Клара Цеткин о Ленине

"Судя по тому, как описал ситуацию Ленин в беседе с Цеткин в 1920 году, в первые послереволюционные годы в России для улучшения положения женщин был принят ряд прекрасных законов и социальных постановлений. В 1924 году Коминтерн потребовал отменить семью, легализовать аборты и сделать свободными разводы.
В 1936 году и 1941 годах были приняты новые, строгие законы , тем самым престиж семьи - об её отмене забыли - был восстановлен в обществе. В 1955 году эти законы вновь стали более либеральными. Положение женщин в Советском союзе, безусловно, лучше, чем в царской России. Но, хотя женщины составляют подавляющее большинство населения, их участие в высших государственных структурах весьма незначительно. "

"Владимир Ильич Ленин придавал женскому движению очень большое значение. Разумеется, социальное равноправие женщины было для него основой, совершенно бесспорной для коммуниста.
Наша беседа происходила осенью 1920 года в Кремле. Ленин говорил:
- Без марксистской теории не может быть хорошей практики.
Мы должны создать мощное женское движение на ясной определенной теоретической основе...

Проститутки - это двойные жертвы буржуазного общества: жертвы проклятой системы собственности и проклятого нравственного лицемерия. Организовать проституток как особый революционный боевой отряд и издавать для них профессиональный орган, газетное издание. Разве в Германии больше нет промышленных работниц, для которых должны существовать газеты, которых необходимо привлечь к вашей борьбе?..

Положение в Германии требует величайшей сплочённости всех пролетарских революционных сил для отпора все более напирающей контрреволюции. А активные коммунистки в это время разбирают вопросы пола и вопрос о формах брака...

Я бросила здесь замечание о том, что... видоизменения форм брака и семьи в ходе истории, в их зависимости от экономики - удобное средство для искоренения из ума работниц предрассудка о вечности буржуазного общества...

- Время ли сейчас по целым месяцам занимать работниц тем, как любят и любимы, как ухаживают и принимают ухаживания?..
В порядок дня германского пролетария история ставит вопрос о Советах, о Версальском мире и его влиянии на жизнь женских масс, о безработице, падающей заработной плате, налогах и многом другом...
В атмосфере последствий войны и начавшейся революции старые идеологические ценности рушатся, теряя свою сдерживающую силу.
Новые ценности выкристаллизовываются медленно, с борьбой.
Между правом личности и правом коллектива, а значит и обязанностями личности, проводятся новые разграничения. Это медленный и часто очень болезненный процесс исчезновения и зарождения. Всё это касается и области половых отношений, брака, семьи. Распад, гниение, грязь буржуазного брака с его трудной растворимостью, свободой для мужа и рабством для жены, гнусная лживость половой морали и отношений наполняют лучших людей чувством глубокого отвращения.
Гнёт законов буржуазного государства о браке и семье отягчает зло и обостряет конфликты. Гнёт частной собственности освящает продажность, низость, грязь.
В эту эпоху, когда разрываются старые отношения господства, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции ".

Клара Цеткин "Мои воспоминания о Ленине"

"Молодежь восстаёт против нынешней неурядицы в области половых отношений со свойственной её возрасту бурностью. Ничего не могло бы быть более ложного, чем начать проповедовать молодёжи монашеский аскетизм и святость грязной буржуазной морали. Однако вряд ли хорошо, что в эти годы вопросы пола становятся центральными в психике молодёжи. Последствия бывают прямо роковыми...
Хотя я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая "новая половая жизнь " молодёжи - а часто и взрослых- довольно часто кажется чисто буржуазной, кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости...
Революция требует от масс, от личности сосредоточения, напряжения сил.
Она не терпит оргиастических состояний, вроде тех, которые обычны для декадентский героев и героинь ДАннунцио. Несдержанность в половой жизни - буржуазна: она признак разложения.
Пролетариат - восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое бы оглушало его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянения алкоголем, ни опьянения половой несдержанности...
Вы должны резко подчёркивать, что истинное освобождение женщин возможно только через коммунизм. Нужно разобрать вопрос о нерасторжимой связи между положением женщины как человека и члена общества и частной собственностью на орудия производства. Этим мы надёжно отгородимся от буржуазного движения за "эмансипацию женщин". Это также даёт основание рассматривать женский вопрос как часть социального, рабочего вопроса и связать его с классовой борьбой и революцией. Женское коммунистическое движение должно быть массовым, частью всеобщего массового движения, движением всех эксплуатируемых и угнетённых, всех жертв капитализма или иных отношений господства...
К сожалению, по адресу многих наших товарищей можно сказать: "Поскребите коммуниста - и вы найдете филистера". Конечно, скрести нужно чувствительное место - его психику в отношении женщины. Мужчины спокойно смотрят, как женщины изнашиваются, на мелкой работе, однообразной, изнуряющей и поглощающей время и силы, - работе в домашнем хозяйстве; на то, как их кругозор сужается, ум тускнеет, биение сердца становится вялым, воля слабой.
Очень немногие мужья думают о том, как они могут облегчить тяготы и заботы жены и даже совсем снять их с неё. Домашняя жизнь женщины - это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей. Старое господство мужа продолжает жить в скрытом виде. Его рабыня мстит ему тоже в скрытом виде: отсталость женщин, отсутствие у нее понимания революционных идеалов мужа ослабляют его бодрость и решимость в борьбе. Наша политическая работа включает в себя воспитательную работу среди мужчин, чтобы вытравить старую рабовладельческую точку зрения до мельчайших корней "...

"Мы втягиваем женщин в работу советского хозяйства, управлений, в законодательство и правительственную работу.
Мы открываем им двери всех курсов и учебных заведений. Мы основываем общественные кухни, столовые, прачечные, починочные мастерские, ясли, детские сады, воспитательные учреждения.
Мы всерьёз проводим требования нашей программы переложить хозяйственные и воспитательные функции индивидуального домашнего хозяйства на общество.
Этим путем женщина освобождается от домашнего рабства и зависимости от мужа.
Ей предоставляется полная возможность деятельности в обществе в соответствии с ее способностями и наклонностями.
Детям же предоставляются более благоприятные условия для их развития.
У нас самое передовое законодательство по охране женского труда.
Мы устраиваем родильные приюты, дома для матерей и младенцев, организуем консультации для матерей, курсы по уходу за грудными и малолетними детьми, выставки по охране материнства и младенчества и тому подобное...
С каждым днём существования Советского государства становится все яснее, что мы без миллионов женщин не продвинемся вперёд...
Направление взято верное, и мы будем последовательно, со всей нашей энергией развивать его дальше.
Вы, за границей, можете быть в этом уверены..."

Владимир Ильич Ленин


Рецензии