Дорогу осилит идущий III

               

                «Право есть искусство добра и               
                справедливости»
               
                Латынь


                Ну что же, продолжим путь, дорогие читатели. Будем размышлять о Праве, которое, по моему пониманию, появляется у человека с рождением и сохраняется после смерти. Томас Джефферсон сказал: «Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла». Голосую двумя руками, но вы читали большинство законов нашей страны, скажу вам, это нелёгкий труд. Особенно  касается Таможенного и Налогового Кодекса страны, далее не буду перечислять, они словно писаны для того, чтобы по их прочтению никогда не было однозначных трактовок и чтобы не дай Бог, кто-то мог в них разобраться. А для чего это сделано, догадайтесь сами? Я не собираюсь сейчас заниматься анализом законов, просто скажу своё мнение. Без всякого ущерба можно толщину этих «талмудов» уменьшить на 70%, не навредив содержанию. Но вернемся к теме разговора.  Прежде всего, нужно понять смысл этого слова, его значение. В основу права человека как такового заложены две ценности – человеческое достоинство и равенство, из которого вытекают другие ценности: свобода, уважение, терпимость, справедливость, ответственность. Право человека неотъемлемо, универсально, взаимосвязано и взаимозависимо. Право одинаково относится ко всем: старым и молодым, богатым и бедным, чёрным, белым, жёлтым. Не знаю, кому принадлежит эта мысль, но она в точности отображает смысл права: «право подобно Природе, потому что его можно попирать и подобно Духу, потому что невозможно разрушить».
       О праве человека есть в своде законов царя Хаммурапи (Ирак - 2000 лет до нашей эры): «Когда с Верхнего или Нижнего Нила приезжает проситель, сделайте так чтобы всё проходило в соответствии с законом, чтобы был соблюдён обычай и уважались права человека». Хартия царя Кира, написанная в 539 году до нашей эры, признавала право на свободу и безопасность, религиозную терпимость, свободу от рабства и свободу передвижения. В учении Конфуция, 500 год до нашей эры, принимался принцип «рен», в основе которой любовь к людям: «Не желай другим того, чего себе не желаешь». Степное право кочевников, в основе своей оставалось незыблемым тысячелетие, претерпевая изменения в зависимости от требований времени. Заложено оно было в период формирования империи гуннов ещё до нашей эры. В основе степного адата выстраданная и проверенная временем, очень жёсткая концепция справедливости народа воина. И вокруг этого выстраивалась архитектура кочевого пути, которая конкретно у казахов вылилась в степные уложения ханов Касыма, Есима и Тауке. Исламская концепция прав человека опирается на Коран и Сунну. Именно Пророк Мухаммед есть предвестник и создатель исламской правовой концепции, которую он начал формировать и осуществлять на практике с момента прихода к Аллаху. Его дело продолжили правоверные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Право принадлежит каждому индивидууму и в то же время оно общественно. Без общества и государства право теряет свой смысл. Потому что его некому будет нарушать, и не будет смысла защищать. Перед Богом, человек, возможно, будет защищать своё Право, всего лишь единственный раз, и адвокатов у него не будет. В смысле Корана Всевышний заложил наше право защиты в Судный день и чётко определил его нравственные каноны. Казалось бы, как же они просты и легко выполнимы, но именно в этом и сокрыт их сакральный смысл. Очень малое число людей в состоянии их исполнять, это, несомненно, дар свыше, и не каждому дано его нести. Стоит вам приглядеться к людям, и вы  поймёте, какая же тяжёлая  ноша, быть искренне верующим человеком. Увы, большинство хоть и пытаются искренне верить в Бога, принимают это как какое-то обязательство на всякий случай. В глубине души понимая это, они, тем не менее, с упорством продолжают это делать. Но ведь невозможно обмануть самого себя, а пытаться обмануть Бога, это уже тяжкий грех. Приведу Суру Аль-Маиди аят 8, которая, по мою мнению, предваряет концепцию исламского права: «О, вы, которые уверовали! Будьте стойки Аллаха, свидетельствуя беспристрастно. И пусть ваша ненависть к кому либо не ведёт вас к пристрастию. Будьте привержены справедливости, ибо она ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах в том, что вы творите». Как я понимаю этот аят: те, кто уверовали в Бога, должны понимать, что не только несут ответственность перед Богом, но и делают его свидетелем своих поступков и, попирая требования исламского права, «делают Аллаха своим соучастником». Вот почему не нужно играть с Всевышним, в надежде, что вас «пронесёт, и вы будете в шоколаде». В качестве примера, конечно, это моё личное понимание, приведу нашего первого Президента Н.Назарбаева, который в какой-то момент решил «поиграть игры с Всевышним». Чем они закончились? Вы знаете, он не только зачеркнул то доброе, что сделал, он просто «перечеркнул» жизнь своих потомков, близких и друзей. Ведь они все сопричастны тому, что он творил, и на века не отмоются. Разве можно нормально жить, будучи проклятыми своим народом? Как с ними поступит Всевышний, нам не известно, но мы точно знаем, что  Он провозгласил. Я бы к концепции исламского права добавил: «Все люди, бойтесь того, что скажет о вас народ, бойтесь его памяти, она жива, пока жив народ».
       Основополагающие права человека оговорены в Коране, которые дополняет Сунна и исламская правовая концепция, принятая мусульманскими странами в 1981 году Всеобщая исламская декларация прав человека и 1990 году Каирская декларация по правам человека. То, что в Коране можно выделить как нормы, вокруг которых строится система исламского права как таковая. Итак, прежде всего это право на жизнь: «И не убивайте друг друга. Воистину Аллах милостив к вам». Далее, как мне мыслится, по степени важности: право на справедливость, право на честь и достоинство, право на безопасность, права детей и родителей, право на помилование и прощение ошибок, право на равенство, право на личную жизнь, права сирот и обездоленных, право на свободу, на труд, на создание семьи, право собственности, право на размышления, на вопросы, право свободного передвижения, право на природные ресурсы, права родителей и родных. Не один здравомыслящий человек не будет даже возражать против довольно очевидных истин, которые переданы нам более около 1400 лет назад, часть из них была изложена ещё до появления Пророка Мухаммеда, в книгах ниспосланных Всевышним, до них в древних верованиях народов Земли и дополнялись в течении тысячелетий, исходя из практики развития человеческих цивилизаций. Как я понимаю, многие «нововведения» на уровне права человека, принимаемые государствами на современном этапе, приходят в прямое противоречие с тем, что предписано Всевышним. Особенно это касается возведение в состояние «богоугодного» человеческих пороков и болезней, таким образом, люди придут к тому, что педофилию будут считать нормой, а там недалёк тот шаг, когда это станет – правом. Как на западе стали правом однополые браки, более того католическая церковь дала право на их благословение, тем  самым, по моему мнению, отвратив себя от Бога. Ведь то, что они делают, в долгосрочной перспективе приведёт к вырождению разнообразия народов и наций. И непременно скажется на биологической выживаемости человечества.  Из всего вышесказанного следует вывод, что основы права, изложенные Всевышним, являются общечеловеческими ценностями и не противоречат другим религиозным представлением о праве как таковом, то есть они являются фундаментальными и достаточно правоприменительными в любом государственном строе. То есть они в принципе не противоречат основным светским правам, оговорённым в законах того или иного государства. Поэтому и религия и государства могут вполне мирно сосуществовать, что доказывает и современная реальность. И лично каждого индивидуума не терзает противоречия, которые естественно есть в религиозном и светском праве, поскольку общечеловеческие права и ценности были едины на протяжении многих веков. В принципе, морально я готов принять исламское понимание права и жить соизмеримо с этим. Но готов ли я принять, по моему пониманию, основополагающее противоречие между Правом и утверждением в Коране о том, что все – верующие и неверующие являются рабами Бога? Для меня этимология слова «раб» и её историческая и моральная составляющая означают только одно – бесправие, чужая собственность, у которой априори не может быть прав. Над ним только одно право, право Господина (кто бы он ни был), что не может быть приемлемым для человеческой сути, как божественного творения. Мне кажется, здесь не было заложено противоречие изначально, исходя из исторического контекста того времени, того развития человека в начале седьмого века, когда был ниспослан Коран. Но время и её историческое и реальное воплощение земного течения жизни изменили не только человека, но и возможно Бога, тогда нельзя отрицать появление нового откровения, новой «Книги», поскольку Всевышний это уже делал. Тому свидетельство ниспосланные: Тора (Таурат) – Мусе, Псалтырь (Забур) – Давиду, Евангелие (Инджиль) – Исе, Свитки (Сухуф) – нескольким пророкам и Коран ниспосланный пророку Мухаммеду.
           Остановимся на последней ниспосланной Книге Всевышнего. В 93 аяте Суры Марйам сказано: «Каждый, кто на небесах и на земле явится к Милостивому только в качестве раба». Здесь мои размышления и моя логика упираются в стену, которую я не могу пройти. Как же миллиарды ушедших в мир иной, которые не принимали веры в Аллаха, следовательно, не могли быть «рабами Божьими», они что «прямиком» в ад? Или их всех простили? Если всех без исключения прощают, значит, теряется смысл Права человека как жизненная необходимость. Значит,  религиозные воззрения теряют свой смысл. Иногда на фоне того, что творится в мире, и как откровенно попираются Заповеди и человеческие ценности, это выглядит вполне реалистичным. Естественно, это дело не одного десятилетия или столетия, но, по моим ощущениям, мир движется в этом направлении.  Я размышляю с точки зрения человека, наделённого Правом, который хочет понять, что от него хочет Всевышний, создавший этот мир таким, какой он есть. Ведь в этом мире всё от Него, и добро, и зло. Нет двух создающих сущностей, есть только одна – Бог. Во всём этом, как мне мыслится, столько противоречий, что мало кому удаётся разобраться в их сущности. Но принцип: не думай, а веруй, явно не для меня. Тут разум с душой никак не могут «договориться». Говорят, к каждому Бог придёт в своё время, но ведь ожидание тягостное бремя. Возможно, наступит момент озарения, буду продолжать идти вместе с вами, чтобы понять логику рассуждения, изложенную в Коране и понять себя. В Суре Преграда, 179 аяте сказано: «Мы сотворили для Геенны много джинов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудившимися. Именно они являются бесконечными невеждами». Трудно это принять,  и не понятно, что я должен увидеть и услышать и, в конце концов, уразуметь сердцем?  Что «вселенское зло», которое творится, когда умирают невинные дети, женщины, старики только для того, чтобы люди искупили и пришли к Богу?  Или я неправильно понял Суру Пророки 35 аят: «Каждая душа вкусит смерть. Мы испытаем вас добром и злом ради искупления, и к Нам вы будете возвращены». Но в тексте нет никого явного противоречия и он довольно прост, чтобы сказать, что смысл искажён при переводе. Я этого не могу принять, если это «Зло» только ради того, чтобы вернуть заблудившихся. Что - то ускользает, не могу уловить в каком ином контексте должен принять данный аят. Мы люди цивилизации Степи, кочевое племя, имеющие тысячелетнюю историю, в которой при всей суровости среды обитания, прагматичности и жёсткости взаимоотношений, всегда царила Справедливость как высшее мерило отношений между племенами и родами. Основное бремя ответственности несли мужчины, поэтому мы не можем ни душой, ни разумом принимать уроки «злом, убивающим безвинных», которые не могут защититься. Я взял эти слова в кавычки, потому что понимаю это зло и в практическом, и философском смысле. Мы люди, в смысле человеческая цивилизация несём ответственность за это «Зло», сколько бы нас не убеждали в том, что всё от Бога. Конечно, все в разной степени, но ВСЕ! Не об этом ли Суры Корана? Мне думается об этом. Тогда приходится констатировать, как же мы все далеки от Него. И хотя людей Его Книг очень много, человечество не стало ближе к Богу, как мне видится. Мы удивительно легко превращаем всё религиозное в некий фетиш, своего рода «моду», заменяя внешней атрибутикой её внутреннее содержание. В этом легко убедиться, если внимательно наблюдать за людьми. Всё продолжаем играть игры, кто-то - понимая, кто-то - не понимая, уж точно не осознавая последствий. А последствия у нас перед глазами.
         Резюмируя вышесказанное, могу лишь сказать, я то уж точно не стал ближе к Нему,  хотя  осознание содержания многих аятов  Корана иногда давало мне просветление и понимание, но тут же я обнаруживал, что моя душа и разум бунтуют и не принимают тех противоречий, которые заложены в аятах, по моему уразумению. Возможно, это моя «слепота и глухота», но это моё понимание Корана, моё право размышлять и задавать вопросы в соответствии с тем, что Всевышний мне это право предоставил. И моя правда - не истина последней инстанции, но мой разум и даже скорее  душа готова её отстаивать. Это моё Право. Это Право каждого этим воспользоваться или отмахнуться. Кому как легче, но неприемлемо не понимать и безоговорочно принимать. Это называется лицемерием и очень тяжким грехом, и до добра это точно не доведёт, и в личностном и общечеловеческом контексте. Но как говорят в народе: «пути Господни неисповедимы», продолжаем идти… Итак, уходим без шума и гама. Если что, мы - читатели. Место встречи не изменить.

               


Рецензии