Тамбовский волк

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ


                ТАМБОВСКИЙ ВОЛК
               
                РАССКАЗ

Как-то осенью мой друг Степан предложил мне сходить на охоту.
Его предложение меня так удивило, что ввело в замешательство.
- Какая охота? – Подумал я и переспросил товарища:
- Ты ничего не перепутал?
- Ничего я не перепутал, - ответил он, - просто мой сосед дядя Паша – заядлый охотник, собрался уток пострелять, а машина сломалась. Он и попросил меня его отвезти. Обещал дать ружье и все такое.
Я ухмыльнулся и посмеялся над товарищем:
- Из тебя охотник, как из меня балерина. Ты стрелять-то можешь?
- Дядя Паша научит. А чего? В жизни все надо попробовать...
- Ну, а я вам зачем?
- А я решил, что засиделся ты в городе. Пора тебе, Санек, сменить обстановку. Природа, как известно - лучший лекарь. Глядишь, она и твою хандру вылечит. Пообщаешься с интересными людьми, наберешься новых впечатлений, и твой творческий кризис закончится.
Я улыбнулся заботе товарища и с благодарностью согласился.

На следующий день, к полудню, мы были на месте.
В небольшой избушке, на опушке леса собрались охотники. Их было трое, так как мы себя таковыми не считали. Время до утра оставалось предостаточно, и после ужина, как это у них водилось, начались охотничьи байки. Фантазии охотников вызывали у меня улыбку, но, когда слово взял Павел Иванович, все притихли, а я подсел ближе.

Сосед моего друга закурил сигарету и начал свой рассказ:
- Эта история началась, давно, когда я был молодым лейтенантом. Поехал я после окончания училища к деду в деревню. Я ведь детдомовский, родни никакой, один дед, вот я и махнул к нему в Тамбовскую область. Места там такие красивые, что глаз не отвезти, да, и дед мой – Мефодий Степанович мужик интересный – много чего повидал. Одним словом, я нисколько не пожалел, что отпуск провел в деревне.
- И вот послал он меня как-то в соседнюю деревню за солью.
- Дал мне рюкзак, охотничий нож и говорит:
- Пойдешь прямо через лес, по большой тропинке - по ней люди на станцию ходят. Она хорошо утоптана, так что не заблудишься. В Сосновке не задерживайся, постарайся возвращаться по светлому, а то к нам последнее время, что-то волки зачастили. По ночам в деревню заходят; у кого курицу утащат, у кого козу, а у кого и собаку задерут. Мужики с ружьями, конечно, бродили по лесу, но результата никакого. Умный зверь нынче пошел, ни на какие уловки не идет…

Короче, выслушал я указания деда и отправился в дорогу.
Все у меня сложилось хорошо; я купил соль, продукты и все, что было мне заказано. Возвращался домой я засветло, как и посоветовал мне дед. Минуя полпути, я собрался перекурить, а у меня на дороге вдруг возник волк. Какое-то время я стоял в оцепенении, и не оттого, что сильно испугался, а от того, что появился он как-то внезапно. На этом отрезке пути тропа хорошо просматривалась, не было вдоль ее ни густых кустов, ни высокой травы и вдруг откуда не возьмись Он…
Я вспомнил о ноже, а волк отошел в сторону и вильнул хвостом. Он, блеснул своими зелеными глазами, и шагнул к чаще. Но серый не оставил меня. Через пять метров он опять присел и как-то по-человечески посмотрел на меня. Я двинулся по тропе, а он вернулся и перегородил мне дорогу. Он снова повторил свои действия, и я понял, что зверь зовет меня за собой. Я не ошибся – грозный хищник уводил меня в лес. Через десять минут он привел меня на небольшую поляну, где на ветке березы, в сетке-ловушке, был подвешен волк. Серый подошел к своему собрату и лизнул ему морду. Это была его волчица.
- Ты хочешь, чтобы я ее освободил? – Спросил я.
Волк по-собачьи наклонил голову и проглотил слюну. Когда его подруга из сетки подала голос, он вскочил на ноги и подошел ко мне.
- Ладно, - произнес я, - сейчас помогу. А вы меня не съедите?
Хищник ничего мне не ответил, а я стал резать веревку.
Уже через минуту волчица вырвалась из сетки и убежала. За ней последовал волк, а я стал пробираться к тропе, ведущей в деревню.

Я шел по лесу, а солнце стремительно клонилось к горизонту. 
Вскоре стемнело, а я так и не отыскал нужной дороги. Осознав свое незавидное положение, я стал нервничать и вконец заблудился. Я присел на пень, а в двух шагах от меня вдруг загорелись два зеленых глаза. Это был волк и я сразу принял его за своего. Хищник тоже не осторожничал и вскоре показал себя во всей красе. В полумраке он казался мне огромным; высокий на ногах, с широкой грудью и мощным костяком, волк был уверен в себе, но и я не стушевался.
Я сделал к нему шаг и по-свойски спросил:
- Ну как, проводил подругу?..
Волк улыбнулся мне оскалом, и я остановился.
- Не уже ли ошибся, – подумал я и стал отступать.
Волк, наоборот, завилял хвостом, а я увидел его пораненное ухо. Такое же было и у того, который привел меня к своей волчице. Без сомнения, это был он, и я попросил его вывести меня на тропу. Хищник будто все понял и проводил меня до самой деревни. Конечно, волк не шел со мной рядом. Он то далеко выбегал вперед, то отставал, а то и вовсе пропадал в чаще леса. Когда тропинка привела меня к деревне, мой провожатый вдруг исчез, а меня встретил встревоженный дед.

Здесь Павел Иванович сделал паузу, а Степан заключил:
- Вот тебе и тамбовский волк!..
- А чего тебе волки? – Спросил старый охотник.
В разговор хотел вмешаться и третий, но Павел Иванович осадил:
- Постойте, друзья, история еще не закончилась.

Все притихли, а сосед моего друга продолжил:
- Моя история получила продолжение, когда я, по счастливой случайности, опять оказался у своего деда в деревне. А было это зимой, как раз накануне Нового года. Вот мы и пошли с ним в лес, чтобы срубить елочку и заодно проверить его петли для зайца.

Мы, как полагается, взяли с собой собаку, ружье и прихватили снегоступы. В лесу, у большого валуна, мы разделили обязанности и разошлись, чтобы встретиться снова. Я отправился к молодняку за елкой, а дед - проверить свои ловушки. Наша молодая лайка долго не могла определиться и бегала от меня к деду и от него ко мне. Когда я подошел к ельнику, собаки со мной не было. У большого кедра я присел, чтобы поправить снегоступы, а на меня вдруг набросилась рысь.
Крупная кошка рвала когтями мне одежду и старалась вцепиться в горло. Окровавленными руками я сдерживал ее натиск, а ногами пытался сбросить снегоступы. Они сковывали мне движения и мешали сопротивляться зверю. Когда силы стали меня оставлять, разъяренная кошка вдруг отступила. Она пригнула голову и грозно зарычала. Оголив свои клыки, рысь смотрела в сторону, где в десяти шагах от меня стоял волк. Он, размахивая своим коротким хвостом, бесстрашно приближался к кошке. Та не сдавала свои позиции и, топчась на месте, готовилась к прыжку. Еще мгновение и эти два зверя должны были сойтись в смертельном поединке. И пока этого не случилось, я воспользовался моментом и, освободившись от снегоступов, достал нож.
Готовый защищаться я посмотрел на хищников.
Они сходились, и никто не хотел уступать. Оставалось совсем немного до начала схватки, когда раздался лай собаки и крики моего деда. Он шел мне на помощь, и я облегченно вздохнул. Поединок двух хищников, не успев начаться, закончился. Рысь запрыгнула на ветку дерева, а волк подошел ко мне. Он спрятал свои клыки и посмотрел на меня своими зелеными глазами. Я поблагодарил его за помощь, а он по-собачьи наклонил голову и его сломанное ухо упало ему на лоб.
- Вислоухий, - произнес я, - а он поспешил скрыться в кустах.

Павел Иванович закурил сигарету, а седой охотник заявил:
- Да, Иванович, тебе не по лесу бегать, а книжки писать…
Рассказчик удивился, а охотник пояснил:
- У тебя что не байка – то рассказ, что не история – то повесть…
Павел Иванович смутился и ответил:
- Какой я писатель? А вот история моя еще не закончилась.

Все опять притихли, а он продолжил:
- К деду в деревню я приехал спустя три года. Приехал с приятелем, чтобы с ружьем побродить по лесу. И надо было такому случиться, чтобы я опять встретился с «Вислоухим». Это был тот самый волк, который вступился за меня, когда на меня напала рысь…
- В лесу я собирал грибы, а мой товарищ охотился с ружьем. В какой-то момент мы потеряли друг друга, и я окликнул его. На мое ауканье из кустов вдруг вышел волк. Я отступил, а он заскулил, как щенок и улыбнулся своим оскалом. Серый хищник вилял хвостом, а я признал в нем своего спасителя. Ошибки не было, тот же взгляд и тоже пораненное ухо. Какое-то время мы стояли на расстоянии, рассматривая друг друга, но, когда я его окликнул, он бросился ко мне. Я тоже расставил руки, но раздался выстрел, и волк упал у моих ног…
Он еще дышал, когда подошел мой товарищ и произнес:
- Как я вовремя!..
Из дула его ружья струился дымок, а волк закрыл глаза…
Я не знал, что ответить другу, а он заключил:
- Настоящий тамбовский волк, есть что рассказать охотникам…

Павел Иванович ухмыльнулся и закончил:
- Вот и вся моя история.
Он почему-то посмотрел на меня, а я подумал:
- Хороший сюжет для небольшого рассказа.


Рецензии