Мастер без Маргариты

         «Мастер и Маргарита»  известный по всему миру культовый роман выдающегося русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведение выдержало семь экранизаций. Самая скандальная экранизация последняя, состоявшаяся в 2024 году. Многим она кажется русофобской из-за неадекватного переноса критики советской действительности в романе сочувствующего белогвардейцам Булгакова на современную либеральную действительность России.
         «Замужняя женщина уходит от обеспеченного мужа ради возлюбленного - бедного неудачливого писателя. И чтобы помочь ему написать и издать роман, заключает сделку с дьяволом и становится ведьмой». Якобы такова основная сюжетная линия романа.
         Тем не менее, не всё так просто, если автор писал произведение около десяти лет.
         Думается, определённое влияние на замысел и сюжетную линию романа Булгакова оказала драма «Фауст», которая считается главным трудом Иоганна Вольфганга фон Гёте.
         Поэму «Фауст» Гете писал на протяжении всей жизни: он начал работу в 20-летнем возрасте, а закончил перед самой смертью. Она считается одним из лучших образцов немецкой поэзии.
         «Трагедия «Фауст» многие годы вызывает разногласия философов и литературных критиков по поводу ключевой идеи, которую автор вложил в произведение».
         «Фауст», сюжет которого меняется от части к части, является произведением многослойным. Оно приспособлено для постановки в театре. Первая часть написана как классическая трагедия. В практике театральных постановок сложилась традиция, что актеры, играющие в прологе, исполняют ключевые роли и в пьесе. Так перед зрителем предстают: Режиссер — он же Бог (у Булгакова Иисус Христос), Актер — Мефистофель (у Булгакова Воланд) и Поэт — Фауст (у Булгакова Мастер).
         Трагедия открывается вступительным текстом, в котором Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям. Затем разворачивается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, силы которых поменяны местами в произведении Булгакова. В нём как бы всё поставлено с ног на голову, перевёрнуто.
         Во-первых, Бог не просто дозволяет Дьяволу, нечистой силе искушать людей, как это есть у Гёте. У Булгакова вочеловеченный Бог, Иисус после допроса у римского прокуратора в Иудее Понтия Пилата распят. Как сказал Ницше, Бог умер.
         Во-вторых, в произведении Булгакова злодейство ради общего блага – построения небесного града (рая) на земле – коммунизма творят марксисты во главе с вождём – новым Спасителем человечества от эксплуататоров (либералов в современном понимании).
         В-третьих, Мастер в произведении Булгакова не искушается нечистой силой, она ему помогает.
         В-четвёртых, Маргарита у Булгакова это не согрешившая невинная девица, отказавшаяся продать душу дьяволу, а наоборот, ставшая ведьмой замужняя женщина.
         Хотя «Мастер и Маргарита» Булгакова может напоминать перевёрнутый «Фауст Гёте», это оригинальный шедевр мировой литературы.
         Надо сказать, в этом произведении Булгакова, как и в других его произведениях, также прослеживается его мировоззрение и классовая позиция, на которую не могло не повлиять то, что он родился в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Булгакова. Думается, фраза Достоевского «если Бога нет, то всё позволено» была не чужда Михаилу Афанасьевичу.


Рецензии