Павел Петрович лестно  отзывается о крестьянах, о народной культуре, но в глубине души испытывает к крестьянам отвращение. Когда он разговаривает с ними, он зажимает ном платком, орошенным духами, чтобы забить запах, исходящий от крестьян. Иногда проявление его любви к крестьянам приобретает  пародийный характер. Живя  за границей, в память о Родине  он поставил на стол серебряную  пепельницу в виде    крестьянского лаптя.
Все его время,  его мысли заняты  внешностью.     В его гардеробе можно найти и   модный низенький «галстух» и лаковые полусапожки и  удивительные воротнички, точно каменные, китайские красные туфли без задков, и феску. Он всегда аккуратно выбрит  и надушен. Руки у него изящные, белые, ухоженные, с красивыми ногтями. 
  Карьера Николая Петровича  не задалась. По требованию отца-генерала молодой Николай Кирсанов собирался стать военным, но не смог этого сделать из-за  травмы, полученной в результате  падения с лошади.  Какое-то время он  служил в  "министерстве уделов", куда по протекции его определил отец, но покинул службу, не достигнув больших чинов.  Он приехал  в свою деревню. Пытается заниматься своим имением.  Внедряет в своей ферме  новые методы хозяйства. Как либерал, прогрессист, он не использует на своих полях бесплатный труд крепостных,  он платит крестьянам  деньги за работу.  Но он лишен практических навыков, он плохой хозяин.  Крестьяне его обманывают и обворовывают.  Мужики не платят оброка. Наемные работники ленивы и портят инвентарь. Скот плохой.  Лошади разбитые.  Строения  непрочные.  Управляющий «либо дурак, либо плут».  Хозяйство скрипит, как немазаное колесо и не приносит семье  хорошей прибыли. 
Таким образом,    жизнь «отцов»  говорит о том, что  их существование бессмысленно, что никакой пользы Отечеству они не приносят. 
  Каков вывод можно сделать из этой линии романа истории?
 У каждого поколения свои ценности, свои идеи, свое  мировоззрения, свои увлечения.  Между отцами и детьми  всегда возникают споры, борьба. В конце 50-х годов в России  новое поколение нигилистов вступило в борьбу с поколением отцов-либералов.  Но и те, и другие далеки от народа, от реальной жизни России.  Ни те, ни другие не оказывают влияния на  ход истории,  на судьбы народа, и те и другие бесполезны для России. 
  Итак, в романе представлены две темы: тема любви и счастья и тема идейной борьбы двух поколений – отцов и детей. Первая тема, на наш взгляд, является центральной, главной, красной нитью проходящей через весь роман. Основная идея романа состоит в том, что дети и отцы могут исповедовать разные взгляды, разные ценности, но все они подчиняются одним и тем же законам природы, законам  психики, и счастье и несчастье каждого из них зависит от любви или ее отсутствия.   

 


Рецензии