Дневник Лизы Дьяконовой. 1891 год
По большей части население на территории РФ вынуждено целыми днями пропадать на работе, чтобы заработать себе и своей семье на пропитание.
История жизни Лизы Дьяконовой стала знаменитой потому, что эта девушка была неординарной и самобытной, и это сразу чувствуется из её слов.
Интересно, каким образом её дневники дошли до нас и кто решил их распечатать и опубликовать?
Я читаю издание 2004 года издательство Захаров. Москва.
из серии "Биографии и мемуары"
Мне посчастливилось найти эту книгу в библиотеке города Санкт-Петербург.
Она совсем новая. Странички ещё до сих пор пахнут типографией.
Судя по всему, её почти никто не брал в руки.
К сожалению, я могу перепечатать лишь малую долю её мемуаров, хотя книга состоит из 478 страниц.
Мне просто не хватит времени и сил, потому что глаза устают.
Но я старалась отыскать что то интересное и необычное в её повествовании.
***
"На большой равнине, где-то в средней полосе России, меж зелёных лугов, затерялся городишко Нерехта. Люди настроили себе крошечных домиков, живут в них, спят спокойно...
А ночь величавая смотрит с неба на землю, покрыв её темным покрывалом, и люди кажутся маленькими чёрными точками... Тоска, тоска страшная...
Как ни думай, а человек - муравей, нуль, ничто, несмотря на всю его премудрость, все науки и изобретения. И с таким приятным сознанием придется прожить всю жизнь, до смерти ...
Я нередко думаю, отчего я не родилась принцессой или от родителей, принадлежащих высшему свету? О, тогда бы мне можно было возвыситься! У меня есть два желания , и одно из них - попасть в этот заколдованный круг, знакомый мне лишь по газетам и мемуарам...
Нет, довольно думать о том, что никогда не исполнится: ты будешь монахиней с четками в руках и псалтырем на аналое своей кельи...
А до монастыря, то есть до старости, надо много трудиться и учиться..."
Лиза Дьяконова, 15 лет
"Скверное впечатление производит Москва летом: пыльный воздух, грязно, шум.
На улицах вывесок столько, что я удивилась, где же живут покупатели для такого множества магазинов? Нет почти дома без вывески, часто очень неграмотной. От прежней, древней Москвы, столько раз описанной в романах, не осталось камня на камне - это другой город, выстроенный на месте старого. В одном стихотворении сказано: " Москва, как много в этом слове для сердца русского слилось".
Это правда, но вид Москвы с её летней духотой, суетой и шумом не способен возбудить на малейшего чувства. Только входя в Кремль, невольно проникаешься благоговением: там везде тишина, все соборы дышат чем-то спокойным, давно минувшим. Невольно вспоминаешь, чем была прежде Москва, какие в ней совершались события, и ниже склоняешься перед какой-нибудь иконой в сознании своего ничтожества ".
6 июля 1890 год
'Читаю теперь Надсона. Модный поэт, его любит вся молодежь.
Начитавшись критических этюдов Буренина, я смотрю на него с предубеждением. В сущности, Надсон не повинен в своей славе, раздутой десятками его поклонниц из маленького огонька в большой костёр. И так как вся его жизнь сложилась неудачно - он был бы без неё несчастлив. Получив плохое образование, он не знал корифеев иностранной литературы, был болен, беден, не особенно развит умственно - и среди всех этих несчастий ему протянула руку фортуна, он стал знаменитостью.
Его смерть оплакивали тысячи, и долго, может быть, в глухих захолустьях России будут жалеть молодого поэта сентиментальные провинциалы, изнывая над его стихами, тогда как прочие забудут, стыдясь своего увлечения таким поэтом...
Надсон - калиф на час. Час его пока ещё не пробил, конец, может быть, ещё не близок, но время сделает своё дело. Надсон - поэт чувства, это чувство так и сквозит, плещет через край в его стихотворениях. Он искренен - это несомненно. Искренность чувства, выраженного в гладких стихах, да ещё само положение Надсона, по-моему, главным образом и положили начало его славы. От избытка чувств он даже не ставил заглавий над стихами...
Стихотворения Надсона отчаянно молоды, чересчур, до смешного.
В них нет железной силы, которая придаёт красоту стиху.
Он примиряет, но сам не может поднять руку с оружием - к него нет для этого мощи. Изящное по задушевности тона стихотворение "Страничка прошлого" напоминает личность поэта, и не в его пользу: сразу вспоминаешь, кто написал эти стихи, и другие читаешь уже осторожно, не увлекаясь. Оттого так приятно среди бездны этого "чувства" наткнуться на стихотворение вроде "Песни Мефистофеля": кажется, что писал его другой поэт, только не Надсон...
В заключение скажу, что посмертные стихотворения за малыми исключениями не следовало бы печатать, почти все они состоят из десяти строк и все не окончены.
Мастерски написанное одно стихотворение Полонского - "На смерть Надсона" - лучше всей поэзии поэта. Читая это произведение одного из Мафусаилов современной русской поэзии, чувствуешь не рифмованное нытье, а глубокое сожаление старца о даров том юноше".
4 августа 1890 год, Лиза Дьяконова 15 лет.
"Экзамены кончились, и всеми нами овладело какое-то грустное настроение.
Не было и тени радости. Нам было грустно, оттого что скоро придётся расстаться друг с другом и многим из нас вступить в жизнь. Это вступление в настоящую жизнь не для всех приятно, главное же - никто из нас не знает, что кого ждёт впереди.
И теперь всем было как-то тяжело и скверно.
Заглядывая глубже, можно думать, что нам было бессознательно грустно от неясного предчувствия ожидающей нас будущности. Эта будущность темна.
Поприще наше, к которому нас подготовляли, трудно и неблагодарно и непосильно многим из нас.
Мы проживём - и не останется от нас на земле даже камня, по которому могли бы узнать о нашем существовании.
Нам предстоит тёмная, безвестная жизнь.
Вот уж справедливо можно сказать: "Над миром мы пройдем без шума и следа"...
18 мая 1891 год. Лиза Дьяконова 16 лет
"Сегодня мне П. объяснила всё для меня непонятное, и я впервые в жизни узнала столько гадости и мерзости, что сама ужаснулась.
Она мне объяснила смысл слов - "изнасиловать", "фиктивный брак", "проституция", "дом терпимости "... Это ужасно мерзко, отвратительно...
Так вот в чём состоит любовь, так воспеваемая поэтами!
Ведь после того, что я узнала, любовь - самое низкое чувство, если так его понимают ...
Неужели Бог так устроил мир, что иначе не может продолжаться род человеческий?.. О позор, стыд, унижение! Как их мне жаль! Лучше бы им не родиться никогда ... Ведь это - ужас! У меня теперь точно глаза открылись.
Бог всё премудро устроил, но из этого люди сумели сделать величайший, безобразнейший из грехов.
Он справедливо наказывает таких людей страшными болезнями, и болезней этих не надо лечить, это наказание.
Но где же нравственность? Где священники и церкви?
Просто голова кружится... "
Лиза Дьяконова 16 лет
"Жизнь моя - полнейшее однообразие, утомительная, монотонная...
Всему причиной мать: она губит мою молодость, она затягивает меня в болотную тину своего болезненного существования. Теперь меня держат взаперти.
Нет, это невозможно! Кажется, что не хватит сил для такой жизни..."
30 октября 1891 год
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №224020701167