О тайне скрипок средневековых мастеров
Первое. До наших дней со времени Страдивари дошло чуть более 500 скрипок разный мастеров. И, заметьте, дошли самые лучшие. Своеобразный «естественный отбор». За это время каждый инструмент побывал в руках реставраторов разной квалификации не один раз. В скрипке около 70 деталей и менять есть что. Например, деревянная пружина в корпусе инструмента требует периодической замены. Дерево теряет свои упругие свойства и звук изменяется. Так что до нас дошли уже, фактически, не совсем авторские инструменты. Недавно я слушал рассказ одного современного мастера скрипок. Он за 40 лет изготовил 400 инструментов. Даже если допустить, что ранее работали «от зари до зари», более тысячи инструментов одного мастера за время активной деятельности представить трудно. В мастерской Страдивари работало немало рабочих и все они фактически создавали инструменты с маркой «Страдивари».
Второе. «Секрет лака». Очень стойкий миф. Никаких секретов нет. Все лучшие скрипки Страдивари давно исследованы «под микроскопом», сделаны компьютерные томограммы основных образцов. Толщина дек приведена в книгах с точностью до долей мм с шагом в несколько см. На лучших хроматографах сделан анализ покрытия. Сколько слоев, толщина каждого слоя, все это известно. Ничего секретного нет в этом. Можно изготовить подобные лаки без проблем, что и делают добросовестные реставраторы. Сейчас нет необходимости в подобных рецептах. Все лаки делятся на спиртовые и масляные в современном производстве и мастера вольны в своем выборе. Есть один установленный факт: если снять лак со скрипки, она ухудшает свое звучание, хотя первоначальное назначение лака - защита дерева от грязи, влаги и истирания.
Третье. «Секретный клей». Это тоже один из мифов. Всегда для склейки скрипки использовали натуральные клеи. Мездровый или рыбный. Трудно поверить, что рыбы сильно изменились за это время. Сложность в том, что при неправильном хранении инструмента возможно саморасклеивание. Надо быть внимательным к условиям хранения. Эта традиция жива и по сей день. Живого или мертвого осетра я давно не видел. Делать его просто не из чего. Поэтому легко можно применять, например, итальянский рыбий клей фирмы BORMA WACHS с прекрасным результатом.
Четвертое. «Особая древесина». Один из стойких мифов. Читал даже предположение, что во времена Страдивари был «малый ледниковый период» и деревья в те суровые времена были с другой шириной годовых колец. Якобы надо было выбирать только вершину альпийской ели с южной стороны дерева. И «сейчас такого дерева нет», что же вы хотите от современных мастеров. То же самое относили к волнистому клену. Сейчас недостатка в хорошем сухом дереве для скрипок нет. Еще один установленный факт: изготовленные по одним лекалам деки звучат по- разному и каждую надо настраивать индивидуально. Но и в сборе все равно инструменты буду звучать «своим неповторимым голосом». Нет одинаковых скрипок как и нет одинаковых людей.
Пятое и последнее. Проводилось не одно закрытое прослушивание разных скрипок и современных мастеров и «волшебников из прошлого». Большинство слушателей и исполнителей отдавали предпочтение инструментам современных мастеров. Все охи и ахи о прошлом - это понятные эмоции. Так уж устроен человек. Для него прошлое всегда чуть милее и лучше настоящего. Как говорят : «раньше и снег был белее и сахар слаще и девушки потолще».
Думаю, это будет достаточно «жирная точка» по этой теме. Остается пожелать вам попробовать сделать свою авторскую скрипку. Не боги горшки обжигают и делают скрипки. Тем более современные технологии позволят вам это сделать быстрее и не хуже. И хорошее сухое дерево, клеи, лаки все можно приобрести не очень дорого в интернет- магазинах для таких умелых. Дерзайте, и дорогу осилит идущий.
Свидетельство о публикации №224020601532