Статья Обретение вдохновения и освобождение от стр
Недавно я зашел в книжный магазин, чтобы купить рассказы М. Горького для одного из младших внуков. Но Горького в книжном магазине не оказалось.
А, ведь, именно он оснастил революционную теорию марксизма-ленинизма художественно-эмоциональной составляющей самого высокого уровня. Причем, оказалось, что его классовая позиция, позиция трудящегося класса в полной мере совпадает с общечеловеческой! «Человек. Это звучит гордо!», «Пусть сильнее грянет буря!», «Рожденный ползать, летать не может», «В жизни всегда есть место подвигам».
В этих коротких фразах заключены идеи развития и совершенствования человека и человеческого общества, обретению ими высочайшего духа в борьбе за справедливость и за достойное будущее всего человечества. Они, как бы объединяют весь нравственный потенциал, накопленный человечеством. Иначе говоря, он призывал к вдохновению в труде и, если надо, в борьбе!
И его призыв был осуществлен в полной мере. Ибо, нельзя было восстановить разрушенную в мировой и гражданской воинах страну, осуществить индустриализацию и коллективизацию и, наконец, одержать Победу в Великой отечественной войне без массового вдохновения, которое рождает трудовые и воинские подвиги.
Вспоминаются прочитанные рассказы конструктора артиллерийских систем и. одновременно, руководителя заводами, которые их производят.
В конце 1941 г., или в начале 1942, т.е. в самый тяжелый период войны, ему позвонил Сталин. Он понял, что пойдет речь о резком увеличении производства артиллерийских орудий – в десятки, может быть в сотни раз.
Но Сталин поставил другую задачу: увеличить производство в тысячу раз, причем в короткие сроки.
Этот руководитель пишет, что он был настолько ошеломлен, что в течение нескольких часов вообще ничего не соображал, не спал всю ночь, но к утру он уже начал осознавать контуры тех мероприятий и той гигантской работы, которую надо быстро и четко провести.
… И началась вдохновенная работа большого коллектива, которая, к тому же, носила творческий характер!
Грандиозная работа была проведена и задача, которая казалась немыслимой, была выполнена.
Вдохновением был оснащен труд десятков миллионов людей, и в тылу и на фронте (Война – это тоже труд, возможно, самый тяжелый).
Вдохновение было постоянным и массовым. В условиях ограничений военных лет оно сочеталось с железной волей наших людей.
Вдохновение прослеживалось и у самого Сталина. Об этом свидетельствовали его нестандартные решения, неизменно приводившие к успеху.
Сразу, после войны, возникла проблема, которая заключалась в том, что в Советском союзе еще не умели создавать крупные самолеты, способные перевозить оружие и, в том числе, авиабомбы на большие расстояния и осуществлять бомбардировку на территориях нового потенциального противника.
В этот период, перед концом войны, несколько американских «летающих крепостей», бомбивших Японию совершили вынужденную посадку на нашем Дальнем Востоке. Сталин приказал выяснить, можно ли отремонтировать эти самолеты, или хотя бы один из них и пригнать его по воздуху в Москву. Выяснилось, что можно! По крайней мере, я знаю об одном таком факте, потому что членом экипажа, который доставил американский самолет с Дальнего Востока на Московский аэродром, был Виктор Новиков, мой троюродный брат.
В это же время наш замечательный конструктор Туполев докладывал Сталину, что у него готов проект дальнего бомбардировщика, который может оказаться лучше американского.
Но Сталин, тогда на совещании, сказал:
«Мне не надо лучше, мне надо, чтобы Вы сделали точно такой же самолет, как американский». Это многим не понравилось, они увидели в этом каприз или неуверенность вождя в своих конструкторах! Но это был не каприз! Сталин, таким образом, поставил задачу нашей авиапромышленности овладеть всеми теми технологиями, которыми обладала американская авиапромышленность, а наша еще нет.
Аналогичный случай произошел с производством малолитражных легковых автомобилей. Он не утвердил проект наших конструкторов, а приказал сначала освоить на немецком оборудовании производство первой советской малолитражки под названием «Москвич», которая оказалась полной копией модели «Опель-Кадет» немецкого концерна «Опель». Причина была проста. Это была одна из лучших конструкций автомобилей того времени.
Надо ли говорить о, в высшей степени, вдохновенном труде сотен тысяч ученых, инженеров и рабочих под руководством И.В. Курчатова над созданием советской атомной бомбы!
Нужно было в кратчайшие сроки построить много сотен предприятий и производств…
Это было осуществлено так быстро, как никто, в первую очередь, на Западе и не мог предполагать.
В 1949 г. в этот период в Москве была распространена брошюра американского автора под названием «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?». В ней утверждалось, что это произойдет в начале шестидесятых годов и в лучшем для России случае, если она сумеет добыть американские атомные секреты, в 1954 году. Но это произошло летом 1949 года.
В тот день, когда в степи под Семипалатинском взорвалась атомная бомба, Сталин проводил совещание с военными. И, недавно, дочка одного из маршалов, присутствующих на этом совещании, поведала о чем ей рассказывал отец:
Сталин, получивший доклад о первом успешном испытании нашей атомной бомбы, встал и-за стола, подошел к окну и сказал: «Теперь уже войны не будет!»
Американцы планировали в 1950 году организовать массовую бомбардировку всех основных советских городов.
Но взрыв советской атомной бомбы и массовые потери американских «летящих крепостей» от огня советских истребителей МиГ-15 в корейской войне, предотвратило это варварское мероприятие.
Более того, через два месяца после взрыва атомной бомбы была организована Китайская народная республика – 01.10.1949 г.
И, как предполагал директор Московской школы, в которой я учился, этот факт стал поворотным моментом в истории человечества. КНР уже сегодня реальный лидер среди всех государств и продолжает бурно развиваться, в отличие от США и Европы, предлагая равноправные отношения между всеми государствами для осуществления единой благополучной судьбы всего человечества.
Таков был результат того вдохновленного труда, который был выполнен в СССР в середине прошлого века.
Это была всемирно историческая победа!
Итак, вдохновение – это не случайное, неожиданно приходящее и тут же уходящее свойство человеческого сознания, а фактор, который может и должен иметь место в трудовой (творческой, интеллектуальной, физической и т.д.) деятельности каждого человека.
Полагаю, в том числе на основании своего опыта, что формирование вдохновленного труда связано с планированием и выполнением личных задач в производственном или любом другом трудовом процессе. Выполнение запланированного порождает в человеке чувство удовлетворения, а в определенных случаях чувство радости и гордости.
И оно рождает и питает вдохновение, которое представляет собой подъем собственной духовной энергии. И, в конечном итоге, по ходу жизненного пути человека, выводит его на чувство выполненного долга(которое может начать формироваться в относительно молодом возрасте).
А чувство выполненного долга, по мнению многих, является одним из компонентов человеческого счастья.
Так, например, считал Уинстон Черчилль. А он, хоть и был нашим классовым врагом, но жизнь знал и понимал глубоко.
Теперь давайте поговорим о страхе. Наш разговор будет, при этом, весьма далек от обычных воззрений на этот счет, будь то физиологические или какие-то другие.
Речь идет о выводах, которые рождает жизненная практика. А практика, между прочим, как известно, критерий истины.
Сначала не о самом страхе, а о его преодолении. Придется окунуться в собственное детство, в период Великой отечественной войны. Моя мать хотела, чтобы я пошел по ее стопам и стал, как она, хирургом. И, поэтому, в определенный период, несколько раз брала меня с собой на операцию, ставила в определенное место вдали от операционного стола, но так, чтобы было хорошо видно, и запрещала передвигаться и разговаривать. Во время одной из таких операций произошел налет немецких бомбардировщиков, прозвучали очень громкие взрывы, посыпались разбитые оконные стекла с наклеенными на них узкими полосками газетной бумаги, во избежание разлета осколков. Все вздрогнули, и у всех родилось острое желание покинуть операционную, находящуюся на четвертом этаже главного корпуса больницы. Но не более, чем через секунду, после первого взрыва прозвучал не очень громкий, но удивительно спокойный и четкий голос матери: «По местам стоять!»
Я потом спросил у нее, знает ли она, что эта фраза из военно-морского Устава. Я это знал, т.к. уже неоднократно, к этому моменту, прочитал военно-морские рассказы писателя Л. Соболева. (Например, «по местам стоять, с якоря сниматься!»)
Она ответила мне, что нет. Ей важно было, чтобы никто не покинул своего рабочего места, и чтобы не было паники. (на операции присутствовали – ассистент хирурга – операционная медицинская сестра, анестезиолог, следящий за действием наркоза, еще медицинская сестра, следящая за пульсом больного и кто-то еще…)
Что это означало?
То, что руководители всех степеней в тылу, все командиры на фронте, в силу чувства личной ответственности за подчиненных и за все происходящее, в зародыше преодолевали чувство собственного страха и продолжали уверенно выполнять свои нелегкие обязанности.
Для летчика-истребителя, ведущего воздушный бой, для артиллериста-противо-танкиста, работающего в бою по прямой наводке, т.е. под огнем противника, любому бойцу, бегущего в атаку, или отражающего атаку противника в окопе путем пулеметного или автоматного огня – им всем нужна максимальная концентрация, которая невозможна, если где-то в сознании присутствуют даже зачатки страха.
Да и в тылу, в обстановке лишений и утрат, для простого человеческого страха было очень много причин, начиная с самой простой для каждого человека: «Хватит ли у меня сил, чтобы выполнить свою задачу», стоя за металлообрабатывающим станком, или в любом другом месте…
Массовый героизм в тылу и на фронте доказал, что советские люди умели преодолевать страх…
Вспоминая погибших за страну во время войны, мы должны, воздавая им должную память, не забывать, что в своем большинстве, прежде, чем погибнуть они проделали колоссальный объем успешной боевой работы, проявляя и вдохновение и бесстрашие, которая и позволила живым одержать Победу над сильнейшим врагом.
Остановимся коротко о том, к чему приводит страх, если человек не сумеет его преодолеть: Страх бывает совершенно разным и по разным причинам. Страх, связанный с ощущением смертельной опасности подавляет человека мгновенно, шокируя его и, даже, лишает возможности управлять своим телом – двигаться.
Но это еще полбеды. Страх может в одно мгновение лишить человека жизни, или навсегда поломать его судьбу, если он толкнет его на неправильные действия.
В качестве примера лучше привести военные стихи замечательной поэтессы Юлии Друниной, недооцененной в постсоветской России:
Когда забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули –
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
Его за этих двух лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что … смертью храбрых пали их сыны.
Здесь в стихах Ю. Друнина коснулась другого вида страха – коллективного, т.е. паники. Как-никак, а двое – уже коллектив.
Последствия паники непредсказуемы. Она может привести к тяжелым потерям. Потому что, при возникновении паники, люди бегут, не зная куда и зачем! Поэтому недопущение паники в экстремальных ситуациях – всегда было одной из основных обязанностей любого руководителя.
Но есть и другие виды страха. Например страх за свое здоровье, часто необоснованный. Иначе говоря, мнительность. Человек несет повсюду с собой этот страх, как тяжелую ношу, медленно убивая себя.
Но, есть один вид страха, который невозможно и не нужно преодолевать. Это страх за своих детей и близких. Он должен трансформироваться в дополнительную заботу о них и всё!
Вывод: надо быть бесстрашным. А бесстрашие вкупе с вдохновленным трудом выливается в подвиги.
Поэтому, возвращаясь к лозунгу М. Горького, сказанному героиней его рассказа: «В жизни всегда есть место подвигам!» можно было бы добавить: … «всегда и для всех!» Старуха Изергиль этого не сказала, но имела это ввиду, как и сам автор.
Давайте уточним, а что такое подвиг?
Понятно, что при боевых действиях на фронте это может быть одномоментный боевой успех или долговременная успешная боевая работа. Для определенных специальностей пожарных, спасателей, полицейских (так и хочется сказать: милиционеров), работников спецслужб, врачей … в любой момент может возникнуть обстановка, требующая совершения подвига.
Но, подвиги суждено совершать и всем простым людям. Женщина-мать, вырастившая и сумевшая правильно воспитать хотя бы одного ребенка, в семье или в одиночку, уже является героиней.
Человек, получивший образование, освоив профессию, создав семью и воспитавший детей, а так же проработавший успешно несколько десятилетий и достигший в своей профессии высокого мастерства, также, по совокупности своих деяний является героем.
Но есть особые, исторические случаи! Превосходящие все, что нам известно!
Я имею в виду массовой трудовой героизм русских (советских) женщин во время войны, ковавших оружие Победы на заводах, трудившихся на колхозных полях, давая России и Армии хлеб, работая в школах, больницах, на транспорте и так далее. Это был бесконечный труд длиной во всю войну и далее, потому, что после Победы надо было еще восстанавливать страну. Но «после» было уже легче, потому, что с фронта пришли мужчины – мужья, отцы, сыновья – которые снял ордена и медали с гимнастерок и встали к станкам, или взяли в руки каменщицкий мастерок …
Неисчислимые народные силы, трансформировавшиеся во вдохновенный и бесстрашный труд на фронте и в тылу, несколько раз подряд спасли страну:
- когда победили в войне;
- когда восстановили страну;
- когда освоили атомное оружие и предотвратили третью мировую.
И в настоящем, и в ближайшем будущим спасти Россию, также, как и раньше, может только массовый вдохновленный и бесстрашный труд – по всей России и в зоне СВО.
При этом, понятно, что жизнь в Советском союзе в наибольшей степени была способна облегчать человеку обретение вдохновения и освобождение от страха.
Этому способствовали высокие гуманистические идеалы общества и сама повседневная практика, которая представляла собой успешное претворение этих идеалов в жизнь.
Спрашивается, а способствует ли тому, о чем мы говорим обстановка в западных странах, да и в самой России?
В расколотом и несправедливом обществе это не возможно!
Значит, для поступательного развития России, есть необходимость вернуться к той жизни, которая позволяет обретать вдохновение, освобождаться от страха и совершать подвиги в массовом порядке.
Свидетельство о публикации №224020701097