Сладкие мгновения молодости

                Я смогу дорогу указать
                В этот край по сказочному дивный,
                Где горят тюльпаны в облаках,
                Где играет солнце в ручейках,
                Где драконы водятся в горах
                И ореховые ливни.
                Песня Ходжи Насреддина

       Когда пришла старость, то стала я задумываться: «А была ли я счастлива в своей жизни?».
       Всю свою жизнь перебрала.

-  Детство! Что же было счастливого у меня в детстве? Нормальная семья у меня была - жила с двумя братьями, с родителями. В степь с подругами бегала. Тюльпаны с маками в букеты собирала. Так все туда ходили, больше и ходить было некуда, посёлок маленьким был.

- Затем были школьные годы. В школу ходила, уроки делала, спортивные секции с кружками посещала. Всё было, как и других моих одноклассников. Ничего особенного не было. Жизнь, как и всех в детстве, течёт с родителями, с братьями.

       И вдруг меня словно пронзило, дыхание перехватило, я почти дар речи потеряла.

- Студенчество! Вот когда я была по-настоящему, по-особенному счастлива! Я поступала как хотела, делала всё что мне нравилось. Домашние дела по-прежнему делала, зато после них жизнь была полностью моя. Мне очень нравилось учиться в институте, я с удовольствием готовилась ко всем коллоквиумам, к зачётам, к экзаменам. Мама меня по моей просьбе разбудит в 4 часа утра, и я, не вылезая из кровати, прямо на одеяле тетрадки с конспектами разложу, выучиваю, тут же для запоминания на листочке карандашиком запишу и галочку напротив выученного поставлю. Время 8 утра, пора от сна подниматься, а у меня целый блок учебного материала уже выучен. Спокойно, не торопясь завтракаю, потом также не торопясь дальше учу. Мама с работы придёт, а у меня уже все дела переделаны, я уже совсем свободна. В театр или на бальные танцы собираюсь. Подруги до ночи к экзамену лихорадочно готовятся, а я вечерами либо оперу слушаю, либо на балет смотрю, а то и бальными танцами занимаюсь.

       Уже потом, через много лет поняла я, как так случилось, что я красный диплом получила, и почему однокурсники считали меня весьма способной студенткой. Директор школы, где я работала, на педсовете сказала:
- Наталья Михайловна умеет так организовать свою деятельность, что всё всегда успевает.

       А потом замуж!
- Замуж не напасть, замужем бы не пропасть (поговорка).
И ведь замужем всё неплохо шло. Со стороны посмотреть, то люди бы сказали, что счастливая жизнь у меня была.
      
       Мне же теперь вспоминаются в основном лишь семейные хлопоты:
- Дом в порядке содержать надо. А это уборка(ну хотя бы два раза в неделю), ежедневная готовка, ежегодная побелка комнат. Тогда обоев никто у нас не клеил. Каждое лето щёткой белила стены с потолком. С мужем вдвоём мебель от стен отодвигали.
- Детям время уделить надо. Я уж не говорю про то, что их в садик отвести и из садика забрать надо. Поиграть надо, книжки почитать им  надо, в парк сходить с ними тоже надо. Конечно, с удовольствием всем занималась, но сейчас понимаю что всё это было не для себя, для них. Ради детей дачу купили и все радовались!

       Сейчас состарилась и думаю:
- А что радостного в этом было? С ранней весны до поздней осени на ней. На автобусах, в давках вместе с детьми в субботу едем на дачу, уже к ночи на последнем автобусе возвращаемся. Муж сумки тащит, я дочь двухгодовалую на руках несу, сынок пятилетний рядом семенит. Когда дача сгорела, мы с мужем заново, с фундамента её отстраивали. Руки до сих пор помнят как мы с мужем вдвоём ломами огромными булыжниками новый фундамент забутовывали. Конечно весело было тогда нам вместе, но счастьем постройку сгоревшей дачи как-то язык не поворачивается сказать.

      Ни разу за свою семейную жизнь я ни в санаторий, ни в дом отдыха, ни на курорт не съездила. Куда с детьми поедешь? Денег много надо. К маме с бабушкой на недолго и снова домой к кастрюлям. Сын-семиклассник из комнаты кричит:
- Мама! А что у нас есть покушать такого, чтобы лежать, книжку читать и есть?

- Знаешь, Наташа, вот это наш последний ремонт! - Сказал мне муж. – Следующим летом поедем к морю. Ремонт сами делать не будем – наймём молодых мастеров. Они получше нас ремонт сделают.

       Сказал, а сам этой же зимой разбился на машине, оставил меня одну. Очнулась я после похорон и снова за работу, за кастрюли, за ремонты, за огороды. Жить надо – у меня на содержании двое студентов, их следует доучить. Доучила.

       Теперь все главные мои дела на земле окончены. Я пенсионерка, никуда не тороплюсь, могу и телевизор спокойно посмотреть, да и по скверу не спеша прогуляться. Но всё равно время от времени думаю:
- А было ли у меня такое счастливое время, чтобы всей душой быть в счастье, чтобы окунуться в него, чтобы купаться в нём?

       Не знаю. Ответа не нахожу.


Рецензии
Всё хорошо Наталья. Я Вас очень понимаю ,

Владимир Журбин 2   06.02.2024 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. С уважением.

Наталья Гузева   07.02.2024 07:48   Заявить о нарушении