Три флота К. Люби
………………………………………………………….
« И не страшны смерчи огневые,
Легче времени медленный шаг,
Тем, кто верит, что будет Россия
И с Россией – Андреевский флаг!»
А. Говоров, 1936 г.
Не от хорошей жизни в эмиграции, находясь во Франции, капитан 2 ранга Российского Императорского флота Константин Григорьевич Люби попал в далёкую Колумбию инструктором, а затем морским советником, да ещё участвовать в войне с Перу в 1932 – 33 годах. Морского офицера, отдавшего службе на флоте значительную часть жизни, влекло к морю и новым впечатлениям. К тому же, можно было и неплохо заработать. Для начала требовалось привести в боевую готовность и перегнать из Франции купленные Колумбией в Англии корабли: транспорты «Москуэра» и «Бойана», канонерские лодки «Кордоба» и «Богота».
Константин Григорьевич привёл «Москуэру» в Южную Америку через Атлантику, став «капитана ди фрегата», что соответствовало его званию в Российском флоте. Помощником на этом корабле стал его соотечественник, лейтенант Евгений Александрович Гирс.
Русские участники «заморской экспедиции» не переставали удивляться порядкам, скорее непорядкам, царившим на колумбийском флоте, где командовал генерал Альфредо Васкес Кобо. Привыкшие раз и навсегда к установившимся родным флотским традициям, они порой недоумевали, как эту массу сухопутных людей, говоривших на разных языках, можно научить морскому делу.
«Вот опять, Константин Григорьевич, у нас на «Москуэре» орудие не действует: что за страсть у этих потомков индейцев щёлкать ударником, нравится, видите ли им издаваемый при этом звук. Та же история на «Пичинче». Просят разобраться», - сердился Е. Гирс.
«Что делать, Женя. Придётся ехать в город, искать запасные части, - отвечал К. Люби, - а я тут вообще был поражён: на одном из кораблей оптика прицела была вообще испорчена, а знаете, почему? Чистили её, не поверите… наждачной бумагой! Вот такие у нас артиллеристы!»
Не смотря на все эти недоразумения, которые пришлось срочно устранять с помощью русских специалистов – инструкторов транспорт «Москуэра», переквалифицированный позже во «вспомогательный крейсер» в составе отряда «Амазонас» вместе с другими кораблями преодолел почти 3000 км вверх по Амазонке. Корабль участвовал в переброске экспедиционного корпуса.
Военные действия между Колумбией и Перу начались из – за спорной территории, так называемой «трапеции Летисии». В ходе боёв Константин Григорьевич Люби был ранен, пришлось возвращаться опять во Францию. Занялся литературным творчеством, и скоро под псевдонимом «Черномор» появились его первые произведения в зарубежных изданиях. Взялся писать книгу «Под Колумбийским флагом», где хотел рассказать о боевом заморском походе по реке Амазонке, о своих впечатлениях от увиденного. Однако, книга так и не вышла ( по крайней мере так сообщали разные источники ), лишь появлялись в печати отдельные главы из неё.
В 1935 году Константин Григорьевич был даже арестован за разглашение в печати сведений о французских военно - морских силах, когда излагал свои прогнозы, но вступились друзья – морские офицеры, и суд оправдал его.
Хочется привести один из напечатанных коротких очерков Константина Григорьевича о временах службы в Российском Императорском флоте:
«Летом 1916 года Государь Император производил смотр Черноморскому флоту, стоявшему на Севастопольском рейде. Впервые посетил подводную лодку II ранга «Нерпу». Было известно, что Государь хотел даже погрузиться на ней и совершить небольшое подводное плавание. И только по настоянию Свиты Государь отказался от рискованного пробега под водой, но всё же спустился внутрь лодки и подробно всё осматривал. Всем была известна любовь Государя к своему флоту и морские познания его. Но никто не ожидал, чтобы даже морской офицер так сразу смог ориентироваться в совершенно незнакомой обстановке нового оружия, как Государь, спросивший командира, старшего лейтенанта Бориса Соловьёва:
«А ватер – линия здесь проходит?» – И абсолютно точно провёл рукой по внутренней стороне борта, не имеющего иллюминаторов.
При посещении затем новейшего эскадренного миноносца, сопровождавший Государя Великий Князь, увлёкшийся прекраснейшей артиллерией, обратился к Государю совсем по – семейному:
«Ники, Ники, посмотри: орудия здесь вращаются на 365 градусов!...»
Государь, любивший подтрунить, сразу поймал оговорку Великого Князя и с улыбкой шутливо спросил:
«А в високосный год - на 366?»
Черномор
К. Люби написал книгу «Волны Балтики» (1939 г.) о Балтийском флоте во время войны в 1914 – 15 годах. Все его замечательные рассказы и очерки пронизаны большой любовью к отечественному флоту и России.
Константин Григорьевич Люби прожил яркую, полную самых невероятных эпизодов, жизнь. Ещё корабельным гардемарином участвовал в спасении жителей Мессины от последствий страшного землетрясения, когда русские корабли пришли на помощь итальянцам. В 1913 году закончил Офицерский класс подводного плавания, стал одним из первых подводников и служил на подводных лодках Черноморского флота, в 1914 году был старшим офицером и одновременно исполняющим обязанности командира первого в мире подводного минного заградителя «Краб» ( читайте на Прозе.ру мой очерк «Нептунов угодник» ), командиром подводной лодки «Карп», старшим офицером пл «Нерпа». В период гражданской войны К. Люби командовал канонерской лодкой «Страж».
В 1919 году, готовил греческих подводников в порту Пирей, занимая должность инструктора в греческом военно – морском флоте.
Жизненный путь К. Г. Люби завершился в 1957 году во Франции. В разные периоды своей службы, находясь на флотах трёх государств, Константин Григорьевич сочетал счастливые качества настоящего боевого офицера и писателя – мариниста.
Примечание: Евгений Александрович Гирс ( 1891 – 1958 ), закончил Морской корпус в 1911 году, лейтенант Гвардейского экипажа, служил на крейсере «Олег». Эмигрировал в Германию. Умер в Аргентине в 1958 году.
К сожалению, не удалось отыскать фото самого К. Люби, поэтому для иллюстрации приводится снимок подводной лодки «Карп», на которой он служил. Возможно, кто – то из читателей этого очерка располагает старой фотографией Константина Григорьевича.
P.S.Не удалось разместить фото ввиду низкой возможности у сайта.
5 февраля 2024 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №224020601273