добрые слова... школа...

Наша работа по интеграции учебных дисциплин при сохранении  дифференциации предметов актуальна и сегодня. Структурирование, обобщение предметов гуманитарного цикла, цельность знания – одна из необходимых составляющих цельного человека, цельности бытия, цельности проживания, движения к человечности, к соборности. Пусть даже цель и утопична, но она есть. Есть движение. Интеграция и дифференциация – процессы противоположные, в тоже время дополняющие друг друга. Только при таком сочетании человек научается мыслить широко и глубинно. По крайней мере, двигаться в этом направлении. Самое плохое в человеческом бытии – узость, догматизм, фанатизм в осмысления жизни: есть моё мнение и мнение неправильное.
Безаппеляционность суждений, неумение слышать, нежелание понять друг друга, а это, мне так думается, связано и с узостью мышления, и с нежеланием обременять себя, и с клиповостью, фрагментарностью восприятия и    знания – сколько от этого бед в человечьем мире.
Очень даже заметно, как сегодня люди разучиваются слушать, а может быть и раньше не очень-то получалось.
Что может сделать школа? Систематизировать знание, структурировать, открыть горизонты в познании, открыть пути-дороги жизни. Интегрировать образование, учится воспринимать мир целостно, то есть способствовать обретению цельности в бытии.
А зачем образование да ещё цельность какая-то? И так хорошо…
Когда мы уже апробировали свои программы, получили практический результат, убедились в правильности наших начинаний, - появилась в нас и некая уверенность энтузиазм добавился, чтобы двигаться дальше.
Но сомнения всегда были и остаются, и всегда понятно, что можно сделать лучше.
Как важно в это время и во все другие времена доброе внимание, понимание, доброе слово.

Если бы не поддержка Лидии Андреевны, навряд ли мы могли столько принести творческого в учебный процесс. Магически действовала на администрацию подпись под справкой, характеристикой, отзывом о нашей работе. 
И критический разбор наших уроков, замечания, предложения, очень сердечное внимание к тому, что мы делаем, - для нас это было  и остаётся очень дорогим Добрым словом Учителя.
Уважение, пиетет, своего рода преклонение-поклонение уму, таланту, преданности избранному делу, замечательным человеческим качествам – для нас в отношении и к Лидии Андреевны и других наших Добрых Наставников – эти чувства всегда были есть и будут, это всегда в нас.
Да, мы понимали и помнили, что Лидия Андреевна даёт нам некий аванс, верит в нас, и нам очень хотелось и мы старались эту веру оправдать.
Лидия Андреевна была за нас, за то, что мы делаем.

Вот одно из таких добрых отзывов-напутствий Лидии Андреевны.
«Справка научного консультанта эксперимента по интегрированному обучению русскому языку, литературе, ИЗО и МХК в 5-6 классах школы №4 г. Аши от 29.02.-01.03.96 г.
В соответствии с программой эксперимента в ашинской школе №4 состоялся семинар «Развитие творческого мышления учащихся на интегрированных курсах гуманитарного цикла во внеурочное время. Работа с одарёнными детьми.»
1. Эксперимент по творческой программе Бондарь Л. А. и Бондарь О. И. успешно продолжается.
В 1995-96 учебном году третий год корректировалась программа для 5-ого класса, второй год для 6-ого и впервые апробировалась программа для 7-ого класса. Авторы программы обрели опыт ведения эксперимента на разных этапах, разработали в общей сложности более 180 уроков оригинального содержания по своей методике. На семинаре были показаны отличные урока профессионалов по темам: «Мифы Древней Греции» (Бондарь О. И., 6 класс),
«История языка и история культуры. Лексико-тематическая группа «Время» (Бондарь Л. А., 6 класс). Оба урока получили высокую оценку учителей-словесников ашинского района. Особенно подчёркивались такие аспекты работы:
1.1. Народоведческая основа всего интегрированного курса, обращение к истоками русской духовной культуры. Системный характер материала.
2. Активная опора на основные дидактические принципы, а также на собственное творчество детей.
3. Прекрасная наглядность, созданная Бондарем О. И. и детьми.
4. Ненавязчивое соединение обучения с воспитанием, и глубоко нравственный общий фон учебной работы.
5. Высокая активность детей и желание творчески работать вместе с учителем.
2. 1. Контроль за ходом ОЭР в 95-97 учебном году проводился в разных формах: опрос, анкетирование, тестирование, выполнение контрольных, творческих и проверочных заданий. Он показал, что предполагаемые результаты достигнуты.
3. Внеклассная работа с одарёнными детьми по авторской программе Бондарь О. И. и Бондарей Л. А. в течение последнего года также дала положительные результаты.
3. 1. Подготовлены к публикации несколько книг-альбомов детского творчества.
3. 2. По итогам областного конкурса 1995 года дети 5-6 классов ашинской школы №4 получили Диплом 1 степени.
3. 3. Подготовлены доклады детей на Областную конференцию НОУ.
В ходе семинара Бондарь Л. А. выступила с докладом «Региональный компонент при обучении. Лингвокраеведение в учебном процессе».
Состоялась встреча-беседа с коллективом учителей школы по теме «»Единый режим культуры устной и письменной речи в школе».
Рекомендации.
1. Продолжить работу по избранной тематике.
2. Акцентировать внимание во всех звеньях эксперимента на коммуникативную направленность изучения языка и речи: усилить работу по речевому этикету.
3. По теме «История языка и история народа», в которой избрана предметно-тематическая подача материала, более чётко наметить последовательность тем.
4. Искать пути публикации новых сборников детского словесно-изобразительного творчества: «Игры», «Удивительное солнце», «Разноцветные сказки».
Научный консультант, завкафедрой русского языка Челябинского государственного педагогического университета профессор  Глинкина Л. А.

Трудовые будни Людмилы.
Конечно, в конце концов работу  Людмилы нельзя было не заметить. Я уже писал, что Людмилину работу отмечали.
Какие достижения у неё были?
В первую очередь успеваемость учащихся. А по русскому это не то, что по ИЗО, - надо научить, хотя и по ИЗО надо учить, но там по-другому.
Итак, абсолютная успеваемость учащихся Людмилы всегда была 100 процентов. Качественная (кол-во учащихся, занимающихся на «4»  и «5»)по русскому выше 46 процентов, а по литературе – выше 70.
Что это не формальность, могу сказать что у Людмилы были большие встречи и собеседования с родителями по поводу четвертных оценок. Особенно в 5 классе после 1 четверти. Начальная школа завышает оценки, а в пятом классе многие ребята съезжают, а потом, если стараются, выправляют свое оценочное положение. После некоторых напряжённых бесед с учениками и родителями всё становится на свои места.
Справедливость оценок, выставляемых Людмилой, подтверждалась на экзаменах и в дальнейшем при сдаче ЕГЭ.
Людмиле «повезло»: её ребятам пришлось первыми сдавать ЕГЭ, когда ещё никто не понимал, что это такое. Сдавали хорошо.
Количество баллов, заработанных на ЕГЭ, соответствовало годовым оценкам, которые выставляла Людмила.
Сто баллов у неё никто на набирал, но за девяносто – такие показатели в каждом её выпуске были.
И добрые слова ей говорили.
Вот некоторые из них.
«Бондарь Л. А. совместно с Бондарем О. И.  автор программы «Живая вода»,
обобщила опыт по  лингвистическому краеведению в виде системы занятий «Малая моя родина».
Работает в НОУ. Работы учащихся Бондарь Л. А. на областных  научно-практических конференциях занимали призовые места: 1994 г -2 место (секция русского языка), 1995 г. – 2 место (секция этнографии), 1999 г. – 1 место (секция русского языка).
Ученики Бондарь Л. А. являются победителями районных олимпиад по русскому языку и литературе.
1998 г. – 1 место по литературе (9 класс).
1999 г. – 3 место по русскому языку (10 класс).
2000 г. – 1 место по литературе (10 класс).
1998 г. – 2 место в областной олимпиаде по литературе (10 класс).
Под руководством учителя ребята принимали участие в 1 и 2 турах Всероссийского конкурса имени Вернадского. В 1997-98 годах получены на работы положительные рецензии конкурсной комиссии.
В районном конкурсе, посвящённом юбилею А. С. Пушкина, учащиеся Бондарь Л. А. заняли призовые места: 7 класс – 3 место за сочинение «Любимые сказки Пушкина» (Решетова И.), 9 класс – 1 место за сочинение «Разговор с поэтом» (Бондарь К.), 10 класс – 2 место за работу «Романтические поэмы Пушкина» (Киндалова Е.).
Учитель работает под руководством профессора, доктора филологических наук Глинкиной Л. А.
Бондарь Л. А. – отличный классный руководитель. В 10 а классе, в котором она работает 6 лет, создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, уважения к друг другу, родителям, учителям.
Учитель работает в тесном контакте с родителями, с которыми у неё полное взаимопонимание.
Бондарь Л. А. – руководитель школьного методического кабинета. Работает в комиссии по утверждению олимпиадных работ по литературе, постоянно даёт открытее уроки для учителей школы, города. На районных семинарах, делится опытом работы с коллегами, работает в контакте с учителями начальных классов, соблюдая преемственность в обучении.
Педагог читает курс современного русского языка в гуманитарном колледже для выпускников школы.
Много внимания учитель уделяет проблеме приобщения учащихся к чтению.
Налажена тесная связь с детской библиотекой ( посещение книжных выставок, книжные часы, викторины). Её ученики - самые активные посетители и читатели детской библиотеки.

Работа наша экспериментальная была исключительно основана на нашем энтузиазме. Часы, согласно тарификации, оплачивались, всё остальное – за спасибо или за просто так. Это ладно, но у нас не было возможности напечатать книги-альбомы детского творчества и некоторые наши наработки, дидактический материал. Нужны были деньги.  Все были за нас, но денег не давали.
Вот как это выглядело в формальном виде.
«Письмо поддержки в администрацию Ашинского района
Педагоги Бондарь О. И. и Бондарь Л. А., учителя высшей квалификационной категории, более 12 лет работают по теме «Раскрытие и развитие творческих способностей детей в процессе изучения предметов гуманитарного цикла в урочное и неурочное время». Структурными частями этой работы стали:
1. Фольклорно-этнографический экспедиция (практический результат - сборник «Живая вода», изучение особенностей быта и говора жителей деревни Биянка – рукописная книга «Тах-то живём»);
2. Интегрированный курс по МХК, литературе, русскому языку, ИЗО «Древо жизни» для 5-9 классов, который был апробирован и опробован и одобрен в школе №4 города Аши в 1995 – 2000 гг.
3. Система занятий по русскому языку и литературе на основе регионального компонента. Работа апробирована в школе №4 города Аши в 2000-2005гг. Материалы представлены в виде аттестационной работы в ИДППО в аттестационную комиссию и получили высокую оценку.
Был обобщён опыт работы в виде сборника заданий и упражнений по региональному компоненту на уроках русского языка и литературы.
Продуктами работы педагогов в данном направлении стали сборники детского словесного и изобразительного творчества, два из которых были напечатаны в 1995 и 1997 годах.
Проводилась и проводится большая работа по пропаганде и развитию детского творчества в виде выставок, экскурсий, конкурсов.
Логическим продолжением такой деятельности стали исследования, выполненные учащимися по данной тематике.
Работа велась под руководством профессора ЧГПУ Глинкиной Л. А. Положительный отзыв о работе дала академик РАО Усова А. В. (ЧГПУ). Помощь и поддержку в издании книг оказал проректор ЮУРГУ, профессор Михайлов Г. Г. Положительно оценили работу и рекомендовали к изданию книги по детскому творчеству в РАО в лице академика О. К. Дрейера, старшего консультанта ВО «Наука» открытого Университета РАО, лауреата Государственной премии.
Педагоги Бондарь О. И. и Бондарь Л. А. принимали участие в Международных и Всероссийских конференциях по данной проблеме, имеют печатные труды:
«Наш мир». Сборник творчества юных.1994 г.
 «Остров чудесных россыпей». «Учительская газета» №3 от 23.01.2001 г. Статья. Авторы  Бондарь О. И. и Бондарь Л. А.
«Детское творчество и народная культура». Статья. Авторы  Бондарь О. И. и Бондарь Л. А. Сборник «Русский язык как государственный». Материалы международной конференции 1997 г.
«Формирование этнокультурологических понятий  в школьном курсе «Древо жизни».Тезисы доклада. Автор Бондарь О. И.Сборник «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа». Тезисы докладов на 2 Всероссийской научно-практической конференции 1994 г. Том 2.
«Работа над словом в интегрированном школьном курсе «ИЗО – русский язык  - литература».Тезисы доклада. Авторы Бондарь Л. А., Бондарь О. И. Сборник «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа». Тезисы докладов 25 международного научно-практического семинара. Часть 2. 1995.
 «Детское словесное и изобразительное творчество и традиционная культура на основе местного материала». Сборник «Русский язык; история и современность». Материалы международной научно-практической конференции памяти Турбина Г. А., часть 2. 2002 г.
Выставка «Мастера Большого Урала». Лауреаты и дипломанты областных региональных и всероссийских выставок. Каталог. 2002 г.
«Роль природного и мифологического в создании образа». Сборник «Проблемы развития современной народной игрушки в Челябинской области».   Сборник материалов научно-практической конференции. 2001 г.

Творческая работа педагогов заслуживает внимания и поддержки. Деятельность учащихся и педагогов  подтверждена высокими результатами. Собран богатый дидактический и методический материал, который поможет
учителям района более эффективно решать образовательные и воспитательные задачи в условиях информатизации системы образования.
Подпись: начальник Управления образованием города Аши и Ашинского района.

Преподаватель ДХШ Бондарь О. И. вместе с учителем школы №4 Бондарь Л. А. ведут большую многолетнюю культурно-просветительскую работу по пропаганде детского творчества, его эстетических и этических ценностей.
Постоянно ведётся сбор, анализ материала, оформление его в виде книг Творчества, исследований учащихся, выступлений преподавателей перед родителями, учащимися на научно-практических конференциях, семинарах, в периодической печати, на телевидении.
Бондарь О. И. предложил и предоставил работы учащихся МОУ СОШ №4 для проведения выставки в МВЦ в 2000 году. Выставку посетили учителя и ученики школ города и района. Она вызвала большой интерес.
На основе экспозиций детского рисунка Бондарь провёл несколько открытых уроков и мастер-классов. Часть собранного и обработанного материала по детскому творчеству Бондарь О. И. и  Бондарь Л. А. подарили МВЦ в виде Книг творчества (более 200 творческих изобразительных и словесных работ).
Творческий энтузиазм, преподавательская и культурно-просветительская деятельность педагогов востребована в районе и области и заслуживает всяческой поддержки и продолжения на более высоком уровне.
Подпись: начальник Управления культуры Ашинского муниципального района. Директор Музейно-выставочного Центра.

Бондарь О. И., преподаватель ДХШ, учитель высшей квалификационной категории, совмещает работу в художественной и общеобразовательной школе. В настоящее время дополнительно занимается в Детской школе искусств с ребятами 4-6 лет по теме «Раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка».
Во многом его работа является продолжением деятельности, которой он занимался совместно с Бондарь Л. А.  более двенадцати  лет по сбору, систематизации и классификации детского творчества.
Собран большой фактический материал, есть методические разработки программы ( в том числе система занятий по композиции в ДХШ). Ученик Бондаря О. И являются лауреатами и дипломантами конкурсов детского творчества.
Необходимо продолжить работу, которую ведут Бондарь О. И. и Бондарь Л. А. и оказать помощь в издании Книг творчества и методических разработок.
Подпись: директор ДХШ.
И при доброжелательном внимании руководители (руками водить) разведут руками – денег нет.
А жаль. Хорошие бы цветные детские книжки остались памяткой 90-ых  годов. Книжки, написанные и нарисованные ребятами, которые сейчас уже сами очень взрослые родители.

Книги остались в рукописных вариантах. Главное – это есть, это сделано.
Добрые слова – добрые дороги наших учеников, которыми мы вправе гордиться. Ведь в них есть и частичка нашего труда.


Рецензии