автопортрет Рембрандта...

автопортреты Рембрандта…их много, около 60, в них – жизнь;
все они великолепны, мастерски исполнены,
достойны почитания и восхищения, 
но есть среди них один, из последних,
может быть, по крайней мере  для меня, самый значительный;
один из последних…
последний – прощание, уход, улыбка-усмешка на теми, кто не знает…
над кем, над чем?
над тупостью-глупостью, недомыслием?
навряд ли; к сатире Рембрандт не склонен, обличать никого не обличал;
кому и зачем улыбка-усмешка?
сочувствие-сострадание – жаль, что вы не знаете…
что мы не знаем?
надо обратиться к одному из предпоследних автопортретов,
в котором, хотя это и невозможно, Рембрандт сказал  -  всё…
выстроив, вывесив все автопортреты в хронологическом порядке,
мы увидим летопись жизни,
живописный роман, очень объёмный и глубокий;
оставим один из последних автопортретов
и там в предельно сжатой и очень ёмкой форме будет –
вся человеческая жизнь;

давно не листал альбом, давно,
а тут случайно,
а есть ли что-то случайное
в этом весьма приблизительном и случайном мире,
открыл лист с автопортретом и – застыл…
вглядывался и вглядывался минуты и минутой, и не мог оторваться,
что-то вроде озарения посетило –
я его слушал, я его слышал…
какой же это добрый, мудрый, бедный старик!...
но старик ли он? бедный ли он?
даже в последнем автопортрете - ветхий, разваливающийся,
но – улыбающийся,
живой…
вся ветхость, дряхлость, изношенность, старческая немощь –
это всё внешнее, преходящее;
он – с нами;
он –остаётся;
он – никуда не уходит;
я его слушаю,
я его слышу…
как он мудр, сострадателен, человечен, одухотворён;
как он велик…

ступени восхождения –
«Возвращение блудного сына» -
завещание;
не указание, не нравоучение –
понимание-прощение…

тёплое облако накрывает, объемлет меня;
медленная, спокойная, раздумчивая речь –
слушаю и слышу его;
и что удивительно, и странно,
и так обыкновенно при встрече с добрым человеком:
он слушает и слышит меня…
нет, никуда мои горести-печали, заботы-тревожности не уходят,
но душа моя –в умиротворении – утишается…
утишается…
и золотистый свет вкруг меня… 
сострадательность, волнительная сострадательность
во мне и вкруг меня…
добрые люди, родные-близкие…

для художника, для творца «богачество» вредно, как вреден шумливый пузырь-успех – надуется, лопнет, исчезнет;
не богатство само по себе плохо, вредно, а важно,
что впереди стоит или сам поставил творец – деньги или творчество;
в нынешнее время странно об этом говорить,
но и нынешнее время пройдёт, что останется?
о чём же пишет Рембрандт?
был счастлив, потерял любимую Саскию,
был успех, много учеников и заказов;
по прошествии времени заказов всё меньше, ученики ушли,
дом описали, имущество продали за долги и переселился он в еврейский квартал на бедное существование;
да, была Хендрикье, был сын Титус;
не осталось никого…
и если рассуждать практически, что он, не мог пойти на поводу у заказчиков?
ведь он – Мастер! всё он – в силах!
ну напиши, как им хочется, не убудет!
да не мог он!
ему - истина – открылась,
он – прозрел, свет – увидел,
заворожило его мерцающее свечение, обрёл духовное видение,
пред которым внешнее – ничто;
отец в «Возвращении…» - слепой, он светом любви видит;
и вот этот невидимый свет Рембрандт делает явью,
и разве возможно ему – прозревшему – отказаться от света
ради преходящего?
конечно, минимум необходим; пить-есть, крыша над головой, материалы и место для работы, остальное – суета, сбивает с толку…
никаких параллелей, но всё же –
Лев Николаевич Толстой;
всегда мне было «обидно» за Льва Николаевича:
всё-то над ним за его толстовство насмешечки устраивают:
вот надумал от всего отказаться и подался в крестьяне;
он землю пахал не от того, что больше заняться нечем,
а от глубокого осознания, что все мы живём только потому,
что кормит нас – крестьянин, что всё остальное – потом,
что не потопаешь – не полопаешь;
совестливый был мыслитель и человек
не просто, ох как не просто дался ему уход из дому и отказ от привычного образа жизни…
есть что-то общее между Толстым и Рембрандтом?
каждый из них по-своему прозрел;
Рембрандт в искусстве провидел истину;
Толстой искусство в последние годы жизни по сути дела отрицал;
но и тот и другой пошли на разрыв с устоявшимся образом жизни,
ради истины пошли, за истиной пошли;
Рембрандт как и Толстой «отказался»;
Рембрандт, не знаю, сознательно или бессознательно, отказывается от дороги накатной и сулящей успех и благополучие;
ради чего?
ради – Света…

рассеянный мягкий свет,
из глубокой тени -лицо и руки,
то, пастозные, то акварельные лёгкие мазки,
цельные в своём свето-цветовом звучании, 
чудная светоносная лепка -
непостижимая глубина раскрытия невидимой,
внутренней жизни человека,
его бытия;

свет-цвет-тень,
красно-коричневая скупая гамма,
великолепная пластика,
богатство оттенков и нюансов;

почему я слышу речь?
взгляд мой постоянно перемещается по изображению,
а там десятки и десятки светотеневых переходов  -
мазки приобретают подвижность, они – в постоянном изменении, -
портрет оживает…
Рембрандт – живой…
один из последних автопортретов Рембрандта…
живая речь доброго, мудрого, богатого человека –
свет глубокой человечности,
духовной общности и сострадательности людей…


Рецензии