10. Пережиток прошлого в детском саду

МАРИНА ДАНИЛОВНА

В то время, когда другие воспитатели - по убеждению или вынужденно - разводят в своих группах всё больше демократии, либерализма и толерантности,
теряют свои последние права в обмен на новые обязанности, выплясывают немыслимые танцы с бубном перед не знающими берегов современными детишками и их распоясавшимися в край недалёкими родителями,
Марина Даниловна, не сдавшая за эти годы ни единой позиции, продолжает закручивать гайки.

Она работает в этом саду почти сорок лет, это её единственное место работы. Набирает младшую группу, ведёт четыре года, готовит к школе, выпускает и снова набирает трёхлеток.

В её группу всегда стоит очередь. Очень многие родители мечтают отдать своего ребёнка в группу именно к Даниловой Марине Даниловне. Групп в параллели по две. Те, кому не посчастливилось попасть к Марине Даниловне в «Звёздочку», отправляются в соседнюю группу. В следующие годы, в среднюю, старшую, подготовительную группы она уже никого не берёт.

Да, сейчас электронная запись в сад, и, по сути, заведующая не видит, кто записался. Правда, на оформление документов рекомендовано приходить с ребёнком. Но некоторые родители это игнорируют.

Не то у Марины Даниловны.

Детей в свою группу она ОТБИРАЕТ сама, тратя на личное собеседование с каждым ребёнком и его родителями не менее получаса.

Всем соискателям места в её группе вручается отпечатанная памятка готовности ребёнка к саду (читай: к поступлению в группу «Звёздочка», потому что сам садик теперь не имеет права предъявлять какие-либо требования).

Итак, трёхлетний ребёнок, поступающий в группу «Звёздочка», должен уметь:

Хорошо понимать обращённую речь и связно излагать свои мысли

Уверенно пользоваться горшком/туалетом

Самостоятельно одеваться/раздеваться

Самостоятельно и уверенно есть ложкой, пить из чашки

Согласитесь, это стандартный, базовый набор навыков, которыми должен обладать любой нормальный трёхлетний ребёнок. Другое дело, что сейчас многие дети и в более старшем возрасте не соответствуют этому списку, и родители не видят в этом ничего страшного. Ребёнок никому ничем не обязан и имеет право развиваться в своём темпе.

Разумеется, эти дети и их родители имеют все права. Кроме одного – записать своё чадо в группу «Звёздочка». Требовать и жаловаться бесполезно. Пытаться пролезть хитростью, путём шантажа или подкупа – тоже.

И к родителям есть определённые требования. С ними дают ознакомиться, если ребёнка готовы взять в группу. Родители расписываются, что они с правилами сада и группы ознакомлены и обязуются их исполнять, и больше к этому вопросу никто не возвращается. Для напоминания в раздевалке группы висит стенд с правилами, расписанием дня, расписанием занятий, вся необходимая текущая информация. Отдельно каждому родителю ничего по сто раз не повторяется.

Счастливые родители соглашаются на всё. У многих не по одному ребёнку, у кого-то сюда ходили дети знакомых, сарафанное радио работает бесперебойно.

Все знают: из группы Марины Даниловны выходят спокойные, уверенные, развитые дети, отлично подготовленные к школе.

Они знают множество стихов, песен, игр, танцев.

Лучше всех выступают на всех праздниках.

Именно эту группу возит на конкурсы музыкальный руководитель и на спортивные соревнования тренер, где юные «звёздочки» неизменно занимают призовые места.

Дети дисциплинированные, организованные, воспитанные, умеют себя вести в различных ситуациях.

В их образцовую группу часто приезжают различные комиссии, делегации, корреспонденты.

Дети самостоятельные, дружные, им привиты такие качества, как готовность помочь, взаимовыручка, гордость за свою группу. Они - одна команда.

Многие сохраняют дружбу на долгие годы. Приходят к своей воспитательнице и школьниками, и совсем уже взрослыми людьми. Не иссякает поток благодарных родителей.

Дети чистоплотны, аккуратны, ответственны.

Их приучают нести ответственность за себя, за то дело, которое делаешь сам и в команде. Каждый день в группе по списку назначается дежурный санитар, дежурный по столам, во время занятий дети делятся на группки по три-четыре человека, назначается старший – каждый раз разный.

Родители видят, что ребёнок без напоминаний и ловко накрывает постель, складывает свои вещи, моет руки, аккуратно и красиво ест вилкой, которую они ему боялись дать в руки, устраивает перед гостями домашние концерты, умеет избегать конфликтов на детской площадке, а если не удалось избежать, то с достоинством их разруливает. Вообще выгодно отличается от детей во дворе или в парке.

Знакомые с завистью спрашивают:

- Вы у Даниловой в группе? Повезло. А мы по возрасту не попали. Когда она группу набирала, нам ещё двух не было.

При этом дети весёлые, добрые, в группе часто звучит смех. Но это не глупое ржание от того, что кто-то споткнулся и шлёпнулся попой на домик из кубиков и не от того, что кто-то зажал ладошкой кран, и вода брызгает во все стороны, и не от того, что кто-то, дурачась, демонстративно надевает колготки на голову.
Здесь смех радостный, вызванный хорошей новостью, весёлыми шутками, стихами, сценками, рассказами, забавными ситуациями, похвалой за хорошо выполненную работу.

Здесь не смеются, если кто-то упал, а бегут поднимать.
Если кто-то ушибся – дуют, гладят, жалеют. Если кто-то расстроился – утешают, отвлекают.
Доброжелательность и сострадание – редко кто в наше время воспитывает в детях эти качества.

В то время, как в других группах не утихают доходящие до скандалов вопросы о перепутанных колготках,
одинаковых футболках и трусах,
о шапках и шарфах, которые никто из детей не признаёт своими, о скопившихся в сушилке «бесхозных» вещах, в «Звёздочке» чётко сказано: все вещи ребёнка - одежда, обувь - должны быть подписаны, и дети должны знать свои вещи.

Никакие претензии по поводу неподписанных вещей не принимаются.

Нередки случаи, когда, собираясь на прогулку, ребёнок говорит:

- У меня шапки нет!

- А это что лежит у тебя в шкафчике?

- Это не моя!

- Как не твоя? А чья же?

– Не знаааю!.. У меня такой не былооо!..

Воспитатель, исходя из того, что шапка лежит в его шкафчике, пытается надеть её ему на голову, ребёнок в слёзы:

- Не моя! Не буду надевать!

И стаскивает её с головы. Что делать? Все оделись, осталась только эта шапка.

- Надевай, точно твоя!

– Не хочу! Это не моя!

И что делать? Вечером приходит мама и удивляется:

- Ну, что же ты? Это твоя новая шапка, я тебе купила.

Она утром на сонного ребёнка нахлобучила новую шапку, которую он не видел, а, придя в садик, стащила с его головы и положила в шкаф. Естественно, ребёнок помнит, что в последнее время он ходил в серой шапке с отворотом и аппликацией в виде футбольного мяча, он к ней привык, он её запомнил. А сегодня в его шкафу лежит голубая, с помпоном! Чужая! Не моя!

То же и с другими вещами. Очень много одинаковых или похожих. В них родители путаются, что уж говорить о детях. Поэтому – все вещи должны быть подписаны. Тогда и проблем с ними не будет. Не подписали – все претензии адресуйте сами себе.

Ребёнка приводить в садик чистым, в чистой одежде и свежем белье! Даже в наше время встречаются родители, приводящие ребёнка в платье или рубашке, залитой вчерашним рыбным супом, или в заношенных трусах.
Встречаются нестриженные ногти, нечищенные уши, грязная голова.
Пока в других группах мнутся и переживают, как бы поделикатнее намекнуть маме на неприятный запах от её дитяти и на несвежую пижаму, которую вот уже третью пятницу не забирают в стирку, а оставляют в шкафчике и в понедельник на голубом глазу опять отдают, Марина Даниловна скажет сразу, прямо и при всех. А, нельзя при всех? А что, у других детей и родителей глаз нет, и обоняние отказало? А, стыдно, когда делают замечание? Вот пункт правил, за которые вы расписались, о том, в каком виде надлежит приводить ребёнка.
Будете содержать своего ребёнка в чистоте и опрятности – не будет стыдно.

Одна ушлая мама, не утруждавшая себя чрезмерным уходом за своим сыном, мальчиком умненьким и развитым, нашла оригинальный выход: она приводила его каждый день в чистой одежде, как требовалось, а на следующий день в этой же одежде приводила в другую группу младшего сына, мальчика крупного, ростом почти со старшего. И вот уже в той группе с этой мамой ничего поделать не могли.

Одежда и обувь должны быть по размеру и удобными, чтобы ребёнок мог их сам надеть-снять. Да, детям помогают воспитатель и няня, все выходят на улицу, тщательно заправленные, застёгнутые, завязанные. Но их учат одеваться самостоятельно, поэтому никаких синтетических свитеров с тугим горлом, в которые с трудом пролезает голова, трещат и встают дыбом волосы,
никаких тонких, перекручивающихся кофт с мелкими пуговицами, платьев/сарафанов с застёжками на спине,
тесных сапог с тугими молниями. Из-за неудобной одежды ваш ребёнок, а заодно и все остальные, будет потеть в тёплой раздевалке.

В «Дюймовочке», например, небезызвестная вам Зина (7) приходила в группу в красивом комбинезончике. Нежного кремового цвета, с карманом на грудке, на кармане вышитый заяц. В туалете практически все дети могут сами снять штанишки/шорты/колготки с трусами и сесть на горшок.
С Зиной должен быть кто-то из взрослых. Её снимать трусы учат каждый день, как в первый раз, а тут, чтобы добраться до трусов, нужно расстегнуть две застёжки на плечах, на лямках, причём лямки эти так и норовят нырнуть в горшок, потом две пуговицы на боку, потом стянуть комбинезон с падающими вниз грудкой и спинкой с лямками.
Постичь эту последовательность Зина не в состоянии, она трусы-то никак не освоит. Притом, что и туалет свой плохо контролирует. Но мама безмятежно надевает этот комбинезон довольно часто – ведь красиво, да ещё с нарядной блузочкой или футболочкой!
Правда, ходит Зина в нём недолго, и каждый раз мама забирает его из шкафчика мокрым, а то и грязным.

В других группах во время одевания, особенно зимой, царит хаос.
Дети вытаскивают груды одежды, вываливают на пол, один надевает сначала сапоги, другой шапку, третий штаны, четвёртый сидит, растопырив ноги, и ждёт, когда его оденут.
Воспитатель, нянечка, кто-нибудь, пришедший помочь, одевают, но путаются в сваленной в кучу неподписанной одежде.
Одевают по одному ребёнку, остальные пытаются сами, надевают ботинки не на ту ногу, свитер задом наперёд, забывают про носки, вообще не одеваются, балуются, пока до них не дойдёт очередь.
Получается долго, дети выходят на улицу разгорячённые, потные, перевозбуждённые.

У Марины Даниловны всё чётко.

Все подошли к своему шкафчику, достали - только! – штаны/комбинезон/брюки. Надели. Все.

Достали ботинки/сапоги. Обулись. Все.

Достали кофты/свитеры. Надели. Все.

Куртки. Надели. Все.

Шапки. Шарфы. Варежки.

Воспитатель и няня здесь же, внимательно следят, всё проговаривают, помогают, попутно учат определять зад-перед, выворачивать рукава, надевать обувь на правильную ногу.
Никакого шума, суеты, валяющейся одежды.

Вечный бич всех групп – приносимые с собой из дома игрушки, еда, какие-то совершенно ненужные в садике вещи. В «Звёздочке» родители предупреждены – один раз! – что вся обнаруженная еда будет немедленно выброшена, все посторонние предметы сложены в большую коробку, стоящую на верху крайнего шкафчика, в самом углу.
Никаких разговоров на тему «Миша не может найти свою машинку, а Лена браслетик» не может быть.
Никаких машинок из дома, браслетиков, детской губной помады, фигурок из «киндер-сюрпризов» в группе быть не должно! Ищите сами в коробке и забирайте. В конце каждого полугодия всё содержимое коробки отправляется на помойку.

Опоздания. Больная тема всех групп. Некоторые родители считают возможным приводить своё чадо в сад тогда, когда им самим это удобно. То, что этим они нарушают режим всей группе, вносят сумятицу, мешают работе и занятиям, их совершенно не беспокоит. Призвать их к порядку удаётся далеко не всем воспитателям.

Марина Даниловна все требования и правила озвучивает на первом родительском собрании, ещё до начала работы группы. В дальнейшем, кто забыл – пожалуйста, читайте памятку дома и в раздевалке на стенде.

Ребёнка нужно привести в группу ДО восьми часов. В восемь начинается ежеутренняя развивающая игра «Круг».
Няня накрывает столы к завтраку. В половине девятого – завтрак

Приём детей окончен.

Пришли после восьми – ждите в раздевалке, пока закончится занятие. Прерывать его из-за вашего опоздания не будут. Запускайте ребёнка в половине девятого, сразу на завтрак.
Собираетесь прийти ещё позже – о завтраке забудьте, оставлять еду нельзя, так что кормить ваше чадо отдельно в неурочное время не будут. Если в это время дети в актовом или спортивном зале, или в бассейне, сидите с ним в раздевалке, ждите, когда вернётся вся группа.
Няня детей не принимает.
Пустить его поиграть в группе, а маме уйти - не выйдет. Ребёнок принимается только из рук в руки воспитателем. И ещё выслушаете выговор за нарушение режима.

Голос у Марины Даниловны зычный, говорит она чётко, внятно, требовательно. Она спокойна, уверена в том, что делает, немногословна. Ни в какие перепалки и конфликты ни с кем не вступает. Делает своё дело. Авторитарна. Никакого панибратства ни с детьми, ни с родителями. Держать дистанцию умеет виртуозно, как хороший артист – МХАТовскую паузу.

Дети всё делают точно по режиму, по графику, по правилам. Такого, что во время занятий некоторые бродят по группе или играют, нет. Все делают то, что сейчас положено.
Некоторые, в основном, те, чьи дети не попали в её группу, возмущаются: детей дрессируют, как собачек! Подавляют личность. Никакого индивидуального подхода!

Марина Даниловна спокойно отвечает: личности там ещё нет, её нужно сначала сформировать, воспитать, вот тогда, может быть, там будет, что уважать. На самом деле, детей она любит, видит их индивидуальные особенности и способности, старается их развивать и часто обращает на них внимание родителей. Многие дети, которых родители отдали по совету Марины Даниловны на какие-то занятия, добились успехов, поправили здоровье или просто получают удовольствие.

Для индивидуального подхода – пожалуйста, нанимайте индивидуальную няню. Потому что под этими словами, считает Марина Даниловна, большинство родителей подразумевают потакание во всём дитятке, цель которого не развитие, воспитание и обучение, а лишь бы дитятка была довольна и не плакала.
Здесь – массовый детский сад. И все дети должны научиться всему, что положено знать и уметь ребёнку в определённом возрасте.

Да, по команде. Да, все, как один. Детей необходимо научить быть полноценной, осознанной частью организованного коллектива.

Многие навыки, особенно по самообслуживанию, должны быть доведены до автоматизма. Тогда ребёнок будет в этих вопросах самостоятелен и независим.

Абсолютное большинство родителей, сумевших определить своё чадо к Марине Даниловне, согласны с её методами воспитания и стараются синхронизировать с ними домашнее воспитание и свои требования к ребёнку.
Выступают единым фронтом.
Ничего нового в этом нет. Так было в советское время. Марина Даниловна не "работает по старинке», а просто считает, что ничего лучшего пока не изобрели. И экспериментировать на детях не собирается.
Экспериментаторов и без неё полно. И методик новых, и программ. Только развитие и образование детей год от года всё хуже.
Нет уж, она за простые и понятные, проверенные многими десятилетиями методы.
А кому не нравится, никаких проблем – добро пожаловать в соседнюю «Ромашку». Там молодые амбициозные воспитатели, по самые ноздри набитые суперсовременными идеями, один даун, два аутиста и няня-таджичка, почти не говорящая по-русски – для толерантности.

У Марины Даниловны есть сменщица и няня, вместе они работают много лет. Они – сплочённая команда единомышленников, любящих свою работу и детей.

И, кстати, в описываемое время в группе «Звёздочка» есть девочка-инвалид. У неё одна ножка заметно короче другой, она ходит в тяжёлом ортопедическом ботинке. Но взята эта девочка была не в качестве тренажёра для воспитания в здоровых детях милосердия и терпимости и не для «социализации» среди здоровых детей.
Она подошла под все требования. Девчонка умная, боевая, развитая. В эту группу ходила её старшая сестра, Марина Даниловна хорошо знала её родителей, у них было полное взаимопонимание. Детей никак не готовили к её появлению. Просто, когда кто-то спросил, почему у неё такой ботинок, сказали:

- Ножка болит, нужно специальный ботинок носить.

А перед тихим часом, когда она, припадая на одну ногу, шла босиком к своей кровати, спросили, почему хромает. Девочка просто ответила, что одна ножка медленно растёт, никак не догонит вторую.
Детям этого было достаточно. Ничего интересного.
Один мальчик сказал:

- А у меня один раз две ножки медленно росли. Мама купила кроссовки, а они большие. А я хотел их надеть, а мама говорит: подожди, ножки ещё не доросли! А потом доросли! И ты подожди!

Девочка, сидя на кровати, кивнула. И больше никаких разговоров на эту тему не возникало. Девочка была во всём наравне со всеми. Только в спортивном зале тренер незаметно давал ей иногда другие задания. Никто и внимания не обращал. Родители сразу сказали, чтобы к ней относились, как ко всем, и спрашивали, как со всех, никаких поблажек!

Стоит ли говорить, что родители в группе отлично организованы родительским комитетом, группа оснащена всем самым лучшим – игрушками, играми, пособиями, материалами, техникой, коврами, шторами, цветами, книгами. Родители охотно приходят мыть окна, благоустраивать участок, сопровождать детей в поездках на конкурсы, соревнования.

Марине Даниловне под шестьдесят. Про неё и её группу можно рассказывать ещё долго. Она собирается после теперешней группы набрать ещё одну, выпустить и уйти на пенсию.

Не будет больше в нашем садике этого островка «пережитков прошлого», не будет образцовой группы «Звёздочка».

Будет всё, как надо – по-современному, в соответствии с новыми веяниями и тенденциями. Если честно, мне жаль.

А какую группу предпочли бы вы для своего ребёнка?

Хотели бы, чтобы где-то сохранились такие группы, как «Звёздочка»?

Или это пережиток прошлого, и лучше забыть его, как страшный сон?

Когда умирает известный народный деятель культуры, иногда говорят, что вместе с ним уходит эпоха. И это правильно.

Но мне кажется, что с уходом из профессии Марины Даниловны (и других, похожих на неё воспитателей, а они наверняка есть!) тоже уйдёт целая эпоха.

И мне её жаль. А вам?..

                31.10.2020


Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии