Чеч. МАР, МАРА в монг. яз

Чеч. МАР, МАРА в монг. яз.


Чеч. МАР "мыс", МАРА "нос", инг. МЕРАЖ, цова-туш. МАРЛЪ "нос": халха-монг. ХАМАР 1. "нос,носок,мыс"; 2. "холм,возвышенность"; 3. "смежный двор".

Сюда же ав. МЕГIЕР, диал. хамах, гьумух, хумах; анд. МАГЬАР, МИГIА, тинд. МИЙАР; бежт. МАЬРОЬ, чам. МАРА "нос". Лак. МАЙ. Лезг. группа: будх. МЕЭЛ "нос".

Одно из значений халха-монг. ХАМАР - "лист" безупречно указывает на родство с ав. ГЬУМЕР "лицо, лицевая часть (в том числе "страница")" и монг. (а также чеч.) лексемы со значением "красный угл, почётное место в юрте" (монг. ХОЙМОР, КЪОЙМАР и пр.), в чеч. эта основа имеет значение "уважаемый". Ав. диал. ХАМАХ, ХУМАХ и пр. нас уверенно выводят к более архаичной форме ХАМАГЪ, где ауслатный фрикатив подтверждает предпологаемое нами родство, так как реконструированное ХАМАГЪ - один из вариантов монг. ХАМАР, где "-р" соответствует фрикативу "-гъ" на ауарской почве.

Находит своё подтверждение в нахско-дагестанских языках и "холм, возвышенность" - ав. МЕГIЕР "гора".

Ни в одном из тюрк. языков не представлено. Исключением явл. изолирванное азер. ГАБАГЪ "перед, передняя часть" в котором мы усматриваем субстратную нахско-дагестанскую лексику. Это подтверждает и отсутствие как в турецком, так и туркменском должного соответствия азер. ГАБАГЪ.

Столь точное и широкое по фронту совпадение указывает на языковое родство и делает маловероятным заимствование.

Не исключена связь рассмотренной основы с этнонимом КИММЕР, ГИМИРАЙА. Напомним, что согласно академику Дьяконову "киммерийцы" могло означать "передовой отряд". Археологическая культура, связываемая с киммерийцами - Карасук. За этой археологической культурой стояли енисейские народы, в том числе азиатские гунны.


Рецензии