Торжественное Прощание

Похоронные реквиемы известны со времен Древнего Рима. Самые ближайшие у Моцарта, Баха, у русских композиторов. Берлиоз сочинил на смерть Гамлета, Гендель "мажорил" в «Самсоне». Обычно, похоронный марш звучит торжественно-скорбно, размеренно-замедленно. Крайние части минорные, а средний раздел, наоборот, просветлённо-лирический.

Генри Пёрселл. Траурный марш на смерть королевы Марии был написан на смерть английской королевы Марии II в 1694 году. С тех пор, как она взошла на трон, Генри Пёрселл — придворный органист и композитор — отмечал праздничными одами каждый её день рождения. Спустя пять лет Мария II умерла от оспы и была похоронена в Вестминстерском аббатстве. По этому случаю Пёрселл написал церемониальную траурную музыку. Она открывается этим торжественным похоронным маршем.

Фредерик Шопен. Похоронный марш из Сонаты №2 для фортепиано из всех траурных маршей самый известный. Не совсем ясно, по какому поводу Шопен его написал. Но спустя два года он включил его в свою мрачнейшую Вторую сонату. Этот марш стал её третьей, предпоследней частью. В жизненном цикле советского человека хрущёвско-брежневской эпохи марш Шопена составлял печальную симметрию свадебному маршу Мендельсона. Под нестройные звуки этого марша в исполнении похоронных духовых бригад ушли в последний путь многие тысячи простых советских граждан.

Людвиг ван Бетховен. Похоронный марш из Третьей симфонии. Сочиняя свою сонату с похоронным маршем, Шопен наверняка ориентировался на Бетховена, у которого тоже есть фортепианная соната (№12) с Marche fun;bre. Но главный — великий траурный марш Бетховена — тот, что звучит в его Третьей (Героической) симфонии. Огромный ( в три раза длиннее, чем марш Шопена), он больше, чем марш. Это целая симфоническая поэма в жанре эпитафии. Тут и суровая скорбь, и ораторский пафос, и лирические отступления, и тяжёлые трагические паузы.

Рихард Вагнер. Марш на смерть Зигфрида из музыкальной драмы «Гибель богов. Зигфрид — главный герой главного сочинения Вагнера — тетралогии (то есть цикла из четырёх музыкальных драм) «Кольцо нибелунга». Он внук верховного бога Вотана, практически сверхчеловек и поэтому единственный, кто может спасти человечество от проклятья золота. Но в последней части тетралогии («Гибель богов») он запутывается в сетях человеческого коварства и погибает от предательского удара копья в спину. С его смертью мир теряет свою последнюю надежду на спасение. Теперь погибнут все — и люди, и боги. Никто не превзошёл Вагнера в умении создать звучание непередаваемого величия. И хотя на марш это мало похоже (здесь нет чёткого ритма медленного шага), он потрясает своим колоссальным размахом. Всё медленно движется от глухого стука литавр до страшного удара всего оркестра, а потом следует смертный вой вагнеровских туб и фаготов. В самой середине Вагнер создаёт ослепительное звучание — памятник славному Зигфриду и того, что он мог бы дать миру.

Густав Малер. Похоронный марш из Первой симфонии Густав Малер не раз включал в свои симфонии (и не только в симфонии) траурный марш — ему было свойственно трагическое восприятие мира. Но наибольшую известность приобрёл именно этот — «ненастоящий» и очень двусмысленный похоронный марш из Первой симфонии. В середине марша есть тихое лирическое место, где герой симфонии прощается со своими иллюзиями.

Что вы чувствуете, когда слышите похоронный марш? Ваше сердце начинает биться в такт? Ощущаете животный страх? Тарелки и удары в барабан наводят панический ужас? Подступает ком  к горлу и наворачиваются слёзы? Если встречаете похороны на улице, то закрываете уши? Эта музыка заставляет задуматься о жизни вечной? 


Рецензии