Глава 140. Мясковский. Пятый квартет

Николай Яковлевич Мясковский
Струнный квартет №5
Квартет имени Танеева
Владимир Овчарек (скрипка)
Григорий Луцкий (скрипка)
Иосиф Левинзон (виолончель)
Виссарион Соловьёв (альт)

patlayenko: По всем параметрам этот опус гениален! По-моему восприятию Пятый квартет — драгоценный образец квартетной музыки.

Sovet: Как творец симфоний Мясковский, может быть, и уступает Прокофьеву и Шостаковичу, но как мастер камерно-инструментальной музыки — нет.

musikus: Квартеты Мясковского замечательны, но все же квартеты Шостаковича выше. Прежде всего — как форма личностного существования в этом жанре. Вообще же истинных адептов квартета, тех, кто постоянно обращался к этому жанру, жил в нем — очень мало. ... Гайдн – Бетховен – Мясковский – Шостакович... Ну, может, Барток. С симфониями, кстати говоря, нечто подобное. «Симфонисты» — это кто? Это ведь не тот, кто много и пусть даже замечательно пишет для оркестра, не Рихард Штраус... В этом смысле даже великие венцы не были, на мой взгляд, симфонистами; симфония была для них лишь традиционной концертной формой. А симфонистами в этом смысле хочется называть лишь тех, кто развивал симфонический жанр идейно, философски, циклически; симфонист это тот, кто оркестровыми средствами создает собственный мир и постоянно живет в нем... Я бы тут начал с Брамса с его «всего четырьмя» симфониями. И дальше — Брукнер, Малер, Сибелиус, даже Воан-Уильямс и Нильсен, и конечно Шостакович, а также Вайнберг, Шнитке, Локшин... Это авторы не просто верениц симфоний (как, к примеру, у Слонимского, не говоря уже о сумасшедших, пишущих сотни опусов под названием «симфония»), а как бы циклов, объединенных личностью автора (не случайно о Брукнере порой говорят, что он все время создавал одну, не одну и ту же, а — одну мегасимфонию).


Рецензии