Притчи Иисуса Христа о Царстве Божьем

Одна из главных проблем в понимании Царства Божьего(ЦБ) , или Царства  Небесного(ЦН), в Новом Завете  заключается в том, является ли оно исключительно уделом будущего, или действует в веке настоящем.Если оно представляет эсхатологическую эру спасения, то тогда сложно представить, как это будущее Царство предстаёт, как настоящее: "конечно, достигло вас ЦБ"(Мф 12:28), "ЦБ уже пришло к вам" , "ЦБ  внутри ( или СРЕДИ) вас есть" .
В своих  притчах Иисус  делает попытку объяснить смысл Царства .

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (Мф. 13:1-8):

«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.»
Иисус уподобляет Царство сеятелю, который сеет семя ( Слово) в различные виды почв. Принимая «семя» люди входят в ЦБ. Но это семя может лежать при дороге и никогда не прорасти; его могут принять поверхностно, без пользы. Заботы этого века, враждебные Царству, могут заглушить Слово. Таким образом, среди людей в нынешнем веке ЦБ работает тихо, тайно. незаметно.

ПРИТЧА О ДОБРОМ СЕЯТЕЛЕ И ПЛЕВЕЛАХ (Мф 13:24):

«ЦН подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.»
Притча проясняет скрытое присутствие Царства в "веке сем". Царство уже вошло в человеческое общество, но вошло так, что внешне ничего не изменилось. В настоящее время добро и зло перемешаны между собой , как пшеница и плевелы в поле. Господин предоставляет им произрастать вместе, но наступит час, когда их насильственно отделят друг от друга.

ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИШНОМ (Мф. 13:31-32)

    « ЦН подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.»
 Иероним объясняет эту притчу так:
"Царство превращается из маленького зёрнышка в большое могучее древо. Так же и евангельская проповедь, кажущаяся вначале незначительной, когда она посеяна — в душе ли верующего или во всём мире, — не превращается в злак, а вырастает в целое дерево, так что птицы небесные, под которыми мы должны понимать или души верующих, или силы, непрестанно занятые служением Богу, приходят и живут в ветвях его. Под ветвями евангельского дерева, мне кажется, нужно понимать различие догматов, на которых успокаивается каждая из вышеуказанных птиц»

ПРИТЧА О ЗАКВАСКЕ (Мф. 13:33)

«Иную притчу сказал Он им: ЦН подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.»
В притче даётся образ чего-то маленького, что постепенно стало большим. Иисус выражает надежду на скорый приход величественного апокалиптического Царства.
Две притчи-«близнецы» — о горчичном зерне и о закваске — вводят по одному персонажу: человека, посеявшего горчичиое зерно, и женщину, заквасившую тесто.Текст полностью сосредоточен на зерне и закваске, а люди упоминаются лишь постольку, поскольку зерно не сеет само себя и хлеб сам себя не заквашивает.
Итак, главный «герой» здесь, соответственно, нечто маленькое — семя и дрожжи, — и этот «персонаж» переживает две контрастные стадии развития: из малого ничтожного начала происходит неожиданно большой итог
Притчи имеют лишь одну основную тему: Царство постепенно достигнет замечательной величины, хотя, начинается с ничтожной малости.

   
ПРИТЧА О НЕВОДЕ,ЗАКИНУТОМ В МОРЕ (Мф 13:47)

"Еще подобно ЦН неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.»
Комментарий к притче Архиепископа Аверкия (Таушева):
"У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море — это мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. "Невод" собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой…"

В Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос  разграничивает понятие ЦН  от понятия ЦБ.Как считают одни исследователи, ЦН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ и после него наступает Царство Бога.В ЦН есть "великие" и "малейшие". ЦН - обязательно для спасения и оно начинается при первом пришествии и заканчивается - при Втором.
Другие предполагают, что ЦБ Иисус называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это ЦБ неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию по кончине века ЦН.
В богословии считается, что  ЦН – это жизнь в вечности, а ЦБ – это жизнь на земле, это основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного.



 


Рецензии