Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 8

(выдержки из книги «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов»: (ж-л «Новый мир», 1998. №11; 1999. №2; 2000. № 9; 2001.№ 4; 2003. № 11: https://magazines.gorky.media/novyi_mi) и из др. источников)

Миф 8. Агент КГБ

Основания для этого мифа были заложены русским эмигрантом в США Николаем Ивановичем Ульяновым. 1 августа 1971 года журнал «Новое русское слово» в Нью-Йорке опубликовал его статью «Загадка Солженицына», в которой утверждалось, что «Произведения Солженицына не написаны одним пером. Они носят на себе следы трудов многих лиц разного писательского склада, разных интеллектуальных уровней и разных специальностей». Соответственно, делался вывод, что писателя А.И.Солженицына в действительности не существует, а всё его творчество – результат деятельности литературной мастерской КГБ с целью подорвать антисоветское движение за рубежом.

После высылки Солженицына из СССР в Швейцарию 12 февраля 1974 года сомневаться в его реальном существовании стало уже невозможно, однако сам миф не исчез, а лишь трансформировался в следующий его вариант: «Солженицын – агент КГБ».

Эту новую форму старого мифа запустило в мировое информационное пространство в 1974 году само КГБ, подбросив швейцарскому криминалисту и автору детективов Францу Арнау, во время его посещения Москвы, поддельный донос «Ветрова» (кличка А.И.Солженицына), якобы, написанный 20 января 1952 года в Экибастузском лагере. (Подробнее об этой фальшивке – в статье «Мифы Солженицына, опровергнутые им самим. Миф 3. Стукач»: http://proza.ru/2023/12/22/317 ). Арнау клюнул на эту удочку и опубликовал «донос» в западных СМИ.

Суть данной вариации мифа (раскрученной затем в вышедшей в 1977 г. книге Т.Ржезача «Спираль измены Солженицына») состояла в том, что почти весь период своего пребывания в тюрьмах и лагерях Солженицын являлся, якобы, секретным осведомителем органов КГБ (сексотом). Из этого мнимого факта, при желании, можно было вывести, что и после освобождения он остался агентом советских органов госбезопасности, а на Запад его отправили с той самой целью, которую сформулировал ранее Николай Ульянов.

Такой вывод и был немедленно сделан наиболее подозрительной частью русской эмиграции на Западе. В качестве его подтверждения, эмигрантская газета «Нива» в США даже опубликовала в 1978 году фотографию Солженицына у гроба Сталина, как вскоре оказалось, являвшуюся всего лишь фотомонтажом снимка, сделанного во время похорон В.Твардовского (лицо умершего поэта подменили лицом Сталина). Фотомонтаж создан был ещё в 1973 году для обложки книги А.И.Солженицына «В круге первом», вышедшей в издательстве «National Review». «Нива» просто, не проверив, использовала его.

После развала СССР, обескураженная потерей власти часть бывших советских партократов посчитала удобным для себя обвинить в произошедшем своё начальство - тогдашнее руководство страны. Соответственно, и миф о Солженицыне – агенте КГБ в очередной раз приобрёл новую форму. Теперь всю его деятельность стали считать частью тайной политики главы КГБ Ю.Андропова и его окружения, готовивших почву для постепенного преобразования СССР в капиталистическое государство с целью оформить в частную собственность уже находившиеся в распоряжении партийной элиты богатства страны.

Этот вариант мифа запустил в оборот А.В. Островский, в статье «Солженицын: прощание с мифом», опубликованной впервые в 2004 году. Он очень популярен сегодня у неосталинистов.

Подделывать подчерк Солженицына для его дискредитации (что и легло в основание мифа) КГБ начало ещё в 1972 году. Вот что писал об этом сам Солженицын в 1-й главе своей книги «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов» (в описании событий, произошедших вскоре после его высылки из СССР, в 1974 году):

«Приезжал В. В. Орехов, редактор многолетнего (с 20-х годов) белогвардейского “Часового” (бессменная вахта, пока не дождёмся падения большевиков). В его письмах перед тем странные какие-то встречались намёки на нашу с ним никогда не бывшую переписку. Уж я думал — не тронулся ли он немного? Нисколько, приехал, уже за 70, с ясной головой и несклонимым духом, участник гражданской войны, капитан русской императорской армии. И показал мне… 2-3 письма моих! моим безусловно почерком, замечательно подделанные, и с моими выражениями (из других реальных писем), да не ленились лишний раз Бога призвать, и с большой буквы, — а никогда мною не писанные!
Подивился я работе кагебистского отдела. А плели они эту переписку с 1972 года. Сперва я будто запрашивал у Орехова материалы по Первой мировой войне, и он мне слал их — куда же? а в Москву, на указанный адрес, заказными письмами с обратными уведомлениями — и уведомления возвращались к нему аккуратно, с “моей” подписью. Изумление? Да столько ли чекисты дурили! Затем, видимо для правдоподобности, “я” предложил ему сменить адрес — писать через Прагу, через какого-то профессора Несвадбу. Тот подтверждал получение писем Орехова.
А в конце 1973, когда уже завертели полную “конспирацию”, передали Орехову приглашение “от меня” встретиться нам в Праге, уже не для исторических материалов, а для выработки общего понимания и тактики. И Орехов абсолютно верил и лишь чуть-чуть почему-то не поехал — да тут меня выслали.
Так — не состоялась ещё одна готовимая на меня петля: Орехова бы там схватили — и вот уже доказанная моя связь с белогвардейским заговором. Это был у ГБ, очевидно, запасной против меня вариант (да ещё один ли?).

Тут как раз брал интервью «Тайм», я дал им и эту публикацию, факсимиле «моего» почерка, поймал КГБ на подделке. (Ниже даны отрывки из публикации в «Тайм» – Ю.Т.):

ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ НЕ УНИМАЕТСЯ
Цюрих, 3 мая 1974

В 1972 году Госбезопасность затеяла переписку с руководителем “Русского Национального Объединения” Василием Ореховым, редактором журнала “Часовой” (Брюссель), — переписку от моего имени, то есть сочиняла письма к нему, подделывая мой почерк. …

Именно потому, что этот случай строится на графической подделке моих писем и такой приём может повторяться в будущем, я и прошу “Тайм” оповестить о нём читателей, сопроводив фотоиллюстрациями.

Подделка КГБ (слева) и моя подлинная подпись.

Разумеется, в распоряжении ГБ было много образцов моего почерка и моих подписей, все подцензурные письма, в том числе и постоянный обратный адрес, который они и воспроизвели в точности:

Подделка (наверху) и подлинная рука (внизу).

Сам почерк не то чтоб очень хорошо удался их графологам, но что-то схвачено, похожесть есть, и она обманывает.

Подделка (наверху) и подлинная рука (внизу).

Любопытно, что жулики из ГБ подделывали не только почерк, но и — из разных других моих писем, прошедших их цензуру, — вылавливали отдельные мои выражения, фразы, синтагмы и вставляли их в свою подделку.

Вполне можно ожидать, что все эти приёмы уже и в других случаях применялись против меня, и ещё будут применяться советской пропагандой в её нынешней кампании подделать моё прошлое и дискредитировать меня. …

И урок: не надо такие случаи пропускать: эта публикация ещё сослужит защитную службу в будущем. Урок: что борьба с ГБ никогда не утихает, пока оно растёт на Земле чумною коростой, — и никогда нельзя позволить себе сложить руки».

Томаша Ржезача, приписавшего Солженицыну роль лагерного стукача, разоблачала одновременно с самим Солженицыным и оставшаяся в СССР его бывшая жена Н.Решетовская. Вот одно из её обращений в органы власти:

Председателю Госкомитета при Совете Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии, книжной торговли т. Стукалину Б. И.

Многоуважаемый Борис Иванович!
Не знаю, известно ли Вам, что в нашем советском издательстве «Прогресс» вышла книга чешского журналиста Томаша Ржезача «Спираль измены Солженицына» (1978 г.). …

Книга Томаша Ржезача «Спираль измены Солженицына» совершенно не отражает биографии Солженицына. Если я в своей книге опираюсь на письма и документы, то Томаш Ржезач или лживо пересказывает мою книгу, или приводит чужие «басни» о Солженицыне. Лишь несколько страниц занимают воспоминания самого Томаша Ржезача. В результате: вместо биографии Солженицына — карикатура на нее! …

Так же фантастична версия о том, что Солженицын в лагере был тайным информатором (ругать — так ругать на все вкусы!).

Так же, как версию о добровольном аресте придумал человек, который с Солженицыным не воевал (Симонян), так версию о том, что Солженицын был стукачом, придумали лица, которые с Солженицыным не сидели. В первую очередь — сам Томаш Ржезач! А из книги «свидетелями обвинения» выдвигаются Якубович (познакомился с Солженицыным уже после его известности!) и Зубов, с которым Солженицын познакомился в ссылке.
После изложения придуманной беседы с Зубовым (даже есть ссылка на стр. 120: Запись беседы с Николаем Зубовым, с. 11 — архив автора), Томаш Ржезач патетически заявляет: «Круг доказательств замкнулся». Замкнулся — чистейшей выдумкой.
Мало того, что Томаш Ржезач придумал, что видел Зубова (доподлинно известно, что ни с каким чехом Зубов никогда не виделся и не переписывался!), но даже не потрудился подробно прочесть мою книгу, на которую без конца ссылается. В ней он прочел бы на стр. 128, что с Зубовым Солженицын познакомился лишь в ссылке, а потому Зубов никак не мог лечить его в лагере! …

Н. Решетовская 14 февраля 1979 г.»

И снова из книги Солженицына:

«А — чего только не писали! Какой-то старый эмигрант Криворотов прислал мне “Открытое письмо”, большую статью (она была потом напечатана), обличая, что все мои писания — ложь, я только обманываю русский народ, ибо не открываю, что все беды в России от евреев, и ничего этого не показал в “Августе”, ни в 1-м, вышедшем, томе “Архипелага”. Пока не поздно — чтоб я исправился, иначе буду беспощадно разоблачён. (Позже были возмущения в эмигрантской прессе, как я “посмел не ответить” Криворотову.) И в других письмах были нарёки, что я — любимец мирового сионизма и продался ему.
А ещё живой Борис Солоневич (брат Ивана) рассылал по эмигрантам памфлет против меня, что я — явный агент КГБ и нарочно выпущен за границу для разложения эмиграции. …

А с крайне правого фланга эмиграции то “Нива” печатала фальшивую фотографию “Солженицын у гроба Сталина” (чей–то коллаж из фотографии моей у гроба Твардовского) — и комментарий всерьёз: а? так ещё в 1953 его допустили до Гроба, ясно, что и с тех пор он — советский агент! И польский писатель эмигрант Ю. Мацкевич пустил легенду, будто советские власти благосклонно разрешили мне беспрепятственный вывоз архивов (не мог же я в те годы напечатать, как и кто помог тайно вывезти архив!), — а значит я им союзник, и вот моя критика Запада ослабляет его и играет на руку большевикам. Как раз тут подоспела и Ольга Карлайл со своей ядовитой книжкой против меня.

Даже вся третьеэмигрантская пресса, так враждебная ко мне, уже отказывалась печатать шныря Белоцерковского, — но напрытчился он найти в Лос-Анджелесе ново-недавнюю «Панораму» — и дальше лил через неё. Жирный заголовок: «Солженицын — «пятая колонна» советской пропаганды»! Вот, оказывается, на кого я служу: на ЦК КПСС! — В статье ничего нового, перефразировал то же, что в «Нейшн», но сформулировал острей. …

Всё-таки и в той же перекошенной «Панораме» зазвучали перечащие, а то и насмешливые голоса, протестовали и многие евреи. - "Запишите! Запишите меня в пятую колонну с Солженицыным!». Валентин Гольдман: «» Нейшн» — просоветский журнал. Я еврей, и мне надоели обвинения Солженицына в антисемитизме. Со страниц «Архипелага» на нас повеяло ветром свободы и надежды… И почему наши доморощенные либералы всё пугают Запад, Россию и эмиграцию «русским национализмом»? Почему русским запрещено иметь национализм, а грузинам, литовцам, армянам — можно? Не расизм ли это — запрещать народу иметь свои чаяния и в то же время пугать Запад этим национализмом, как делает Белоцерковский?» —
Лев Дубинский: большевики «Солженицына не смогли уничтожить, слиберальничали нехотя. Как же его остановить? да клеветой! В СССР лекторы сообщают народу о жиде, помещике, фашисте, сионисте, власовце, изменнике Солженицыне. На Западе нам рассказывают, что Солженицын — агент КГБ, фашист, русский Хомейни, пятая колонна Кремля. Дай Бог Солженицыну долгой жизни, а его родине — свободу!» — Михаил Гальперин: «В книгах Солженицына антисемитизмом не пахнет». …»

(Солженицын А.И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. ж-л «Новый мир», 1998. № 9. Ч.1. Глава 1. С. 59, 72 - 73; 1999. Ч. 2. Глава 4. С. 92; Часть 3. Глава 12. С. 115 - 116.)

И он же об Андропове:

"Тайные движения в сферах советской власти не всегда предугадаешь. Несколько месяцев я не высказывался, выдерживал срок, пока Андропов проявит себя яснее. Ускорением поворота северных рек и с ареста Ходоровича он для меня уже определился до конца: всех–то его новых идей — закручивать гайки под Сталина" (Там же. Часть 3. Глава 9)
;
Эту статью в более полном виде (со всеми иллюстрациями) можно прочитать на дзен.ру в моём канале: Ю.Тарасов. История от историка.

Предыдущие статьи этого цикла:
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 7. Агент ЦРУ и графоман-плагиатор.
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 6. Лгун.
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 5. Клеветник.
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 4. Припадочный честолюбец.
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 3. Стукач и интриган
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 2. Дезертир
Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим. Миф 1. Классовый враг


Рецензии
В 2004 г., то есть почти 20 лет назад, вышла книга известного историка Александра Владимировича Островского «Солженицын. Прощание с мифом» (именно поэтому, наверное, два года назад, в 2021-ом году, книга была переиздана).
Это произведение, как никогда, актуально сегодня. В ней автор разобрал литературную и политическую биографию А. И. Солженицына, и показал на фоне эпохи ХХ века чего стоят поступки человека, который порой говорит во всеуслышание одно, а делает совсем другое - http://proza.ru/2023/07/27/963

Алексей Чернышов 5   14.03.2024 16:31     Заявить о нарушении
Алексей, единственное, что А.В.Островский, возможно, придумал нового о Солженицыне, это, якобы, покровительство ему Андропова. Всё остальное в книге переписано из старых мифов, сочинённых в кабинетах КГБ ещё 40 - 60 лет назад. Все они разоблачены в 15 статьях моего цикла "Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим", опубликованных на этой странице, на странице "Журнал Алексеевск-Свободный" (тоже проза.ру) и в канале "Ю.Тарасов. История от историка" на сайте дзен.ру.

Юрий Тарасов-Камчатский   21.04.2024 03:47   Заявить о нарушении
Много читал, в т.ч. архивных материалов и общался с разными людьми из того времени. И сегодня у меня нет сомнения в том, что Солженицын – это тот человек, который был двуликим Янусом, стремящимся лишь к обретению личной славы. А его т.н. творчество, окармлённое нашими идеологическими врагами «нобелевкой», чтобы поддержать того, кто всеми фибрами своей души служил разрушению нашей страны.
Поэтому, в части логики повествования мне близок и понятен историк А.В.Островский и основные позиции, которые он анализирует по поводу данного «субъекта» и эпохи.

Алексей Чернышов 5   22.04.2024 10:17   Заявить о нарушении
Алексей, люди, с которыми вы общались, просто обмануты лживыми мифами о Солженицыне, созданными в кабинетах КГБ и широко распространёнными в СССР и по всему миру 40-60 лет назад. Лживость всех этих мифов была тогда же доказана Солженицыным в книгах и статьях, но при коммунистической власти его книги и статьи были запрещены. Хотя после крушения СССР они и стали постепенно издаваться в России, но из-за тяжёлой экономической ситуации большинству россиян было тогда уже не до толстых книг и литературных журналов. Так давно разоблачённые мифы и сохранились в сознании многих людей до сегодняшнего для. А в последние 20 лет их снова активно раздувают сталинисты (вроде Фурсова и Островского) чтобы оправдать Сталина и реабилитировать сталинизм.
Что же касается виденных вами "архивных материалов" (его, якобы, доносы), то это фальшивки, созданные КГБ для дискредитации Солженицына ещё полвека назад и тогда же им разоблачённые. Эти разоблачения есть в автобиографической книге А.И.Солженицына "Угодило зёрнышко промеж двух жерновов". Опираясь на эту книгу (и на другие источники) я и написал свой цикл из 15 статей "Мифы о Солженицыне, опровергнутые им самим", опубликованных на этой моей странице в проза.ру.
Вот, например, статья про фальшивый донос на Симоняна: http://proza.ru/2023/12/18/473

Юрий Тарасов-Камчатский   23.04.2024 05:16   Заявить о нарушении
Юрий, вы, на мой взгляд, очень оригинальный автор. Говорю это как профессиональный историк, окончивший исторический факультет классического университета, проведший не один месяц в разных архивах, перечитавший море книг разных авторов по проблематики новейшей истории России ХХ века, встречавшийся с реальными политиками той эпохи. В чём ваша «оригинальность» и одновременно антинаучность (спросите любого, даже не обязательно учёного или преподавателя вуза, который занимается профессионально научным творчеством) в том, что вы, желая разобраться в очень непростой теме, действуете не как проницательный исследователь, а как дилетант. Но самодеятельность в таких делах хороша лишь в качестве свободной энергии, импульса, жажды познать тему, но совершенно недостаточна (и порочна) для скрупулёзного и главное непредвзятого, правдивого понимания темы исследования. Разоблачать какую-то позицию, в данном случае защищая воззрения А.И.Солженицына, опираясь на его же собственные писания, это верх непрофессионализма!!!
Поэтому, не утруждайте себя попыткой обосновать необоснуемое и желанием доказать мне или кому-то другому то, что для многих уже давно понятно. И только некоторые властные подпорки не дают окончательно завалиться этому колоссу на глиняных ногах, которым и был господин нобелевский лауреат.
Я лично на ряде форумов слышал речи его сыновей, «залетевших» на крыльях своего отца в Россию, слушал их сладкие речи, как представителей МакКензи (фактически – «филиал» ЦРУ в стране) и видел, как быстро они, как и их папочка, смотались из России, как только запахло жареным и им тут стало, видимо, некомфортно защищать родное Отечество. Тем более, что все они уже давно отформатированы на западный манер.
Желаю вам прозреть в вашем порыве к истине.
Коль вы тут всуе и Сталина упомянули – вот вам ссылку на книгу американского посла Джозефа Дэйвиса «Посол к Сталину». Прочитайте, что пишет тот, кого ну никак уж в симпатиях к нашей стране заподозрить нельзя… - http://flibusta.su/book/1359-posol-k-stalinu/?ysclid=lvcglhhium263983943, http://konzeptual.ru/posol-k-stalinu-11747/

Алексей Чернышов 5   23.04.2024 17:31   Заявить о нарушении
Алексей, когда сталинисты, вроде вас, называют себя "профессиональными историками", это вызывает у меня саркастический смех. Сталинист по определению не может быть профессиональным историком, даже если с ног до головы обвешан липовыми дипломами, степенями и званиями. Настоящая история - это наука, а сталинистская история - это лживая мифология, созданная в 30-е годы специально для оправдания в глазах населения людоедского политического режима Сталина.
Особенно насмешило меня ваше хвастовство сидением "не один месяц в разных архивах". Сидеть можно сколько угодно, был бы от этого толк. У вас его явно не было. "Липа" всегда останется "липой", даже если написать на ней - "научный труд".
Я, к вашему сведению, за последние 25 лет просидел в архивах почти пять тысяч часов, изучил десятки тысяч исторических документов. На основе этих документов мною написано десять исторических книг (опубликовано 9) и более 60 различных статей (в том числе более 20 - в научных журналах и сборниках). Некоторые из моих книг и статей можно прочитать в научной электронной библиотеке ДВФУ на моей странице "Тарасов Юрий Анатольевич", либо на моей странице в научной электронной библиотеке elibrary .
Рассуждая о Солженицыне вы проявляете, как историк, полный непрофессионализм, игнорируя то, что он писал сам о себе, и слепо доверившись давно разоблачённым лживым мифам о нём.
Кстати, в лживости приведённого вами мифа о Солженицыне, как агенте ЦРУ, вы можете убедиться. прочитав статью "Миф 7. Агент ЦРУ и графоман-плагиатор": http://proza.ru/2024/01/26/225

Юрий Тарасов-Камчатский   24.04.2024 13:27   Заявить о нарушении
Вы так много написали, теперь пора и отдохнуть, то есть заткнуться!
А будущее нас рассудит!

Алексей Чернышов 5   24.04.2024 15:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.