Нарушение прав человека в Питере

В апреле 2009 года многие жители нашего города подверглись милицейским проверкам. Проверялись люди самых разных профессий и возрастов – журналисты, молодёжь, 70-летние пенсионеры, инвалиды. Как следует из рассказов проверяемых, сообщений в прессе, у них пытались брать объяснения и фотографировать. 10 апреля ко мне также нанесли визит работники уголовного розыска 37 о/м. Ввиду того, что предложение милиционеров было противоправным, давать какие-либо объяснения я отказался и обратился за разъяснениями в 37 о/м. Замначальника отдела по уголовному розыску разъяснил, что я прохожу по оперативным учётам ИЦ ГУВД, как экстремист, участник «Славянской общины». Из ГУВД пришёл список лиц и указание всех проверить.
«Славянская община» не является экстремистской, антигосударственной организацией, какие-либо решения госорганов, насколько мне известно, о признании её таковой отсутствуют. И граждане вполне могли принимать участие в её деятельности. По итогам так называемой проверки мною написана жалоба прокурору Санкт-Петербурга. Отмечу, в подобных случаях граждане не обязаны давать какие-либо объяснения.
Численность «Славянской общины» была весьма значительна. Опрашивались и люди, не имеющие к ней никакого отношения, но попавшие в поле зрения правоохранительных органов. Проводилась очень объёмная работа. Разве службе уголовного розыска Петербурга нечем заняться? Разве уровень преступности в городе  чрезвычайно низок и у сотрудников угрозыска есть свободное время? Понимаю, что работники 37 о/м были простыми исполнителями. И если кто-то отвлекает их от борьбы с преступностью, то снижается уровень безопасности жителей данного района.
Многие из проверяемых – добропорядочные граждане с активной жизненной позицией, не всегда согласные с действиями городских и федеральных властей. Особенно в области внутренней и социальной политики. Это может говорить о противоправных действиях органов власти, о попытках подавления инакомыслия, свободы выражения мнений, общественно-политической деятельности.
Из публикаций в СМИ следует, что подобные списки формируются в ЦОРИ СКМ(центре оперативно-розыскной информации службы криминальной милиции) ГУВД. Указания о проверках – взять объяснения и сфотографировать «подучётников» отданы руководителями СКМ ГУВД. Таким образом, наряду с лицами, совершившими уголовные преступления, криминальными авторитетами в ЦОРИ ГУВД собирается информация на граждан, выступавших с критикой властей, патриотов страны, борющихся за свои права и стремящихся к возрождению былого могущества России. Патриотов России причисляют к экстремистам, сами списки уже получили название экстремистских. От возможности попадания на подобный учёт никто не застрахован. Тенденция весьма зловещая, нарушающая гарантированные Конституцией права граждан и требующая самого пристального внимания российской общественности.
Как формируется информация в ЦОРИ, кто дал указания о сборе подобной информации? Заводятся ли на лиц, попавших в списки досье, дела оперативного учёта, куда собирается поступающая информация: записи телефонных переговоров, сообщения, иные документы? Эти вопросы подлежат выяснению.
Но это далеко не весь перечень нарушений прав жителей города. К примеру, 6 февраля т. г. во время концерта молодёжной группы «Аркона» в клубе «Арктика» на Васильевском острове все присутствующие зрители были подвергнуты настоящим репрессиям со стороны, как сообщалось в СМИ, ГУ МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу.  Молодых людей насильно удерживали в помещении длительное время, подвергали незаконному опросу, изымали информацию из мобильных телефонов и т. д. Если у правоохранительных органов была информация в отношении конкретных лиц, присутствовавших на концерте, надо было действовать избирательно. Причём здесь все присутствующие.
Вопиющая ситуация сложилась с Максимом Малышевым, одним из руководителей молодёжной организации «Авангард Красной Молодёжи». Он неоднократно подвергался избиениям на улице, преступники, естественно, не установлены. В квартире проводились незаконные обыска. Вот выдержки из ответов на жалобы его матери. Из прокуратуры города от 10.01.2008 года: «…поскольку Вы и Ваш сын включены в списки ГУВД СПб, как лица экстремистской направленности, обыск мог проводиться с целью проверки Вашей причастности к участию в различных публичных мероприятиях». Мать Малышева – Сизова В. Н. ветеран труда, её деятельность отмечена правительственными наградами. Из МОБ ГУВД от 05.02.2009 года: «Установлено, что по факту причинения побоев Малышеву М. Г… возбуждено уголовное дело…
В целях недопущения совершения преступлений и правонарушений в ходе проведения общественно-политических мероприятий с Малышевым М. Г., как лидером Ленинградского отделения Авангарда Красной Молодёжи и активистом Левого Фронта в соответствии с требованиями «Закона о милиции» сотрудниками милиции проводится профилактическая работа о недопущении нарушений требований действующего законодательства». «Профилактическая работа»… А битьё Малышева является частью профилактики?
Случаи насилия в отношении конкретных активистов общественных движений у нас в городе не редкость.
В своём ежегодном Послании Президент России Дмитрий Медведев предупреждал тех кто «хотел дестабилизировать общество… надеется спровоцировать обострение политической обстановки». Он заявил, что государство не позволит «разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправную деятельность».
Руководители страны неоднократно заявляли о необходимости построения в России гражданского общества. Перечисленные т. н. инициативы правоохранителей – противодействие избранному курсу, саботаж и вредительство.
Устраивая всевозможные проверки по незаконным спискам, облавы некоторые чиновники не только отвлекают сотрудников правоохранительных органов от выполнения поставленных перед ними задач по борьбе с преступностью, но и вовлекают милиционеров в противоправную деятельность по нарушению прав граждан, усиливают общественно-социальную напряжённость в период кризиса и дискредитируют городские и федеральные власти.   
Конституция РФ гарантирует гражданам России право на объединение, свободу деятельности общественных организаций, ст. 30. Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, ст. 28, свобода мысли и слова, ст. 29. Каждому гарантируется неприкосновенность частной жизни, тайна переговоров, переписки, ст. 23. Сбор, хранение, использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, ст. 24. Ограничения этих прав возможно только на основании судебного решения. Покажите нам эти решения, если они есть. Согласно ст. 17 Конституции в России гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам международного права. Они закреплены в основополагающих международных документах – Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека. Это опять же свобода мысли и слова, убеждений, собраний, неприкосновенность частной жизни.
Согласно «Закону о милиции» милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, ст. 1, обеспечивать безопасность личности, ст. 2. Милиции действует в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, ст. 3,  руководствуется Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, ст. 4. Милиция защищает права и свободы гражданина независимо от пола, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, ст. 5. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом, ст. 5. Все правоохранительные органы обязаны соблюдать закон.
Как говорилось выше, противоправному воздействию подвергаются добропорядочные граждане с активной жизненной позицией, не имеющие больших доходов и многомиллионного имущества, патриоты страны. Именно они составляют подавляющую часть указанных списков, являются потерпевшими по иным делам. Т. е. можно говорить о насилии, нарушении прав и свобод в отношении участников определённой социальной группы. Согласно Закону «О противодействии экстремистской деятельности» под признаки экстремистской деятельности подпадают деяния, направленные на возбуждение социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, социальной принадлежностью; финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий. Т. о. вышеназванные действия правоохранительных органов содержат признаки экстремистской деятельности. И они должны быть пресечены.
Должна сказать своё слово общественность, депутатский корпус, уполномоченные по правам человека. Считаю целесообразным через СМИ довести эту информацию до жителей города, России. Провести конференцию о нарушении прав человека в Санкт-Петербурге с привлечением депутатов разных уровней, уполномоченного по правам человека, представителей общественных организаций, провести также депутатские слушания.
Не будем забывать, что единственным источником власти в России согласно ст. 3 Конституции является народ. Мы должны заставить чиновников исполнять законы. Не будем забывать и постулаты «Всеобщей декларации прав человека», гласящих «…необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».
                апрель 2009 года




Рецензии