Что можно узнать из фольклора

Фольклор, а, точнее, сказки и какие-то детские истории, пусть даже и современные позволяют прочувствовать основные глубинные ценностные ориентиры, присущие людям, принадлежащим к определенной культуре. Также, если оценивать произведения, созданные при поддержке государства, можно понять, что хочет видеть государство в своих гражданах, каких людей оно воспитывает.

Очень многое можно увидеть, если знать, куда смотреть. И в этой связи хотелось бы рассмотреть два примера. К сожалению, долгий поиск в интернет не увенчался успехом: так и не удалось найти обложку одной детской книги про первый учебный день советского первоклассника. Может быть, кто-то узнает по описанию эту книгу и напишет в комментариях, как она называется.

Итак, на обложке той книги изображены два школьника: девочка и мальчик. Они идут домой из школы. Мальчик, скорее всего, провожает девочку домой. Перед ними собачка. Маленькая такая, милая. И собачка лает на школьников. Мальчик защищает девочку, та стоит за мальчиком, прижавшись к стене. Собачка маленькая, лохматенькая и совсем не страшная. Вот примерно, как на этих иллюстрациях к статье.

И сколько сразу смыслов скрыто в иллюстрации.

Мальчик защищает девочку. Мальчик - это архетип защитника. Он не должен обижать девочку, он должен ее защищать. Девочка может рассчитывать на помощь мальчика, он ее защитит.

Оба ребенка веселые и добродушные. С цветами. У них праздник. Школа - это праздник, осень - это праздник. Жизнь - это праздник.

Даже зло на иллюстрации добродушное. Собачка, вроде бы, и лает, но такая добрая, лохматенькая и безобидная. Так и кажется, что она не укусит, просто лает для порядка, чтобы было, что изобразить на обложке книги.

И это правильно. Зачем детям сталкиваться с настоящим злом? Правильные посылы. И все это видно из одной только обложки книги.

А теперь давайте разберем другую историю, которую удалось не так давно прочитать. Это - продукт современного творчества, но он отражает архетипичные черты личности одного народа (не будем указывать пальцем).

В произведении упоминается некое сказочное существо, которое живет где-то у леса. И питается этот сказочный мужичок ягодами, что растут на земле. И когда путники подходят к нему, он злобно заявляет им, что все вокруг его - личное! И брать это нельзя. И грубит он гостям, требует не прикасаться и не трогать плоды.

А путники говорят, что пришли в гости и принесли сказочному мужичку всяких гостинцев, умаслили его, все ему дали-подарили. И тогда мужичок стал добрый. Даже угостил чем-то гостей, но сказал, чтобы в следующий раз приходили с подарками-гостинцами еще.

Вы чувствуете, что здесь совсем другие смыслы заложены? Здесь уже просвечивает индивидуализм, собственничество, расчет, корысть и жадность.

Я буду добрым, только если ты мне что-то дашь. А так - все мое, не трогай! И не нужны мне никакие гости, если они мне что-то не дадут. Здесь нет искренности, нет бескорыстной доброты и самопожертвования.

Совсем другая история.

Сравните это с поступком мальчика, который защищает девочку от собачки. Он делает это от чистого сердца, по зову души, потому что так правильно, а не потому что ему за это что-то будет.

И вот в таких нюансах проявляется сущность людей, явлений, культуры, мира.


Рецензии