7. ЗИНА

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.

ЗИНА

Иванова Зина – белокурое, голубоглазое нарядное создание. Она вся – не здесь и не сейчас. На слова воспитателя, в том числе обращённые лично к ней, никакого внимания не обращает. При этом вроде бы слышит, но вот понимает ли – неизвестно.

Когда все дети моют руки, Зина ходит по периметру ковра, сосредоточенно глядя под ноги. На ковре выткана кайма шириной сантиметров двадцать, вот по ней Зина и ходит кругами, ставя ноги одну перед другой и не наступая на края.

Если её с уговорами берут за руку и приводят в туалетную комнату, она, как кукла, стоит перед умывальником. Кран не откроет, мыло не возьмёт, руки не намочит. Не умеет? Не хочет? Говорят, учат, показывают, делают вместе с ней каждый день по нескольку раз. Результата – ноль. Остаётся только самим вымыть и вытереть ей руки. Где висит её полотенце, какой горшок её, где она сидит за столом – не знает. Или не помнит. Знает только свой шкафчик в раздевалке и кроватку в спальне.

Когда все идут в туалет, стоит посередине в полном недоумении. На унитаз смотрит, как на новые ворота, горшок сама взять не в состоянии. Ладно, в очередной раз показали, где стоит её горшочек, какого он цвета, какая на нём картинка, посадили. Сидит. Подняли – пусто. Вымыли руки, пошли за стол. Если не отвести за руку из туалета до стола – придётся снимать с орбиты ковра. Посадили за стол. Ест, кстати, она хорошо. Причём, всё. И много. Съест в своей тарелке, спокойно берёт из чужой.

Все ребята едят, Анна Яковлевна ходит между столами, помогает, следит за порядком, что-то приговаривает, хвалит. Няня тоже помогает, уносит пустые тарелки, приносит второе. Всё хорошо.

Вдруг раздаётся журчание, и расползается противный запах. С Зининого стула на пол течёт вонючий ручеёк. Зина при этом спокойно продолжает есть. Она вообще не обращает внимания на то, что происходит у неё под юбкой. Девочки, сидящие с ней за столом, говорят «Фу-у-у!», морщат носы, отодвигают тарелки на середину и сами отъезжают на стульях от стола. Вслед за ними это повторяют другие дети.

Что делать? Не все ещё съели суп, лишь некоторые приступили ко второму. Объяснять, что ничего страшного, всё нормально, пахнет совсем не противно (а у Зины часто понос) и нужно продолжать обедать? Один раз в ответ на эту сентенцию Егор, у которого вообще-то проблем с туалетом нет, замер с ложкой в руках, напрягся и тоже напрудил в штаны. После чего вскочил со стула и стоял, трясясь, в мокрых штанах, пока его не помыли и не переодели. После Зины.

Поскольку такое случается регулярно, а состав персонала бывает разный, перепробовали разные варианты.

Няня успокаивает детей, придвигает их обратно к столам, уговаривает есть дальше, хотя её саму тошнит. Но нельзя оставить детей голодными. Нельзя, чтобы осталось такое количество еды, как она это объяснит?

Кто-то послушно ест. Кто-то категорически отказывается. Кто-то уже вскочил из-за стола. Хорошо, если не наступят в лужу и не растащат по всей группе, особенно по ковру.

Если работает Анна Яковлевна, она возьмёт мытьё Зины на себя. Если смена Вероники Эдуардовны, то мыть придётся Нине Ивановне, потому что молодая амбициозная Вероника считает, что это работа няни.

Но легко сказать – помыть. От обеденного стола до туалетной комнаты Зину нужно как-то доставить через всю большую группу, застеленную огромным шерстяным ковром, купленным на деньги родителей. Юбка, колготки, сандалии Зины пропитаны зловонной жижей. С неё буквально капает. Значит, надо её чем-то обернуть (чем?), взять на руки (чего она терпеть не может и будет брыкаться) и нести. Там поставить в ванну, раздеть, помыть (а она будет визжать, словно её режут), вытереть, переодеть. А перед этим ещё найти в её шкафчике запасную одежду. Она, правда, есть всегда. Но как-то очень странно – то четверо трусиков и ни одних колготок или носочков, то, наоборот, несколько носков и колготок и совсем нет трусов.

Пока Анна Яковлевна приводит в порядок Зину, Нина Ивановна, продолжая разговаривать с детьми, протирает пол и стул, который сразу уносит тоже в ванную, чтобы потом отмыть как следует.

Если Зину моет няня, Вероника Эдуардовна уводит детей в спальню и закрывает дверь. Она не может заставлять детей есть в присутствии туалетных запахов. Тем более, что отвечать за большое количество оставшейся еды не ей. Тогда получается, пока няня занимается с Зиной, пол и стул пропитываются отвратительным запахом, столы стоят неубранные. Окна открыть нельзя. В любой момент может войти заведующая, медсестра (если вдруг она случайно в саду), какой-нибудь проверяющий, родитель, решивший забрать ребёнка пораньше. И застанут такую неприглядную картину. И не примут никаких объяснений.

Дети перед прогулкой в туалете. Зинин горшок опять пустой. Никакие уговоры, слова не помогают. Идут в раздевалку. Зима. Трёхлеток больше двадцати человек. Одежды у каждого – куча. Хорошо, почти каждый день приходят по собственной инициативе помогать их одевать то музыкальный руководитель, то тренер Валентина, то завхоз, то уборщица Надя. Зина сама не одевается. Вываливает всё из шкафчика, топчется по одежде, выудит шарф или шапку и играет с ними. И сколько раз бывало – только её полностью оденут, только все в нетерпении построились у двери – вдруг от Зины запахло или потекло. Воспитатель выходит с детьми на улицу, а няне достаётся обмаравшаяся Зина. Няня её раздевает, тащит мыть, переодевать, упаковывает грязное в два пакета, чтобы не воняло на всю раздевалку, снова одевает для прогулки и, накинув пальто и сунув ноги в сапоги, выводит из здания, за руку доводит до участка и передаёт воспитательнице.

Бывает, что описается в раздевалке или на прогулке, в толстом непромокаемом комбинезоне не заметно, а сама она никак не подаст вида. Значит, так и гуляет. Бывает, воспитательница учует запах на улице, если Зина обкакается, и звонит няне. Няня при этом занята – пылесосит ковёр, моет пол, туалет, меняет постельное бельё, получает обед, дел полно. Но приходится всё бросать и разгорячённой выскакивать на улицу за Зиной. И опять всё по новой – раздевать, тащить, мыть, вытирать, переодевать и присматривать, пока не вернётся вся группа. И окна закрывать, и кварцевую лампу выключать, потому что в группе ребёнок. Обязательное проветривание и кварцевание отменяются. И свои обязанности тоже никто не отменял.

Такие казусы случались и на музыкальном занятии, и на утреннике. Виноваты всегда были воспитатели. Детей же надо было высаживать на горшок!

Мама у Зины молодая, красивая, всегда с причёской, нарядно одетая. Она приветливая, с дочкой ласковая, абсолютно безмятежная. Она считает, что с Зиной всё в полном порядке.

Ей говорят, что дочка не контролирует туалет, не пользуется горшком, не просится – она говорит, что дома никаких проблем нет.

Говорят, опять обкакалась – спокойно отвечает: ну, там же есть запасные трусики.

Ей дают пакет с грязным постельным бельём – спокойно берёт, утром приносит чистое, глаженое.

Не спорит, не скандалит, ничего не требует, сдаёт деньги на всё, что придумает родительский комитет.

И вот, узнав из объявления, что начинаются занятия по плаванию, записала Зину в бассейн и сдала деньги.

Тренер Валентина, ядрёная громогласная рязанская баба, которая за словом в карман не лезет, примчалась в группу и начала кричать:

- Вы что? Куда эту Зину в бассейн? Она там обо…тся, а мне что делать? Кто будет воду менять и бассейн мыть? И за чей счёт? Девки, ну вы матери-то объясните, что ребёнка надо к горшку приучать!

- Нет, а что мы можем сделать? – недоумевали воспитатели. – Она записалась, деньги сдала, справку принесла. Про туалет она и слышать ничего не хочет, на голубом глазу говорит, что всё у её дочки в порядке. К заведующей надо идти.

Заведующей, Тамаре Теодоровне, оставался год до пенсии, и её единственным желанием было доработать этот год спокойно, без скандалов. Чего она и не скрывала.

И вообще, в последние годы её политика была проста: угождать родителям во всём, чтобы ни у кого не вызывать недовольства. По поводу Зины сразу сказала, что никаких оснований не брать её в бассейн нет.

На что Валентина пригрозила: если Зину приведут в бассейн, она сообщит всем родителям в группе, что их дети рискуют купаться в бассейне с какашками. Заведующая была в шоке от такого заявления, но заняла выжидательную позицию.

А мама как ни в чём не бывало в назначенный день привела Зину и принесла пакет с красивым купальником, полотенцем и шлёпанцами. И шапочка была, с дельфинами, и очки в сверкающей оправе.

Детей в бассейн повела няня, потому что занятие в их группе совпадало с утренней прогулкой. Записалась примерно половина группы. Так что воспитательница ушла со своей половиной гулять, а няня осталась с другой половиной, которую надо было полчаса развлекать, а потом переодевать в купальные халаты и шлепанцы, следить, чтобы все взяли свои вещи, вести на третий этаж, помогать помыться под душем, переодеть в купальники, сдать тренеру и быть там с ними всю тренировку.

Потом снимать купальники, снова мыть под душем, высушить волосы, собрать все вещи, надеть халаты, спуститься на первый этаж, в группу, убрать купальные вещи, переодеть детей в групповую одежду и каким-то образом получить обед.

А ведь половину группы трёхлеток, перевозбуждённых после бассейна, одних в группе не оставишь. А вот-вот придёт с прогулки вторая половина, и к этому времени столы должны быть накрыты к обеду.

Занятия в бассейне полностью легли на няню. Хотя, в общем, это в её обязанности не входит. Но по-другому никак не получалось. Если с ними в бассейн пойдёт воспитатель, то кто будет заниматься с остальными? Кто поведёт их гулять? Вариант, чтобы тренер приходила, забирала, сама мыла, переодевала и приводила, не прокатил – занятия шли с маленьким перерывом, одна группа не успевала выйти из раздевалки бассейна, как уже приводили следующую. И к тому же Валентина заявила, что она тренер, а не нянька, ей должны привести к борту бассейна полностью готовых для тренировки детей и после её окончания увести. Что происходит между тренировками, её не касается. И была по-своему права.

Когда ей привели Зину, она её в воду не пустила. Посадила на скамейку рядом с Ниной Ивановной. И предупредила, что та должна следить и, в случае чего, немедленно тщательно всё убрать и вымыть.

И сдержала своё обещание – рассказала родителям. Те всполошились – кому охота, чтобы свой ребёнок барахтался в какашках, да ещё и за деньги? С мамой разговаривали и просто, и официально, групповой чат просто дымился. Она не понимала – почему её ребёнку нельзя в бассейн? И пошла прояснить этот вопрос к заведующей. Заведующая её успокоила, сказав, что, конечно, Зина может посещать занятия так же, как другие дети. Родители пообещали занятия бойкотировать и потребовали вернуть деньги. Пусть Зина занимается одна. Заведующая испугалась конфликта с большим количеством родителей. К тому же, об этом узнали и возмутились родители из других групп, все же в одной воде купаются. А в старших группах занимались почти все, и многие дети уже хорошо плавали и бросать занятия не хотели, потому что Валентина, несмотря на резкость и грубоватость, тренером была отличным.

Заведующая, пытаясь избежать конфликта со всеми, придумала брать с собой в бассейн горшок и, если вдруг Зина в него покакает, после этого сразу пускать её в воду. Нине Ивановне пришлось брать горшок и сажать на него Зину. Но у Зины горшок никак не ассоциировался с испражнением, поэтому результата не дождались ни разу. Девочка спокойно сидела на горшке или на скамейке, смотрела прямо перед собой, болтала ногами, что-то себе бормотала под нос, иногда смеялась чему-то своему. Причём, её совершенно не интересовали дети, барахтающиеся в воде с мячами и разноцветными «макаронами», плескающиеся и хохочущие. И она нисколько не страдала оттого, что не с ними, не в воде. Она её словно и не замечала.

Ситуация была щекотливой. Замешаны были деньги. Мама платила и не знала, что дочка не купалась. И все боялись, что она узнает. Другим родителям говорили, что Зина не занимается, но они видели и слышали, что деньги внесены и вещи для бассейна мама приносит. Ей сказали, чтобы за следующий месяц она не платила. Она не поняла. Заведующая придумала какую-то акцию. Про акцию маме было понятно. Она обрадовалась и на сэкономленные деньги купила Зине ещё один красивый купальник.

А потом одна мама рассказала в раздевалке, что гуляла со своим ребёнком в парке, встретили Зину, и её мама проговорилась, что Зина вообще живёт в памперсах, а снимает их мама только перед садиком. Ей при оформлении сказали, что ребёнок должен быть без подгузника, в садике все пользуются туалетом, она и сняла с дочки памперс. Как велели. А придя домой, сразу надевает. И не понимает, зачем мучить ребёнка и её грязными штанами, когда есть памперсы.

Но, раз в саду такие странные порядки, она, как человек дисциплинированный, вынуждена им следовать.

                25.07.2020

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии