О фильме В мирные дни

Мои постоянные читатели знают, что я по распределению Хабаровского медицинского института, где была военно-морская военная кафедра, после его окончания был направлен служить на  тогда еще Краснознаменный Тихоокеанский флот. А вот на подводную лодку попросился сам. Во-первых, к этому времени прочитал много книг о героических действиях советских подводников в годы Великой Отечественной войны, а, во-вторых, проходил после 5 курса военно-морскую практику именно в бригаде подводных лодок, и  во время практики выходил в море и даже погружался вместе со всем экипажем субмарины,  прошел посвящение в подводники. После это разве я мог изменить подводному флоту?

Пришлось мне служить на старенькой, постройки первых послевоенных подводных лодок 611 проекта, которая при мне завершала капитальный ремонт на судоремонтном заводе во Владивостоке. А так как мне было необходимо сдать зачет на самостоятельное управление медицинской службы субмарины, где были вместе с другими вопросами, и устройство подводной лодки, во время докования нашей лодки я хорошо изучил внутреннее устройство нашего подводного корабля, да и внешнее тоже. На нашей лодке меняли часть легкого корпуса субмарины и я мог увидеть, что там между легким и прочным корпусами имеется. Так что устройство дизельных субмарин я знаю очень неплохо.

За время службы у меня была одна «автономка», как моряки называют боевую службу в море с торпедой с ядерной боеголовкой, можно сказать, как в настоящей войне. Она и была в те годы, даже две. «Холодная» между СССР и странами НАТО, и «горячая» - вьетнамская. Так что наша «автономка» была как настоящий боевой поход в годы этих войн.

А так как бывших подводников не бывает, с тех пор я внимательно слежу за всем, что  происходит в мировом подплаве. И не только по статьям, но и по документальным и художественным фильмам. Среди них были и советские, и немецкие, и японские, и американские разных лет и о подводных лодках всевозможных проектов и разных классов.

Недавно пересмотрел старый, еще 1950 года, фильм о подводниках «В мирные дни». Вот что об этом фильме написано в Википедии.

«В ми;рные дни» — советский остросюжетный художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Брауном по сценарию Иосифа Прута на Киевской киностудии в 1950 году. Сталинская премия III степени (1952) режиссеру В. Брауну.

На съёмочной площадке фильма были собраны впоследствии самые яркие звёзды кино: Андрей Сова, Вячеслав Тихонов, Вероника Васильева, Георгий Юматов, Элина Быстрицкая. Фильм стал дебютом в кино для Элины Быстрицкой. Кроме того, в фильме снимался ставший известным со времён фильма «Чапаев» актёр Леонид Кмит. Одним из консультантов фильма был капитан 1 ранга Лев Петрович Хияйнен  — впоследствии контр-адмирал, командующий подводными силами Тихоокеанского флота (1956—1960).

В натурных съёмках фильма принимали участие подводные лодки типа «Щ» V-бис: «С-201» («ПК-8») и «С-207» («ПК-2») Черноморского флота.

Кроме режиссера, Сталинская премия была вручена Черному Михаилу Кирилловичу, оператору подводных и комбинированных съёмок; Тимофееву Николая Дмитриевичу, исполнителю роли капитана 3 ранга Ивана Петровича Афанасьева; Гречаному Александру Васильевичу, исполнителю  роли мичмана Тараса Фомича Григоренко,.

По мнению Петра Багрова, при создании фильма «В мирные дни» В. Браун повторил свой сюжетный ход своих "Моряков" (1939), т. е. человеческая тема преобладает в оборонном фильме. Здесь хотя формально сюжет закручен вокруг боевого корабля, ушедшего в учебное плавание и неожиданно наскочившего на мину, которую оставил недремлющий враг.

Однако добрая половина картины посвящена именно «мирным дням». Здесь опытный Браун собрал подлинный актерский ансамбль (Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Николай Тимофеев, Аркадий Толбузин, Леонид Кмит, дебютантка Элина Быстрицкая, Лидия Драновская и др.), и кульминация сюжета настигала героев, находящихся в самом разгаре сложных и разнообразных взаимоотношений — максимально сложных для фильма периода малокартинья. Эта картина принесла режиссеру В. Браун его единственную Сталинскую премию III степени (1952).

Позже, в 1955 году на экраны Советского Союза вышел еще один фильм этого режиссера на морскую тему – «Командир корабля». В этом фильме собран снова потрясающий ансамбль актеров – Михаил Кузнецов в роли капитана 3 ранга Высотина, Анатолий Вербицкий – капитан 3 ранга Светов, Владимир Балашов, совсем молодой Игорь Горбачев, Евгений Моргунов, Григорий Гай.

Но вернемся к фильму «В мирные дни»

Фильм "В мирные дни", на мой взгляд, не стоит смотреть из-за сюжета - сюжет так себе, на троечку с минусом, вдобавок, осложняется шпиёнскими страстями, которые, как всегда, очень смешны и неправдоподобны. А ради чего его стоит смотреть?

Интересующимся морфлотом и подводным флотом - ради флота. В частности, можно увидеть подводные лодки Черноморского флота "С-201" (тип "Щ" V-бис серии) в качестве "ПК-8" и "С-207" (тип "Щ" V-бис 2 серии) в качестве "ПК-2".

Если есть хорошая компания зубоскалов - массу смешного можно найти в общении вражеских лазутчики.
Мой личный фаворит - фраза "Электромоторы, полный вперед!" Попробуйте сами догадаться - что это за команда.

Но главное - не это, конечно.
Главное - это натуральная россыпь молодых актеров, которые в будущем станут известными и знаменитыми.

Пара слов о сюжете фильма «В мирные дни»
Объявляются учения. Подводные лодки и надводные корабли выходят в море. Недремлющий враг тоже приплывает на подводной лодке, ее командир, фон Герлиц, бывший гитлеровец, который вместе со своей лодкой сумел избежать плена, так как в момент капитуляции был в море.

Узнав о падении Берлина, фон Герлиц отправился туда, где его приняли с распростертыми объятиями. Ну а теперь пришло время снова выйти в поход.
 У фон Герлица задание - изучить советский флот, его боевые качества и т.п. Что команда вражеской подлодки и делает... находясь неподалеку от места учений и наблюдая за ними.
Но, естественно, простым наблюдением дело не заканчивается - враги минируют фарватер, в результате одна из наших подводных лодок напарывается на мину.
Теперь экипажу придется заделывать пробоину, ремонтировать вышедшее из строя оборудование и надеяться, что их успеют спасти...

Режиссёр Владимир Браун.
Владимир Александрович Браун - удивительный человек! Дворянин, из обрусевшей немецкой семьи. Его предки жили в России с 18 века: отец, дед и прадед служили офицерами на флоте. Вот откуда у Владимира Александровича такая беззаветная любовь к морю и морской тематике, которой он был верен в течение всей жизни, сняв немало искренних и ярких лент о моряках.

Примечательно, что Владимир Браун, по-видимому, первым в советском кино снял картину о подводной лодке: «Морской ястреб» (1941). Правда, история та придумана, надумана, а местами - откровенно абсурдна. Но первому, как известно, всегда трудно. Невероятно трудно. Фильм «В мирные дни» снят совсем в другом «ключе», приближающим работу к лучшим советским картинам о подводниках: «Тайна двух океанов» (1957), «Командир счастливой „Щуки“» (1972), «Случай в квадрате 36-80», (1982), «Слушать в отсеках» (1985), «Секретный фарватер» (1986) и других.

Сегодня легко критиковать картину за «идеологичность» и «дидактичность» в изображении жизни моряков. Однако стоит помнить главное: именно «идеологичность» и «дидактичность» сформировали то поколение, которое ценой великих потерь сумело «переломить хребет фашистской гадине». В картине прекрасно показана преемственность поколений, когда умудрённые жизненным опытом моряки, прошедшие через горнило войны, по достоинству оценивают молодое пополнение. И как показывает фильм - пополнение это достойно людей, носящих на груди ордена и медали.

Особая благодарность режиссёру за то, что он всеми возможными для того времени средствами пытался натурализировать подводные съёмки. И пусть сейчас они выглядят чуточку наивными, зато сделано всё это от души и с огромной любовью к зрителю.

В картине играет целая плеяда актёров - будущих звёзд кино: Сергей Гурзо (матрос-торпедист Павло Панычук), Андрей Сова (матрос Сучков), Вячеслав Тихонов (матрос-торпедист Володя Гриневский), Георгий Юматов (кок Сергей Куракин), Виктор Авдюшко (водолаз, главный старшина Степан Матвеев), Элина Быстрицкая (военврач Елена Георгиевна Алексеенко), создающих непередаваемую атмосферу старого кино, которое всегда отличалось добротой. Ведь совсем немаловажно, какие ощущения остаются в душе, когда начинаются титры.

В этом плане у советских картин есть неоспоримое преимущество - они «тёплые» и очень искренние. Потому что снимались для людей. а не ради «осваивания средств»...

Но моряки, и офицеры, и старшины, и матросы, тоже люди, и у них могут быть свои проблемы, есть и любовь, которая тоже показана в этом фильме с теплотой.  В фильме нашлось место и музыке, которую играет в кают компании на плав-базе замполит, и песне, которую играет под баян герой Юматова. В ней есть такие слова: «У причала так провожала моряка в далёкий путь. На прощанье тихо сказала: «Будь здоров, и не забудь.» «Не забуду, помни, родная: вешней зорькой встретишь вновь. С океана в солнечном мае привезу свою любовь..»


Рецензии