Призрачный квадрат
На входе меня встретила большая вывеска с изображением "Чёрного квадрата".
Я остановился около неё, вгляделся и, в предчувствии недоброго, отчаянно двинулся на выставку современного искусства.
Залы были великолепны: просторные, вентилируемые, прекрасно освещённые.
Ничто не отвлекало от знакомства с экспонатами.
Мне трудно было назвать их картинами и скульптурами…
Со стен в меня били фонтаны красок, одноглазые треугольники пронизывали безумными взглядами, по полотнам были разбросаны разбитые на геометрические фигуры фрагменты тел людей и животных, изображённые здания грозили рухнуть на меня, тёмные тупики уходили в бесконечность, фигуры, отдалённо напоминающие людей, несли недоброжелательство и угрозу.
На скульптуры из искорёженного металлопроката смотреть было мучительно: казалось, что сам ощущаешь бессмысленное страдание металла.
Экспонаты явно не одобряли зрителей.
Или только меня?
Посетителей было много.
Большинство чувствовали себя свободно и непринуждённо. Они негромко обсуждали полотна с дикими, на мой взгляд, сочетаниями линий, полос и красок.
Было видно, что они понимают друг друга и то, что видят, им нравится.
Наверное, они видели призраков, которых видит только тот, кому они являются.
Ко мне призраки не явились.
- Страдаете? – услышал я голос рядом с собой.
Обернувшись, я увидел рослого мужчину с грубоватыми, даже несколько акромегалическими, чертами лица, одетого, как на приём к монаршей особе.
- Исключительно по своей воле – ответил я. – Я сам пришёл.
- Мазохист, что ли? – улыбнулся незнакомец. – Впрочем, для посетителя этого вернисажа, в любом случае, так оно и есть.
- До сих пор таковым не был – сказал я. – Но пришёл познакомиться с новым искусством и оказался не готов.
- Узнаю голого короля – опять улыбнулся незнакомец. – Не смущайтесь. Вся эта публика одета точно так же. Но их научили, чем положено восхищаться, чтобы казаться современными. Они, совершенно искренне, такими себе и кажутся и восхищаются тоже совершенно искренне.
- А как же создатели всех этих творений? – спросил я - Они – те самые портные, что шили платье голого короля?
- А здесь вопрос сложнее – ответил собеседник. – Не без жуликов, конечно - как в любом деле. Но главные здесь – не они.
- Неужели, всё-таки, художники? – удивился я.
- Да – веско сказал собеседник. - С доисторических времён произведения искусства носили сакральный характер.
Настоящее произведение искусства может быть только духовным.
Оно может быть очень простым, но должно вызывать ощущение собственной духовности в человеке: человек должен чувствовать истинность своего пути от звериного состояния к человеческому.
Такими были и петроглифы каменного века и простые иконы раннего средневековья.
Эпоха Возрождения вернуло мастерство античных художников.
Античное искусство было эстетичным, но не духовным, несмотря на многочисленные изображения богов. У греков и римлян боги были слишком людьми.
Дальше произошел почти незаметный переход от изображения святых к искусству портрета. А дальше пошли пейзажи, натюрморты и жанровая живопись.
Работы художников стали товаром.
Но искусство требовало возвращения к своей духовной сущности.
Художник кисти, резца, звука или слова – избранник богов и чувствует потребность выражать свою духовность в творчестве.
И начались поиски в цвете, форме, выразительности
Все эти многозначительные точки, линии, зигзаги, пятна, действительно - поиск художника. Его самовыражение. Но духовности не видно.
Кроме того, заметна явная деградация. На большинстве картин утрачены два измерения нашего мира: о времени, вообще, говорить не приходится, и нет ощущения пространства: на полотнах всё теснится в плоскости двух измерений.
Мы смотрим и видим поиск, но, честно говоря, не видим находок.
Перед нами – драмы необретения.
Но художник не может в этом сознаться. Искусство – не наука, в нём отрицательный результат - не результат…
Художник духовен. Духовность утрачена современной культурой и художник не может выразиться в ней. Поэтому кажется, что поиск идёт в пустоте.
А тут ещё – искусствоведы в поисках своего куска хлеба…
Один из столпов современного искусства, когда стал очень стар и уже не мог ничего потерять, сказал – передаю не дословно: стоит мне сделать мазок кистью по забору, немедленно явится дюжина искусствоведов и наперебой начнут доказывать, как это гениально.
- А за такие слова морду бить надо, даже – за их цитирование – подскочил к нам мужчина некрепкого телосложения.
Таким я и представлял себе типичного искусствоведа.
- Если надо – значит надо – озабоченно согласился мой собеседник. – Но я буду приводит контраргументы. Учтите – я груб не только снаружи, но и внутри. Пойдём - выйдём.
В глазах искусствоведа мелькнула растерянность.
- Брэк – сказал я. – Неравные весовые категории.
Искусствовед молча согласился со мной и быстро удалился в соседний зал.
- Как скажете, рефери – произнёс собеседник.
Я заметил, что посетители выставки с интересом приглядываются к моему собеседнику.
- А Вас-то как занесло на эту выставку? – спросил я – Похоже, что Вы – не большой любитель такого искусства.
- Меня пригласили – ответил собеседник. – Один из художников, представленных здесь. Особый случай.
- Так Вы вхожи и в эту среду? – удивился я.
- А то как бы я рассуждал на эту тему? – ответил собеседник. – Хотя бы и очень субъективно и, возможно - неправильно.
И в завершение – не могу удержаться от пророчества – нынче это модно: на картинах художников, поскольку они - избранники богов, отражается будущее. Когда мы вглядываемся в пузыри современного искусства, плывущие по океану слов, убеждающих в их наполненности, то видим, что будущего у этой культуры нет.
А, ведь, на культуре зиждется цивилизация.
- Как грустно – сказал я. – Значит, «Чёрный квадрат» - скорее – прозрачный – раз содержания в нём нет?
- Пожалуй - даже призрачный - собеседник развёл огромными руками, и мы разошлись по разным залам.
В одном из залов, периферийным зрением, я ухватил что-то неожиданное, повернулся, увидел яркую крупную картину и подошёл к ней.
С полотна, раздирая могучими руками холст с разнообразными изображениями, на которые только способны все –измы современного искусства, смотрел на меня недавний собеседник.
Портрет был предельно реалистическим, с акцентированием акромегалических черт лица.
«Преодоление пустоты» - назвал творение художник.
Стало ясно, кто пригласил моего собеседника на выставку.
Стали понятны взгляды посетителей, которые они бросали на него, пока мы беседовали.
Я ещё побродил по залам, пытаясь отличить творческий поиск художников от насмешки шарлатанов.
Но не преуспел в этом.
Я вышел из галереи.
Во мне не осталось никаких сил. В сознании кувыркались слова Кафки: «если долго вглядываться в бездну…»
Если долго вглядываться в пустоту, в тебе не останется ничего, кроме пустоты.
Я шёл по бульвару. Лениво шелестели листья лип, и бесшумно росла зелёная трава. По небу плыли белые облака. Как пятна на картинах, они тоже были бесформенны, но не вызывали в душе ощущения пустоты. На дорожке стояли широкие ретроскамейки. Я сел на одну из них. Мне стало удобно.
Вокруг шла жизнь, а не представление о ней. Шум улицы и запахи лета начали наполнять меня.
На скамейку, рядом со мной, села крупная муха.
Греясь на солнышке, она опустила прозрачные крылышки, потирала мохнатые передние лапки и смотрела на меня своими огромными фасеточными глазами.
Такая живая и настоящая.
Как я был рад ей!
Свидетельство о публикации №224020601523
Лада Вдовина 13.06.2025 14:39 Заявить о нарушении
Замечательно, что Вы работаете в этом жанре.
Объективно оценить своё творчество, наверное, не дано никому - ведь творчество - это проявление субъекта, и, прежде всего, интересно в процессе осуществления.
С уважением
Александр Гаврилов 7 13.06.2025 23:58 Заявить о нарушении