Мастер и Маргарита. Заметки

В последнее время я стала замечать, что сам ход времени значительно ускорился. Дни, недели, да что говорить, годы пролетают стремительно. И мы не замечаем как становимся старше. Хотелось бы заметить, что мудрее. Но... Увы, не всегда .

Наша память, это связующее звено, упрямо относит нас к тем молодым годам, когда... Да, да... И сахар был слаще, и килограмм тяжелее. И наше осознанное сражение с этим, порой, начинает напоминать бесславное сражение Дон Кихота с ветряными мельницами...

Просмотр сериала "Мастер и Маргарита", поставленный в далёком уже 1994 году режиссером Юрием Кара, украшенный целым сонмом знаменитых актеров того времени (чего стоят Анастасия Вертинская в роли Маргариты и Валентин Гафт  в роли Воланда), вызвал у меня целую гамму чувств и эмоций. А главное - воспоминаний. Нет, вовсе не потому, что лента показалась шедевром, достойным кисти мастера. Нет, напротив... Но об этом позже.

 Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был напечатан журналом "Москва" в 1966 году. И сразу же получил невероятный успех. Хотя доступ к заветному номеру журнала был крайне ограничен. Только немногие могли прочесть его. Я оказалась в числе счастливчиков. У моей мамы приятельница работала в центральной библиотеке. И номер журнала попал в наши руки на несколько дней.

Сказать, что я была ошеломлена, это ещё ничего не сказать. Осознание того, что это Великая книга, пришло сразу. Многоплановость текста, отточенность языка, яркие действующие лица, разящая сатира ( разве что рассказы Зощенко приближены к описанию жителей Москвы 30-х годов у Булгакова).

Сама загадочная фигура Воланда, которая заставляла вспомнить о зловещем Мефистофеле во всемирно известном и прославленном романе "Фауст" Гете. И, наконец, другой пласт романа, так органично вплетенный в канву повествования . Совершенное построение и стиль речи (быть может, несколько напоминающий четкую римскую графику), ясная прорисовка деталей. Перед глазами возникала яркая, совершенно  живая картина. Помните:

" В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колонаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел Прокуратор Иудеи Понтий Пилат."

Мастер и Маргарита. Не было ни минуты сомнения. Мастер - это сам Михаил Булгаков. Долгих двенадцать лет шла сложная работа над текстом. Были моменты, когда страницы рукописи летели в топку ( помните соженную Гоголем вторую часть "Мертвых душ")... Колебания и сомнения, переполняющие душу великого автора...

Книга так и не была дописана до конца. Безжалостная смерть помешала закончить дело всей жизни. Вдове Булгакова пришлось продолжить работу, опираясь на оставшиеся многочисленные записи и черновики.

Роман - загадка, когда нет и не может быть однозначности. Как любая по-настоящему Великая книга она может быть воспринята читателем индивидуально, даруя только ему понятную  уверенность и убеждение в своей правоте...

06.02.2024.           Гродно Беларусь

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии