Секрет осинки, что родит и апельсинки...

В день 85-летия писателя Рустама Ибрагимбекова(5.02.24),автора легендарного фильма "Белое солнце пустыни",я заглянула в печатные издания Азербайджана, и узнала, что в Баку откроется музей Р. Ибрагимбекова, по инициативе его дочери Фатимы.
Ну, наконец-то, давно бы пора! Режиссер, сценарист, писатель с мировым признанием, как-то  слишком оторвался от родной земли...
 Вспомнился и другой Рустам-Эффенди, что в переводе на русский, означает-ГОСПОДИН!
Личность, известная среди учёного мира России, Азербайджана и многих других стран, где интересуются энтомологами.*
 Помнится, когда я интервьюировала Рустама Ибрагимбекова, я напомнила о его тезке Эффенди, знаменитом ученом, кстати моём близком друге со студенческой скамьи. Поинтересовалась, почему никто не снял фильм об энтомологе Р. Эффенди, талантливом ученом и человеке?
Рустам в нашей студенческой бакинской среде слыл острословом, писал , как профи,  прекрасно рисовал," актёрствовал", кружил головы девушкам. Но всю страсть отдавал бабочкам! Его личная коллекция- "красавиц-однодневок" дош до трехзначных цифр, и продолжала расти.
 Компанейский кудрявый спортивный  красавец, кроме бицепсов,имел светлую голову!
Прекрасно знал русскую поэзию и читал на родном языке труды отца-азербайджанского ученого-геолога.Русский и польский язык , можно сказать, впитал с молоком матери-художницы. Обладая сложным взрывным характером предков, всегда одерживал первенство в споре, даже с отцом, которы мечтал, чтобы сын стал геологом, а Рустам поступил на биологический факультет. Он мог "шутить" над строгим отцом -деканом геологического факультета АГУ М. Эффенди, самым недостойным образом школяра. Позволял себе  прибить тонкими гвоздиками отцовские тапочки к полу... Представьте, что  было, когда отец-"гроза студентов"( муаллим), не глядя, пробовал в них шагнуть?! Крик был слышен далеко за порогом комнаты, но проказник ухитрялся "слинять" от наказания, это было несложно сделать в старых бакинских
особняках, переделанных под советские "коммуналки". К примеру квартира, вернее, комната декана находилась на 2-м этаже, а кухня-туалет-ванная- на третьем, и попасть туда можно было по общей парадной лестнице, миновав десятки ступенек.
Правда, юноше помогала спортивная сноровка,но жить в таком доме было не просто.
 Это была одна из центральных улиц Баку, переименованная после "советизации" Азербайджана в улицу М.Горького. Достопримечательностью её были так называемые "растворы" на 1-х этажах, с выходом прямо на уличный асфальт . "Раствор" - вход) притягивал  вывеской врача- венеролога на медной табличке. Он выделялся под  южным солнцем и кричащими заболеваниями. И привлекал внимание прохожих не хуже современной рекламы!
 На ул. Горького жила моя самая близкая студенческая подруга Алла Джафарова, отец её заведовал кафедрой венерологии в мединституте.Рядом- проживала армянская семья врачей другой сокурсницы Татьяны Масумян, которая после известных событий в Карабахе и Баку уехала навсегда из Баку. Вот на такой "оживленной" магистрали жил и Рустам Эффенди, будущий учёный. Все мы знали друг друга, учились в одном вузе в 50-е годы. И гостеприимный многонациональный город не давал нам скучать!Мы умели дружить и помогать друг другу, даже переехав на ПМЖ в другие края.
 Рустам приезжал погостить к друзьям в Москву. Вечные застолья, кавказское гостеприимство иногда затягивало на горячительные " 3 семёрки". "Кавказские привычки"-тратить всё до копейки на спиртное, не доводили до добра...
 Помню, однажды Рустам пришел ко мне попрощаться. Мы говорили по душам о жизни , которая шла не очень ладно. Рустаму приходилось иной раз помогать за плату диссертантам в написании научных трудов... Денег в семье, где рос ребенок, не хватало.Рустам ехал домой без подарков маленькой дочери.А у моей дочурки было полно игрушек. Из двух, её почти одинаковых кукол, одну я подарила его малышке.
Признаюсь в грехе, думала моя дочь не заметит этой пропажи. Ещё бы! Упрекает по сей день, что отняла у неё ценный подарок бабушки. Дети таких обид не забывают!
 Помню и себя пятилетней  избалованной собственницей. Когда мне протянули в  подарок- жалкий мячик вместо дорогой игрушки, я небрежно бросила его обратно  в руки дарителю, за что была наказана мамой, усвоив с годами смысл расхожей пословицы :
- На осинке не растут апельсинки... Впрочем, бывают и исключения!
 На обложке крупным планом , словно,  выгравирована бабочка.И никакой осинки и
апельсинки...

 Книга с необычным названием "Жидкая земля", разве такое встречается?
Глаза скользнули по фамилии автора- Эффенди Рена!
 Неужели та самая девочка так быстро выросла и уже пишет книги, да еще прекрасно фотографирует бабочек - яркокрылых, со всех концов света. Читаю предисловие:
- Эта книга о судьбах людей, их мечтах, которым не суждено было сбыться!
 Посвящаю жителям Азербайджана, Грузии, Турции, связанным нитью нефтепровода, их ускользающим надеждам на лучшее будущее.
 
  Линию жизни, " будущее "показывает в своем альбоме фотографий Рена Эффенди.
 В книге на крупным плане дана фотография нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Это -интересная история. "Жидкая земля"- общий проект отца Рустама и дочери Рены Эффенди. Свой замысел Рустам не успел завершить, уйдя из жизни в 1991 году. Продолжает дочь. Ей этот проект близок и понятен, так как ее профессиональная работа проходила в крупной международной нефтяной компании.Дочь, как и отец,часто ездила в командировки, много видела и фотографировала жизнь. история и место открывали секреты добычи нефти. " Жидкая земля" кого-то обогащала, а других превращала в рабов этой добычи и даже в жертв.

"Жидкая земля "выдыхала" земляные пары, сочилась наружу, отравляя экологию.
Все, кто хоть раз прилетал на самолете в Баку, сойдя с трапа самолёта, тотчас ощущал запах нефти.Нефтяным вышкам, уходящим, казалось бы,за горизонт, не было конца.В альбоме художника это все снято на крупном плане. Нефть и бабочки с чистыми крылышками мелькают со страниц "жидкой " черной земли. Расплата за богатство рядом, в фото-обвинениях.
...Хроника несбывшихся надежд фиксируют документальные фотоснимки  Рены Эффенди.
 О самой первой фотографии, облетевшей мир, рассказывает фотограф-художник, ставшей после неё знаменитостью.
              (фото умирающей женщины в убогой комнатушке)
 В темной цветовой гамме убогой комнаты, обклеенной газетами, железная кровать с умирающей женщиной.Где-то сбоку наблюдает за всем происходящим пожилой мужчина со скорбным лицом...
-  Этот мужчина,- рассказывает автор фотографии Рена,- подошел ко мне на узкой улице старого Баку, и, увидев, что я фотографирую, пригласил меня сразу в дом.
И вопреки традициям Махали,попросил заснять этот последний день уходящей жизни...
Каждая деталь здесь говорила о бедности и безнадёжности. И только в газетах были одни женские счастливые лица, с застывшими улыбками.
 Газеты были тогда на стенах вместо обоев, которые стоили дорого, а жизнь бедного человека- ничто!И снимок получился размытым.
... Рена была ошеломлена увиденным.Она повзрослела за день на много лет вперед.
Потом это еще удвоила скорбная весть о погибшей 30-тысячной коллекции бабочек отца, которые он собирал 10-летиями, и хранил в музее зоологии Баку.
"Хрупкие красавицы" - бабочки рассыпались в прах.Так умирают мечты...
 Когда время останавливается, остаются фотографии - документальные свидетели.
 Дело моего друга - советского ученого энтомолога ушло на второй план. Не стало режиссера Рустама Ибрагимбекова.Он бы мог снять красивый фильм о жизни бабочек...
 Два Рустама из общей семьи Страны Советов должны остаться в истории СССР.
 Времена- не выбирают... Да.
 Но имена выбирает время и жизнь! Мы будем помнить о них в их делах на благо людей!




















 


Рецензии