Притча от Руми Рассказ о винограде

Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб,
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А турок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узюм?»

«Что вы за люди:! -грек воскликнул им.
Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги,-он сказал бы им,
Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,
Мои ж - единство, мир и тишину».

Переводчик: В. Державин
В этой притче Руми говорит о непонимании между людьми, люди говорят «на разных языках», и поэтому в истории постоянно происходят войны и вражда между людьми. Причина этого в том, что люди лишены истинного духовного знания. Истинное духовное знание говорит: « Я – душа, я не есть это тело. Тело – это только моя временная одежда, а душа – это вечная, неотъемлемая частичка Бога». Все души в этом мире являются детьми Бога, все живые существа – братья и сёстры в единой семье Бога. Но, находясь в невежественной телесной концепции, думая, что я – есть это тело, люди разделили мир на своих и чужих по национальности, по принадлежности  к стране, по принадлежности к религии. Землю, принадлежащую Богу, считают своей собственностью. И постоянно враждуют между собой. Толмач, знающий сто языков, который мог бы помирить дерущихся невежд, - это тот человек, кто донесёт до них истинное духовное знание о том, что человек человеку брат, что все живые существа – дети единого Бога и братья. Но люди в невежестве, ослеплённые слепыми вождями, попались на ложные философии, ложные идеологии о превосходстве одной нации над другой, одной страны или народа над другими, одной религии и её последователей над другими. И поэтому вся наша обозримая история – это сплошная история войн и беззакония. Как говорил Иисус Христос: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом».  У людей, чем больше кто-то завоевал стран, территорий, тем он более великая личность. Согласно ведической философии, как сказал в комментарии к Бхагавад Гите, индийскому священному писанию, Свами Прабхупада (Б.Г. 10.4-5): «Если человек известен, как великий слуга Господа – то это истинная слава, тот, кто не имеет такой славы – бесславен». У людей на глазах цветные очки невежества, они не могут видеть вещи в истинном свете, они видят всё в искажённом свете. Чтобы избавиться от невежества, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. К истинному духовному учителю человека приводит Бог, когда человек искренне ищет Бога, ищет истину. Но если человек хочет удовлетворять свои чувства, своё эго, то Бог даст ему обманщика, который будет давать ему ложную философию, удовлетворяющую его эго, его страсть к наслаждению.
В Шримад Бхагаватам, священном писании, есть глава  «Описание осени». Осень сравнивается с Кали югой, веком греха, лжи, вражды и лицемерия, который сейчас идёт, он начался 5000 лет назад. Осенью ночью светят светлячки там и тут, но от светлячков нет никакого света, они ничего не могут осветить. Но как только встаёт солнце, оно тут же освещает всё вокруг. Так и в Кали югу лжеучителя, ложные духовные лидеры, подобно светлячкам, неспособны дать никакого духовного света, духовного знания. Но когда приходит истинный ачарья, духовный учитель, то всё освещается духовным знанием, которое он распространяет. Ачарья - означает тот, кто учит своим примером, у кого слова не расходятся с делом. Истинный ачарья – это как раз тот толмач, знающий сто языков, чтоб помирить дерущихся невежд. В Шримад Бхагаватам (1.3.43) сказано: «Эта пурана сияет словно солнце для людей, утративших во тьме Кали юги духовное зрение». Нам повезло, в настоящий момент у нас есть доступ к ведическим священным писаниям Индии. Сто лет назад такой возможности у людей не было. Благодаря Свами Прабхупаде мы имеем переводы Бхагавад Гиты, Шримад Бхагаватам и Чайтанья Чаритамриты с подробными коментариями, согласующимися с другими авторитетными духовными учителями Индии. Эти писания несут знание, свободное от телесной концепции, которое единственное может спасти человечество.

Потому что, к сожалению, проповедь в исламе и христианстве, в отличие от их основателей, сегодня в основном идёт в телесной концепции: ты – это тело, ты принадлежишь к этой нации, к этой стране, к этой религии, и идёт деление на своих и чужих. И так по всей земле. И только ведическое знание о душе, о Боге и их вечных взаимоотношениях может разрешить этот вечный конфликт интересов в эгоистическом обществе. Эгоизм бывает личный, а бывает и расширенный, иногда эгоизм расширяется до пределов семьи, затем своей нации, затем до пределов своей страны, своей религии, и даже до пределов всего человечества – это тоже расширенный эгоизм. Настоящая свобода от эгоизма – это сознание, когда человек развил любовь к Богу и ко всем живым существам. Именно этому учит ведическое знание. Мир возможен только в богоцентрическом обществе, которым руководят лучшие в духовном отношении люди. Слова Иисуса: «Не противься злому», - можно понять так, что: причина зла – в невежестве людей, и поэтому, чтобы победить зло, вылечить человека от него, необходимо устранить причину, как в медицине. Просто силой зло не победить, потому что оно сидит в самих людях, только распространение духовного знания способно победить зло. Но это вовсе не значит, что человек не должен защищать себя от агрессора. Снаружи кожную болезнь тоже нужно мазать лечебными маслами, но, чтобы окончательно победить болезнь, необходимо лечить метаболизм в организме, обмен веществ. Причина болезни, причина драки – нарушенный агни, огонь пищеварения, метаболизм, отсутствие духовного знания и нахождение в невежественной телесной концепции «Я – есть это тело». Нужно объяснить драчунам, что все они хотят одного – виноград, что каждый хочет быть счастлив и жить в мире, но для этого человек должен понять, что он не есть это тело, а вечная душа, частица Бога, дитя Бога, и что все живые существа – его братья. И так же, как он должен любить Отца, так же он должен любить своих братьев, все живые существа. Это истинное духовное сознание. Убийство животных, особенно организованное массовое убийство на бойнях, и особенно коров,  является грехом человечества, за который приходится расплачиваться войнами. Что посеешь, то и пожнёшь – таков закон кармы. Если мы с каждым куском мяса кого-то убиваем, то неизбежно накапливается плохая карма у всей страны, у всего человечества. Это тонкая причина войн. По этой причине Бог лишает людей разума, и они становятся не в состоянии выбрать себе праведного правителя, а неправедные правители не могут между собой договориться, и происходят войны. Такова анатомия греха или патогенез, причина и течение болезни человеческого общества. Кроме мясоедения, конечно много и других причин страданий людей, это прелюбодеяние, употребление одурманивающих веществ, таких, как наркотики и алкоголь, азартные игры и денежные махинации. Из этих грехов вытекают и все остальные. Основной духовный принцип – ахимса, никому не причинять страданий, или по другому – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Или не делай другому того, чего себе не хочешь, чтобы делали тебе.

Каждый человек на самом деле ищет Бога, но не знает об этом, каждый хочет быть счастливым, но не знает, что счастье можно обрести лишь с Богом. Мы подобны птице в клетке, тело – это клетка, а душа – это птица. Мы пытаемся быть счастливыми, заботясь лишь о своём материальном теле, наслаждая свои чувства и ум, но наша душа остаётся голодной, душа может получить пищу лишь в служении Богу, в общении с Ним. Мы заботимся о клетке, но забываем о птице, своей душе. Поэтому и не испытываем счастье, страдаем. Наслаждая материальные чувства и ум, мы получаем временное иллюзорное счастье, которое сравнивают с каплей воды в пустыне, капля воды неспособна утолить жажду путника. Истинное счастье, истинное утоление жажды, можно найти лишь с Богом. Причина страданий людей – незнание Бога, знание Бога – причина счастья человека. Вылечить человеческое общество может лишь духовное знание, духовно разумные люди способны выбрать праведных лидеров, и тогда все будут счастливы. Лишённые же духовного знания, атма таттвы, люди избирают себе лидеров таких же слепых (духовно), как и они сами. И в результате ведомые слепцами все вместе падают в яму. Этот пример был дан в Шримад Бхагаватам 5000 лет назад, позднее этот пример повторил Иисус Христос. В Бхагавад Гите (3.21) говорится, что простые люди всегда берут пример с лидера и во всём следуют ему, поэтому очень важно, чтобы лидер общества был праведный, преданный Богу человек. Лидер общества воспитывает всех людей и формирует массовое сознание своим примером. Будучи неправедным, лидер может растлевать общество, вести его  к
деградации. В Бхагавад Гите (4.1-3) говорится, что наука йоги, наука о взаимоотношениях со Всевышним, которую поведал Господь, в первую очередь предназначалась для царей, чтобы они праведно управляли обществом, и все люди были счастливы. Это духовное знание в первую очередь необходимо знать лидерам общества. В ведических писаниях есть много примеров праведных царей, которые заботились о своих подданных, как о своих детях. Они всегда спрашивали и прислушивались к советам святых, праведных людей, имели разумных, обладающих духовным знанием советников. И поэтому не совершали ошибок, потому что ошибки царя дорого стоят его подданным.


Рецензии