Shaman разбудил память тихого Дона

Как причудливо переплетаются события, разделённые временем и человеческими судьбами, они рядом и неизмеримо далеко.

Сто, двести, тысячи лет всё так же всходит солнце, безразлично смотрит луна, течёт вода. Постоянны и незыблемы законы природы: меняются времена года, разрушаются горы, в муках рождаются новые, ветры иссушают землю, дожди пробуждают в ней жизнь.

Человек живёт по своим законам: война и мир, равенство и рабство, ложь и правда, любовь и ненависть, власть, месть, зависть. Все хотят счастья, но для каждого оно разное.

«Эскадрон» на Тавриде

Недавно я писала о концерте Олега Газманова на Тавриде. Основной причиной было исполнение песни «Эскадрон» Ярославом Дроновым, нашим SHAMAN. На канале было много гостей и подписчиков, но это понятно: все любят Газманова, все любят эту песню, комментаторы делились мнениями об исполнении и исполнителе — Ярославе Дронове. Равнодушных не было. Хейтеры попадались, но испортить праздничное настроение людей, объединённых любовью к SHAMAN, им не удалось.

«Эскадрон» со всякими "поручиками Голицыными"

Один комментарий заставил меня задуматься, он был написан гораздо позже остальных, поэтому остался незамеченным. Привожу его полностью:

"Песня "Эскадрон" лихо залетела публике в эпоху романтизации белогвардейцев, вместе со всякими "поручиками Голицыными" и т.д. Поэтому есаул (ротмистр) был у Газманова удалым и ловким. Страна в то время отказывалась от красного проекта. Еще совсем недавно, при СССР, хорошо говорить о белогвардейцах было нельзя, они были врагами. В песне "Эскадрон" чувствовался свежий ветер перемен.
Теперь же опять достали покойника (красный проект) из могилы, отряхнули и доказывают населению, что и Сталин хороший, и при советах всё было отлично. Газманов даже с Маршалом спели ностальгическую песню про это. Переобулся, одним словом.
Так что не получается преемственность!) Хотя и тот был в шинели, и этот.
Просто не выйдет и у Газманова, и у Шамана усесться сразу на два стула.
Как можно быть и за белых, и за красных одновременно?"

Мне было больно. Уверена, что у читающих эти строки, случилось то же, что и со мной. Когда Олег Газманов написал эту песню, она сразу же появилась на «Песне года-89». Продолжалась «перестройка», многие воспользовались правом голоса. Думаю, что Газманов пел об этой свободе, слово «Эскадрон» и «лихие скакуны» притянули шинель и казацкую удаль. Но ни слова нет о гражданской войне и белогвардейцах.

Песня могла вызвать подобные ассоциации. Тогда мне было 37 лет и точки над «i» я могла расставить, для этого не нужна была свобода слова, достаточно было думать.

В комментарии была затронута очень непростая тема — "романтизация белогвардейцев, вместе со всякими поручиками Голицыными".

Но почему такая презрительная снисходительность? Нас тогда не было, а они были и Россию любили, и она была их единственным Отечеством, и воевали они за Россию.

"А воздух Отчизны прозрачный и синий,
Да горькая пыль деревенских дорог,
Они за Россию, и мы за Россию,
Корнет Оболенский, так с кем же наш Бог?"

Почему они враги? И мы (красные), и они (белые) — дети одной матери. Они не приняли власть, но не отказались и не возненавидели Россию. История всё расставила по своим местам. Чтобы Россия простила "красных", мы искренне должны простить "белых".

Слова о "покойнике из могилы" читать было крайне неприятно, пусть это остаётся на совести комментатора.
Последний абзац комментария я не поняла: о каких стульях речь? При чём здесь белые и красные? Более тридцати лет Газманов пел и поёт "Эскадрон" и дальше будет петь. А преемственность, в данном случае, это готовность и счастье исполнить заслуженную и легендарную песню.

«Поручик Голицын»

Я очень не хочу писать о том, почему так случилось, что русские стали врагами, достаточно того, что кровавые когти истории, до сих пор продолжают рвать наши души. Расскажу о трёх песнях, которые для меня объединились в одну, они написаны в разные годы, разными авторами, ни один из них не был непосредственным участником тех событий, но они продиктованы щемящей памятью русской души.

Песня «Поручик Голицын» написана в 1961 году Михаилом Звездинским.
Автор родился в 1945 году в Люберцах, его отец был расстрелян (оказался в плену), мать подверглась репрессиям (?), бабушка, которая его воспитала, была воспитанницей Смольного института благородных девиц. Возможно, поэтому его первый романс назывался «Вас ждёт Париж», Михаилу было 15 лет.

Непростая судьба, по которой прокатились безжалостные колёса и тяжёлые сапоги страшного времени. В 1960 поступил в музыкальное училище по классу ударных инструментов и начал петь в ресторанах.

В 1962 году был условно осуждён на 2 года, якобы за кражу, фактически, за исполнение джазовых композиций

В 1966 у матери случился инфаркт, он служил в армии, получил отказ в предоставлении отпуска, сбежал, в результате — 3 года за дезертирство.

В 1973 году по сфабрикованному делу об изнасиловании, получает третий срок, в 1980 году за дачу взятки — четвёртый.

Кроме цикла белогвардейских песен, он написал «Очарована, околдована», «Сгорая, плачут свечи» и ещё очень-очень много. Кстати, он рассказывал в одном из интервью, что «Поручика Голицына», частично написал один из офицеров Колчака Георгий Гончаренко. Неизвестно, каким образом у Звездинского оказались стихи.

Знакомлю с краткой биографией Звездинского (Дейнекина), чтобы было понятно, что песня создана «по следам» страшных событий, это пронзительная боль и память, это невыносимая потеря, это жестокая насмешка истории. Никого нельзя оправдать и никого нельзя осудить. И белые, и красные были сыновьями России.

Но трагизм потери родной земли был у белых. Они теряли земли предков, Отечество, которым гордились, за которое проливали кровь и получали ордена.

"Мы сумрачным Доном идём эскадроном,
Так благослови нас, Россия-страна!
Корнет Оболенский, раздайте патроны,
Поручик Голицын, надеть ордена!"

Эту песню можно послушать в исполнении Михаила Звездинского, Александра Малинина, Михаила Гулько, Егора Трофимова. Каждый из исполнителей вкладывает своё понимание, передаёт слушателям свою боль. Вы получите неповторимое волнение, ощутите страдания тех, русских, и поднимите глаза к небу, чтобы получить ответ.

«Я не вижу выхода»

Следующей песней будет не менее мучительная по накалу — «Я не вижу выхода». Стихи написаны Юрием Рыбчинским, музыка — Игорем Демариным. В каком году написана песня, я не нашла. Одним из исполнителей песни был Михаил Гулько, видимо, поэтому её причислили к белогвардейской романтике. В 1991 её пел Филипп Киркоров. В 1996 — Иосиф Кобзон. В 2015 — Александр Маршал.

Кадры из фильма, вышедшего в 1968 году «Служили два товарища» были использованы в клипе для этой песни, которую пел Михаил Гулько.

Не пожалейте времени, послушайте всех, проникнитесь безмерным отчаянием от невозможности выбора, единственным выходом из которого остаётся пуля в лоб.

"Ты ответь, моя туманная, непутевая звезда,
Оставаться ль на заклание иль уехать навсегда?
Боль высасывает кровь мою, струны делает из жил.
Не могу расстаться с Родиной, и остаться нету сил.

Я не могу расстаться, я не могу остаться —
То в жар меня бросает, то бьет меня озноб.
Я не вижу выхода — остается, братцы,
Остается, братцы, только пулю в лоб.

Отпылал я да отмаялся, спеленала грусть глаза.
Я прошу, Россия-матушка, отвори мне небеса,
Отвори ворота синие, и когда навек уйду,
Ты слезами погаси мою непутевую звезду.

Я не могу расстаться, я не могу остаться —
То в жар меня бросает, то бьет меня озноб.
Я не вижу выхода — остается, братцы,
Остается, братцы, только пулю в лоб".

«Бывший подъесаул…»

И ещё одна песня о сломленной судьбе, перед её героем не стоял выбор: «остаться или расстаться», его выбор был другим — за кого и с кем.

Автор — сын Тульской земли Игорь Тальков. Песня посвящена Филиппу Кузьмичу Миронову, участнику Русско-японской войны, Первой мировой войны, Гражданской войны в России, командарму 2 Конной армии, расстрелянному в 1921 году.

"Бывший подъесаул уходил воевать.
На проклятье отца и молчание брата
Он ответил: «Так надо, но вам не понять», —
Тихо обнял жену и добавил: «Так надо!»

Его ордена и кресты принимает река, золотые погоны накрывает волна.

"И услышал казак: «Ты идёшь воевать
За народную власть со своим же народом!»

Леса и поля родной страны превратились в поля сражений, бывший подъесаул стал командармом. Но, живые герои мешают…

"Наступает момент, когда каждый из нас
У последней черты вспоминает о Боге!
Вспомнил и командарм о проклятье отца
И как Божий наказ у реки не послушал,
Когда щёлкнул затвор… и девять граммов свинца
Отпустили на суд его грешную душу.
А затон всё хранит в глубине ордена,
И вросли в берега золотые погоны
На года, на века, на все времена
Непорушенной памятью тихого Дона".

«По Дону гуляет большая война».
«Мы сумрачным Доном идём эскадроном».
Непорушенная память Дона хранит ордена и золотые погоны своих сыновей.

В первой песне русский вынужден покинуть Россию, во второй — русский предпочитает смерть, а в третьей — русский не услышал проклятья отца и Божьего наказа. «Девять граммов свинца отпустили на суд его грешную душу».

«Они за Россию, и мы за Россию, …так с кем же наш Бог?»

«Где-то в прошлом мы потеряли любовь». Не потому ли мы страдаем?

Чтобы найти её,

«До самого неба я прыгну с разбега.
Куда же плывут облака подо мной?
Стрелой через тело, сквозь сердце летела
Душа белой птицею вверх за тобой» Ярослав Дронов.

Совершенно неожиданно, комментарий читательницы заставил вспомнить о наших братьях, несправедливо изгнанных с родной земли.
Я надеюсь, что взаимное прощение вернёт Любовь и Веру на нашу землю.


Рецензии
Дарья, здравствуйте! Благодарю Вас за очень интересный рассказ, в котором содержатся роковые вопросы нашего времени... Лично мой опыт общения как с условно белыми, так и условно красными показывает, что во многом примирение ещё не достигнуто, тем не менее его достижение и согласование всех спорных вопросов является важным делом укрепления российской государственности. С уважением

Анатолий Обросков   17.02.2024 19:49     Заявить о нарушении
Анатолий, мне приятно, что Вы прочитали, спасибо. Сейчас рассуждать о том противостоянии легче, потому что мы не в долине битвы и уже можем видеть результаты. Но хладнокровно делить на белых и красных проще было тогда. Среди красных единицы могли понять боль о безвозвратности. Рушилась жизнь лучших представителей России. Я хочу воспринимать их без оговорок, целиком, они были лучшими. Мы лишились их и шагнули назад. Пришли новые, наверное, это закономерно. В одну реку дважды вступить нельзя.

Дарья Панкова   18.02.2024 23:44   Заявить о нарушении
Дарья, благодарю за комментарий, безусловно, что среди уехавших из России после 1917 много тех, кто искренне хотел процветания русскому народу и прославился творческими достижениями; кроме всем известных имён могу назвать имя Дины Кировой, которая организовала знаменитый "Интимный театр" в Париже, она ставила спектакли и по книге Краснова. Замечу, что очень много белых офицеров, которые мужественно защищали российское государство, проливая кровь, вошли в структуры Красной армии. Это и выдающийся военный ум Шапошников, и Георгий Жуков, и многие другие... Да и Тухачевский был поручиком перед тем как стал красным маршалом (при этом вовсе не являюсь поклонником его военных талантов...)...

Анатолий Обросков   19.02.2024 00:03   Заявить о нарушении