Загадочное имя Эртиль
У МЕСТНЫХ КРАЕВЕДОВ НЕТ ПОКА ТОЧНОй ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТРАКТОВКИ НАЗВАНИЯ РЕКИ Эртиль. Предполагается, что название реки дало название и местности, кто-то утверждает, что было наоборот. Еще профессор Загоровский В.П. предложил свою версию топонима «эртиль». Предполагается, что название реки дало название и местности, кто-то утверждает, что было наоборот. На небольшой территории Воронежской области имеется несколько рек, имеющие названия тюркского происхождения. Как утверждал профессор В.П. Загоровский в своей книге «История топонимики Воронежского края» на стр. 55,: « Среди названий, отмеченных Иваном Жолобовым, (экспедиция на Битюг в 1685году авт ) мы видим тюркские по своему происхождению имена малых рек : Чамлык, Курлак, Тойда, Ертил, Чигла.» В этой же книге на стр.127 он указывает: «Наиболее вероятным представляется тюркское происхождение топонима «Ертил». В тюркском языке «Ерт» означает «земля, место», «иль»- « народ, племя, селение». Слово «Ертил», указывает он, можно перевести на русский язык, как, примерно, так: «место, где живет племя, где находится селение».Такая трактовка часто используется средствами массовой информации. Напрашивается возражение. Во-первых, мягкого знака в ИЛЬ не было, говорилось и писалось ЕРТИЛ и даже ЕРТЫЛ и только в последние годы стали произносить мягко, как и положено нашим землякам смягчать, появился мягкий знак в конце.. Второе и главное: такая трактовка должна бы иметь подтверждение в похожих названиях и других мест, но подобных названий нет, хотя и в нашей местности и в других местах нашей необъятной страны жило несчетное количество племен и мест, где они жили. И названий таких, как Ертил не прослеживается в таком смысле, а вот существуют серьезные подобия в других названиях.
Иную версию предложил академик Рыбаков Б.А, а также некоторым образом подтвердили ее и современные Воронежские краеведы А.М. Аббасов, В.С.Остапенко, А.Н.Юрасов. Рыбаков и другие утверждают, что название произошло от тюрского словосочетания УРТА-АУЛ после трансформации в Ертил, созвучное современному имени, что означает СЕРЕДИНА ПУТИ (на языке татарском, тюрском) . Хочу подчеркнуть, что современные и татары, и турки- месхитинцы, и некоторые представители Кавказа, современные тюркоязычные люди, произносят это не совсем просто, как написано. В первом слоге звук У звучит не чисто наше «у» , как-то мягче. А во втором слоге и того сложней, у них (тюркоязычных представителей)- звучит АЮЫЛ, Наверно, все мы в детстве читали сказки народов Средней Азии и АУЛ понимали как селение, деревня. И тогда вместе как - УРТАУЫЛ. Представить русского человек, произносящего это, трудно. И, скорее всего, со временем упростилось, по моему мнению, до «Уртаыл», «Яртаыл», «ЯРтыл», « Яртил» «ЕРТИЛ», иногда и сейчас услышать можно«Яртил», то ли в ироническом значении, то ли так некоторые люди привыкли.
Мне думается в подтверждением предложения академика Рыбакова служит и это. Недавно по телевидению прозвучало название населенного пункта в северной части Башкирии, почти на границе с Татарской республикой,- поселение Новый Артаул. Как Вам кажется, дорогой читатель, есть сходство со старым звучанием имени реки как ЕРТИЛ? На мой запрос, пояснить значение названия поселения, работники местной администрации дали ответ: «В 1847 г. жители коренного поселения основали д. Новый Уртаул, сегодня с. Новый Артаул. 22-дворная деревня в 1850г. имела 89 мужчин и 108 женщин. В 1859г. насчитывалось 318 башкир-вотчинников и 55 их домов. Перепись 1920 г. учла 928 человек без определения их национальности и 162 двора. Название ее происходит от слов урта — средняя, ауыл — деревня. Это связано, по-видимому, с тем, что она расположена между основными - коренными - поселениями Уранской волости, как Янаул и Кисак-Каин…»
(А.З.Асфандияров «История сел и деревень Башкортостана» - Уфа, «Китап», 1994 год, стр.63)»
Новоартаульский сельсовет»
Иными словами УРТАУЛ, Артаул- это река или место, которое является серединой пути, скорее среднее поселение на пути из Булгар в Киев ( как трактовал академик Б.А.Рыбаков) на территории нашего Эртильского района... Об этом писал арабский ученый АЛ-ИДРИСИ Ал-Идриси (Абу Абдаллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдаллах ибн Идрис ал-Хаммуди ал-Хасани)- упоминает в своей книге Д.И.Багалей « Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства» стр.6.. В сообщениях Ал-Идриси о Древней Руси переплетаются информация, исходящая от купцов и путешественников, и данные, почерпнутые географом из трудов своих..Кроме того, из книги наших Воронежских краеведов А.М.Аббасова, В.С.Остапенко «Загадки и тайны Воронежского края» А.Н.Юрасов приводит цитату : «Он (торговый путь) проходил по строго выверенному маршруту, освоенному ещё в эпоху энеолита и бронзы, раннего железа и раннего средневековья. Этот путь знали древние венгры, болгары, восточные путешественники и, конечно же, русские. Однако летописи почему-то умалчивают о нём. Но арабские историки подробно описали его. Выходящий из Булгар купеческий караван следовал на юг, затем в районе города Сувар (в устье реки Самара) переправлялся через реку Итиль (Волга) и по “пустыням и бездорожным землям, через ручьи и дремучие леса” двигался на запад (примерно по современным Пензенской, Тамбовской и Воронежской областям). На середине этого пути находилась граница Руси.
В 1989 году Институт Археологии АН УССР и Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР провели первую совместную экспедицию по данному торговому пути. Путь этот был рассчитан на два месяца с 40 дневными переходами и 20 дневными днёвками-манзилями… Середина этого древнего пути приходилась на современный город Эртиль.
Эта экспедиция в районе современного города Эртиля у села Щучье нашла городище, место десятого манзиля».( Манзили – адрес, место, жилище / GUGL/). Все это, на мой взгляд, подтверждает версию о срединном пути, месте, где течет река Большой Эртиль с притоками в Эртильском районе, а также в Токаревском районе Тамбовской области.
Еще одна версия ,возможно, будет интересна. Венецианский купец Иосафат Барборо в своем трактате «Путешествие в Тану» ( документ из Библиотеки иностранных писателей России стр.6). Барборо жил в 15 веке с 1436 по 1452 год- 16 лет в Тане (Тану- город в устье Дона, почти на том же месте, где сейчас расположен г.Азов) Барборо описывал границы государства Татарии. Как известно, Золотая Орда разделилась на три части, одна из них располагалась в в низовьях Дона (Танаис) и Волги. Делая топографию границ Татарии, он указывает, что с восточной стороны Татарская степь граничит с рекою ЕРДИЛЕМ (ERDIL),иначе называемой ВОЛГОй. В этой же книге Барборо на стр.56 пишет: «.. от Тюмени, в расстоянии 7 дней пути, течет река Ердил…»
Там же он указывает: «Ердил -есть одна из самых величайших и широких рек. Она впадает в Бакинское море…».
На странице 57: « Вверх по реке Ердил легко можно в трое суток доплыть до Москвы…».
Кто-то возразит, что иностранец что-то напутал. Это можно бы принять, но Барборо прожил в этих местах 16 лет и допустить такие ошибки, конечно же, не мог.
Почему –то ученые и краеведы не рассматривют это в качестве версии имени нашей реки, учитывая середина пути по Б.А.Рыбакову и рассматривать название будущей Волги, как Эрдил,то есть: ЕРД – земля, а далее Итиль, прежнее название Волги, как земля за Итиль, а вместе ЕРДИТИЛЬ, а потом Ердил. Постепенно имя Волги утвердилась, а СЕРЕДИНА ПУТИ и ЗЕМЛЯ ЗА ИТИЛЬ( Волгой) утвердилось за нашей местностью и рекой.
Исходя из этого версия : «Эртиль- место, где живет племя»-, считаю не убедительная и использовать, как единственную, видимо, неправильно.
Ю. Бычков. Г, Эртиль.
Свидетельство о публикации №224020601165