Периодизация всемирной истории

При осуществлении периодизации всемирной истории историки, как правило, руководствуются только одним или двумя критериями. Так, например, средневековые историки эпохи Возрождения провели разделение истории на 3 основные эпохи: античность, средневековье и новое время или эпоху Возрождения, исходя, в первую очередь, из происходивших изменений в культуре. Историки эпохи Просвещения при определении различных исторических эпох исходили из уровня развития знаний, в первую очередь, научно-технических. Марксисты при осуществлении периодизации истории, исходили из уровня развития производительных сил и господствующего, с их точки зрения, в тот или иной период времени способа производства. И т. д. и т. п.

Между тем, история- это одна из общественных наук, соответственно, она изучает не просто историю как таковую в отрыве от прочих наук, а изучает, в первую очередь, историю развития человеческого общества. Общественная жизнь, как нам известно из курса обществознания, имеет четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.

Следовательно, желательно при проведении периодизации истории исходить из кардинальных изменений во всех четырех сферах общественной жизни или хотя бы в большинстве из них.

История древнего мира характеризуется формированием основ как всей человеческой цивилизации, так и двух основных цивилизаций мира: западной и восточной. Собственно, историю древнего мира, как правило, начинают вести с момента возникновения первых цивилизаций (4100-3500 тысячелетия до н.э.). Период до их возникновения называют доисторическим или первобытным. Границей между первобытным обществом и первыми человеческими цивилизациями считают время возникновения государства и письменности.

1) Первым периодом во всемирной истории, изучаемым в общеобразовательной школе,  является время существования первобытного общества, которое возникает с появлением человека (до его появления общества не было). В теории выделяется еще и период времени до появления человека, которое иногда называют геологическим (смотри, например, работу Обри Мари-Пьер и других «Терминология геологического времени»), а иногда- глубоким временем (4,6млрд.-2,4млн.лет назад),- это время, когда формировались непосредственно сама Земля и первые ростки жизни на ней. Однако, геологическая история Земли не завершается с появлением первобытного человеческого общества: с этого момента начинается новый ее период, называемый четвертичным, и он еще не закончился. Поскольку этот период геологической истории совпадает со временем существования человеческого общества, известный российский геолог-ученый Алексей Павлов предложил называть его антропогеновым (статья БРЭ о четвертичной системе). Поэтому будет более правильным называть "допервобытный" период истории Земли "доантропогеновым/доантропогенным периодом геологической истории Земли".

2) Первобытность характеризуется отсутствием социального расслоения, частной собственности, письменности и государства (статья «Первобытность» в Большой российской энциклопедии, далее- БРЭ).

Предком человека считается афарский австралопитек, живший в Африке 4,5-1 млн.лет назад (есть и другие виды австралопитеков, которые не относятся к предкам человека).

Первым человеком считается HOMO HABILIS или человек умелый, который отделился от афарских австралопитеков примерно 2,4 млн.лет назад. Тогда условно и начинается период первобытного общества (период существования: 2,4 млн.лет назад- 4 100 год до н.э.).

Характеристика первобытного общества:
- в политической сфере- отсутствует государство;
- в экономической сфере- отсутствует частная собственность; используются преимущественно каменные орудия труда; до неолитической революции, которая началась примерно 10 тысяч лет до н.э., господствовали собирательство и охота, то есть так называемое присваивающее хозяйство;
- в социальной сфере- отсутствовало социальное расслоение, люди объединялись в родовые общины;
- в духовной сфере- имелись примитивная наскальная живопись, грубые плохо отесанные каменные статуэтки; религия представляла собой примитивные формы анимизма, тотемизма, фетишизма, табу, вуду, магии, шаманизма.

3) В настоящее время признается, что первое государство на Земле возникло в Месопотамии (нынешний Ирак). Одним из первых городов-государств, возникших там, считается Урук. Согласно списку шумерских царей он был основан царем Энмеркаром около 4 500 лет до н.э., но историки ведут период Урука от 4100 года до н.э., когда этот город стал наиболее влиятельным в этом регионе (статья профессора Джошуа Марка на сайте ворлдхистори-орг). С этого времени начинает свой отсчет восточная цивилизация.

Соответственно, второй период в истории человечества- это период становления восточной цивилизации (Ближний Восток, Северо-Восточная Африка, Южная Азия). Он завершается созданием самой крупной империи древности- Персидской державы Ахеменидов. Считается, что история этой державы начинается с захвата персами в 550 году до н.э. Мидии, хотя основатель державы Ахеменидов Кир 2 и начал свое правление в 559 году до н.э. Таким образом, период становления восточной цивилизации условно охватывает период с 4 100 года до н.э. до 550 года до н.э.

        В дальнейшем восточная и западная цивилизации развивались параллельными путями, периодически вступая в конфликт друг с другом или взаимодействуя друг с другом иным образом.

Характеристика периода становления восточной цивилизации:
- в политической сфере- возникают первые государства, которые вначале представляли собой полисную систему (т. е., города-государства), с тенденцией к их объединению, при этом периоды централизации перемежались с периодами междоусобицы, но, в целом, вектор государственного развития был однозначным- создание крупных государств с монархическим устройством;
- в экономической сфере- возникает государственная и частная собственность. Преобладающими способами хозяйствования являются земледелие, скотоводство и ремесло. Вначале наряду с каменными орудиями труда и войны начинают применяться и медные изделия, затем постепенно осуществляется переход на бронзу. Орудия труда и войны становятся более совершенными. Широко используются первые изобретения (колесо, стекло и т.д.). Наряду с трудом свободных людей применяется труд рабов, но рабство носит в основном патриархальный характер;
- в социальной сфере- возникает социальное расслоение, осуществляется переход от родовой к соседской общине;
- в духовной сфере- возникают сложные формы архитектуры, скульптуры и живописи, письменность, зачатки научных знаний (математики, астрономии и т. д.). Примитивные формы религиозных верований сменяются культом многих богов (политеизм).

4) Следующий важный этап во всемирной истории- период становления западной цивилизации. Считается, что к 8 веку до н.э.в южной Европе завершается период темных веков, характеризующийся упадком культуры и утратой письменности (термин темные века, как правило, используется в основном применительно к Древней Греции). Поэтому с этого момента и следует начинать отсчет периода становления западной цивилизации (условно охватывает период с 8 века до н.э. до 395 года н.э.- года окончательного распада Римской империи на Западную и Восточную).

Характеристика периода становления западной цивилизации:
- в политической сфере- вначале преобладают города-государства с различными формами правления: от демократии до олигархии и монархии. Затем проявляется тенденция к их объединению, также перемежающаяся с периодами междоусобицы. По мере укрупнения государств демократические формы управления начинают окончательно приходить в упадок, пока в 27 году до н.э. не возникает такое крупное государственное объединение, как Римская империя, основанная на монархических принципах управления;
- в экономической сфере- преобладает частная собственность наряду со значительным государственным или общественным сектором. Наряду с бронзовыми начинают широко использоваться железные орудия труда и войны. Постепенно расширяется применение труда рабов, что приводит к 3 веку до н.э. к переходу от патриархального рабства к классическому (обезличивание рабов, которые превращаются в простые «говорящие орудия труда» наряду с «немыми» (инструменты) и «мычащими» (скот) орудиями труда, широкое использование их труда в основных отраслях производства с целью создания прибавочной стоимости, а также для перехода от мелкотоварного производства к крупному централизованному хозяйству);
- в социальной сфере- возникает социальное расслоение, основанное, в первую очередь, на имущественных различиях, хотя первоначально имело значение и происхождение человека;
- в духовной сфере- широко заимствуются у восточной цивилизации знания в политической, научной и культурной областях, которые систематизируются и усовершенствуются, благодаря чему достигается очень высокий для того времени уровень знаний в этих областях, а сама культура Древних Рима и Греции обобщающе называется античной. Обеспеченные слои населения в большей своей части являются грамотными. Появляется феномен развитого римского права. Преобладающей формой религиозных верований является политеизм.

К третьему веку н.э. классическое рабство постепенно начинает приходить в упадок, оно начинает вытесняться, в первую очередь, колонатом, при котором используется труд людей формально лично свободных, но прикрепленных к земельному участку, который колоны обрабатывают. Такая форма фактически уже феодальных отношений в южной Европе становится преобладающей к концу четвертого века н.э. Эти изменения в форме организации труда сопровождаются кризисом государственности в Римской империи, которая окончательно распадается со смертью императора Феодосия 1 в 395 году н.э.на Западную и Восточную Римские империи. Кроме того, Феодосий 1 издал в 391 и 392 годах н.э. ряд законов, направленных против язычества и на поддержку христианства, что наряду с его предшествующими законами, способствовавшими унификации христианской веры, привело к резкому ускорению христианизации населения Римской империи. Политический, экономический и идеологический кризис Римской империи сопровождался постепенной утратой многих достижений в научных и культурных знаниях и их «вульгаризацией» в течение 3-4 веков.

Все эти факторы привели к возникновению на территории Западной Римской империи многих «варварских королевств» уже в первой половине пятого века н.э. (а первого из них еще в 3 веке): Королевства алеманнов в 213 году в верхнерейнской области, Королевства свевов в 409 году в испанской Галисии, Королевства бургундов в 413 году (вначале на левом берегу Рейна, затем- на берегах Роны), Вестготского королевства в 418 году в Аквитании, Королевства франков во главе с Хлодионом в 428 году в северо-восточной Галлии, Королевства вандалов и аланов в 439 году в Северной Африке. Таким образом, уже в первой половине пятого века под контролем Западной Римской империи оставались лишь Аппенинский полуостров и небольшие полосы земли в Галлии, Испании и Далмации. К середине пятого века наиболее сильными государствами Западной и Центральной Европы являлись Гуннское государство, Вестготское королевство (несмотря на формальную подчиненность Риму-Равенне) и осколок бывшей Западной Римской империи на Аппенинах. Принимая во внимание то, что большую часть политической элиты и армии этой «империи» в 5 веке   составляли так называемые «варвары», с учетом всех остальных вышеперечисленных обстоятельств, можно утверждать, что Западная Римская империя в первой половине 5 века уже не была «римской», а начало средневековья следует исчислять не с 476 года, как принято сегодня, а с 395 года- года окончательного распада Римской империи на восточную и западную части и начала окончательной «варваризации» Западной Римской империи.

5) Таким образом, с 395 года начинается новый период истории, который обычно называют Ранним Средневековьем или периодом раннего феодализма (охватывает период с 395 года н.э. до 1337 года- года начала Столетней войны, в ходе которой так называемые «ключевые» западно-европейские народы начали отчетливо осознавать свою национальную идентичность, например, то, что жители Англии и Франции- разные народы).

Рекомендуется начинать изучение средних веков именно с 395 года, а не с 476 года, как принято в школе в настоящее время, поскольку, в противном случае, у учащихся шестого класса, в котором и изучаются средние века, возникает ощущение, что период истории Византии до 476 года, также как и предшествующий этому году период истории «варварских» королевств, является неважным, а тот же период в истории остатков Римской империи на Западе переоценивается.

Период раннего средневековья в школьном курсе истории ведут до середины 11 века, оправдывая это тем, что тогда сложились основные черты средневековья. После раннего Средневековья авторы школьного курса выделяют развитое Средневековье (12-13 века, сложились «зрелые монархии») и позднее Средневековье (14-15 века, появились «новые обстоятельства» и прошли «преобразования внутри общества»). Таким образом, авторы школьного курса истории характеризуют все три выделяемых ими этапа Средневековья набором фраз общего характера. Это, в свою очередь, приучает учащихся относиться к анализу истории также поверхностно, отделываясь при этом набором штампов.

Поэтому применительно к нашей эре недостаточно констатации того, что в то или иное время произошли существенные изменения во всех сферах общественной жизни. Необходимо еще и выявить основной вектор развития общества в изучаемый период.

В Раннее Средневековье происходило явное или неявное определение территорий- «лидеров» в междоусобных противостояниях, в результате чего вырисовывались контуры ядра будущих современных государств Европы и Азии. В Западной Европе этот процесс в целом завершился к началу 14 века. В Центральной и Восточной Европе этот процесс несколько запаздывал, но в рамках всей мировой истории несущественно.

В Испании ядром государства стали королевства Леон и Кастилия, во Франции- королевский домен с центром в Париже, в Англии- южная часть острова Великобритания с центром в Лондоне и т. д.

Характеристика Раннего Средневековья:
- в политической сфере господствуют раннефеодальные монархии, в которых к власти приходят наиболее авторитетные военные вожди или военачальники. Центробежные тенденции постоянно перемежаются с центростремительными, поэтому периоды сильной королевской власти сменяются продолжительными периодами феодальной междоусобицы, но, в конечном итоге, в большинстве европейских государств формируется территориальное «ядро» с относительно прочной королевской властью, вокруг которого в дальнейшем произойдет образование будущих современных государств. Римская католическая церковь постепенно укрепляет свою власть и переходит к различным силовым методам борьбы с инакомыслием и с конкурирующими религиозными идеологиями: от развязывания войн (Альбигойская война во Франции, крестовые походы и т.д.) до Инквизиции (пытки и сжигание "еретиков" на кострах, "охота на ведьм" и т.п.);
- в экономической сфере преобладает натуральное хозяйство. Ремесло и торговля концентрируются первоначально рядом с замками местных феодалов и в уцелевших древних городах, а затем и в местах крупных переправ и на перекрестках наиболее оживленных средневековых маршрутов-дорог. Для защиты своих интересов ремесленники объединяются в цеха, а торговцы- в гильдии. Наиболее влиятельные торгово-ремесленные города добиваются относительной автономии;
- в социальной сфере- наиболее многочисленным сословием является класс лично зависимых от феодалов крестьян, которые несут в пользу своих хозяев трудовые (барщина, т.е.отработка на хозяйских полях, и прочие работы) и/или выплатные (оброк и т. п.) повинности. Кроме того, формируются сословия знати-дворянства, духовенства и бюргерства (жителей городов);
- в духовной сфере: господствующий архитектурный стиль: в Европе- романский, в Западной Азии и в Северной Африке- арабский; во всех сферах культуры, включая образование, преобладают религиозные мотивы (в Западной Европе- католические, в Азии и в Северной Африке- мусульманские). Доминирует единобожие (монотеизм): на Западе- христианство, на Востоке- ислам. Уровень грамотности даже в среде обеспеченных людей падает. Очагами образования являются уцелевшие древние города, где в дальнейшем возникают первые университеты, и религиозные центры. Научные достижения носят либо прикладной характер (например, применение водяного колеса для ковки железа, в сукновальном деле и для выделки бумаги), либо случайный- получаются в ходе практикования таких паранаук как алхимия или астрология. Считается, что, в целом, по уровню развития грамотности и научных знаний восточная цивилизация в тот период вновь начинает опережать западную цивилизацию (с учетом того, что Византия, сохранившая многие достижения античной культуры и науки, относится не к западной, а к так называемой "барьерной" цивилизации);

6) Позднее Средневековье (или период позднего феодализма) характеризуется началом формирования национального самосознания у европейских народов, возникновением первых ростков критического осмысления учения католической церкви, что готовило идеологическую основу для развития буржуазных отношений, и реакции католических фанатиков на попытки умаления власти Римской католической церкви. Позднее Средневековье охватывает период с 1337 по 1618 года (до начала Тридцатилетней войны как ключевого момента Контрреформации, когда противостояние протестантизма и католичества вступает в свою решающую фазу).

Считается, что национальное самосознание английского и французского народов начало «выковываться» в ходе Столетней войны (1337-1453). Соответственно, с начала 14 века и следует начинать отсчет Позднего Средневековья.

Характеристика Позднего Средневековья:
- в политической сфере: формирование абсолютных монархий;
- в экономической сфере: в передовых странах начинается постепенный отказ феодалов от трудовых повинностей крестьян в пользу выплатных повинностей; некоторое развитие получает товарное производство; расширяется применение технических новшеств в области вооружений (порох, огнестрельное оружие и т. п.), металлургии (доменное производство и т. п.) и т. д.;
- в социальной сфере: в Западной Европе увеличивается слой лично свободного крестьянства, происходит постепенный рост городов, а вместе с ними и числа образованных людей;
- в духовной сфере: в Западной Европе растет критическое осмысление религиозных ценностей, что приводит, в частности, к возникновению движения гуситов в Чехии в 15 веке, протестантов в Германии, Швейцарии и Франции в 16 веке, англиканской церкви в Англии также в 16 веке. Протестантские церкви на передний план выдвигают буржуазные ценности: свободу предпринимательства, беспрепятственное накопление капиталов и неприкосновенность частной собственности. Понимание необходимости перемен в консервативных католических странах в силу невозможности выработки в них в то время альтернативных идеологий (из-за репрессий со стороны Римской католической церкви и ее фанатичных приверженцев) находит свое выражение в культуре Ренессанса (возрождения античных традиций в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе).

Вопрос о том, будет ли человечество развиваться по пути научно-технического прогресса или погрязнет в ретроградной пучине католического учения, нацеленного на физическое устранение прогрессивных ученых, успешных предпринимателей и даже просто красивых людей (например, в ходе «охоты на ведьм»), решался в ходе ожесточенной борьбы прогрессивных протестантских сил и реакционных католиков в 17-18 веках, которые образуют следующий период истории, являющийся переходным от средневековья к новому капиталистическому времени. Соответственно, период Позднего Средневековья заканчивается в начале 17 века.

7) Среди историков разных стран и разных «школ» имеются различные точки зрения на начало так называемого «Нового времени». Среди западно-европейских историков преобладающим является мнение, что Новое время следует отсчитывать от открытия Колумбом Америки, поскольку хлынувшее из Америки в Европу золото дало толчок новым тенденциям в развитии католического мира, в том числе Ренессансу, гиперинфляции и последующей Реформации. Среди историков российской школы по-прежнему широко распространено мнение, что условным началом Нового времени следует считать 1640 год- начало Английской революции, послужившей укреплению и развитию буржуазных тенденций в истории Западной Европы. В школьном курсе истории принята европейская точка зрения, и Новое время отсчитывается от эпохи Великих географических открытий. «Крен» в ту или иную сторону зависит, как правило, от того, чему придается большее значение: идеологическим или материальным основам общества.

Однако, двадцатый век еще раз наглядно продемонстрировал, что идеологические и материальные отношения активно влияют друг на друга и могут как способствовать развитию друг друга, так и «притормаживать» их. Не были исключением в этом плане и предшествующие века. Поэтому, если анализировать материальные и идеологические отношения в европейском обществе 16-18 веков, то следует вывод, что в действительности, окончательно направление развития Европы в сторону промышленной революции и научно-технического прогресса, что считается характерным для Нового времени, было избрано после решающей победы в Великобритании англиканства (одного из направлений протестантизма) над католичеством (Славная революция 1688 и политические перемены начала 18 века), когда в этой стране были окончательно сброшены «тормоза» римско-католической церкви, сжигавшей ученых и уничтожавшей «еретиков», к числу которых в большинстве случаев относили передовых людей своего времени, а также победы во Франции Революции 1789 года, провозгласившей свободу французов от обязательности веры в постулаты Римско-католической церкви и свободу предпринимательства). Поэтому период «перетягивания канатов» между католичеством и протестантизмом в 17-18 веках (от Тридцатилетней войны 1618-1648 годов (как ключевого этапа Контрреформации) до Великой французской революции 1789-1799 и наполеоновских войн включительно), когда еще не было окончательно определено направление движения человечества в сторону прогресса, и когда формировался фундамент для промышленной революции конца 18- начала 19 веков, следует определять как «переходный этап» от Средневековья к Новому времени).

Соответственно, Переходный период от Средневековья к Новому капиталистическому времени продолжался с 1618 года по 1815 год.

Характеристика данного периода:
- в политической сфере: в отдельных странах Европы появляется феномен «просвещенного абсолютизма» (сочетание абсолютной власти монархов с попытками отдельных реформ в духе идей отдельных просветителей); нарастание кризиса в противостоянии католической и протестантской идеологий, на базе последней из которых формируется идеология феномена «Просвещения», перерастание в отдельных странах этого кризиса в войны и революции; западная цивилизация расширяет и укрепляет свою колониальную систему в Америке, Азии и закладывает ее основы в Африке;
- в экономической сфере: победа в Англии протестантизма над европейским католицизмом дала в середине 18 века «старт» ускоренному научно-техническому прогрессу, промышленной революции, переходу от мануфактуры к фабрике, урбанизации и постепенному переходу в передовых странах от аграрного к индустриальному обществу. В странах католического Юга, православного и мусульманского Востока, руководство которых не смогло дать своему населению достаточную степень личной и предпринимательской свободы, к рубежу 18-19 веков начали нарастать тенденции экономического и социального отставания от стран протестантской Северной Европы;
- в социальной сфере: в странах победившего протестантизма происходит урбанизация, особенно быстрая в странах с конституционными монархиями или республиками, быстро растет численность городского населения и уменьшается численность сельского населения;
- в духовной сфере: протестантская идеология стала базой для рационализма и для идеологии феномена Просвещения в целом, благодаря чему в 18 веке в Европе ускоряется развитие науки и системы образования. Если идеи Ренессанса 16 века дали толчок развитию в Европе таких вычурных форм архитектуры как барокко и рококо в 17-первой половине 18 веков, то 18 век уже характеризуется преобладанием неоклассицизма. В Европе французский язык получает статус языка международного общения.

8) Новое (индустриальное или капиталистическое) время (1815-1991).

Реставрация Бурбонов во Франции при Людовике 18 и Карле 10 продемонстрировала, что, несмотря на всё их желание, восстановление феодальных порядков, предшествовавших революции 1789 года, возможно лишь частичное и лишь на короткое время. Поэтому момент перехода к относительной стабильности в развитии буржуазного общества в западно-европейских странах, которым можно считать окончание наполеоновских войн в 1815 году, является и моментом окончания переходного периода от средневековья к новому, капиталистическому обществу. Понятно, что в России, Османской империи и в некоторых других странах этот переходный период к тому времени еще не завершился (в России он завершится лишь в 1861 году с отменой крепостного права), но при периодизации всеобщей истории следует ориентироваться на передовые, а не на отсталые страны. В передовых же странах, как видно по названию самого периода, основная тенденция этого исторического периода- ускоренная индустриализация страны, основанная на новейших достижениях науки и техники.

Характеристика Нового, капиталистического времени:
- в политической сфере: преобладающими формами государственного устройства в мире становятся конституционная монархия и республика. Политическая власть концентрируется в руках влиятельных политических партий (на основе много- или однопартийности). Двадцатый век характеризуется созданием крупных политических межгосударственных блоков. Западная цивилизация провоцирует ряд крупных войн, число жертв в которых на порядки превышает число жертв в военных конфликтах предыдущих периодов истории;
- в экономической сфере: резко ускоряется научно-технический прогресс, во всех отраслях хозяйства внедряются технические новшества, машинное производство становится преобладающим, большое развитие получает международная торговля; большая часть производственного сектора экономики основана на эксплуатации труда наемных работников, а не лично зависимого населения; в большинстве стран мира преобладает частная собственность на средства производства, само производство носит преимущественно товарный характер, то есть нацелено на изготовление товаров с целью их последующей реализации для получения прибыли (соцстраны- исключение из правила, подтверждающее правило, но и в них систему экономического хозяйствования характеризуют как капитализм, но государственный);
- в социальной сфере: сословия дворянства, духовенства, бюргерства-крестьянства почти повсеместно постепенно замещаются классами буржуазии (капиталистов), городских рабочих (пролетариата) и аграрных рабочих и фермеров; резко ускоряются темпы прироста населения Земли;
- в духовной сфере: в культуре господствует многообразие стилей: от классицизма, романтизма, сентиментализма, идеализма до авангардизма и прочего. Появляются новые направления культуры: фотоискусство, кино и т.д. Начальное и неполное среднее школьное образование постепенно становится массовым, благодаря чему и культура получает импульс для более активного своего развития (литература, философия и т.д.). Многократно увеличивается число университетов, высших и средних профессиональных учебных заведений. Резко вырастает число научных открытий и научно-технических изобретений, ускоренно развивается фундаментальная наука. Религиозное самосознание серьезно уступает атеизму и мистицизму. Роль языка международного общения постепенно перешла от французского к английскому языку.

Этот период продолжался до краха политических систем, отрицавших частную собственность на средства производства, что случилось в 1989-1991 годах.

9) Новое, капиталистическое время сменяется периодом господства информационного общества, которое условно начинается в 1989-1991 годах. По названию этого исторического периода видно, что основная его тенденция- это превращение информации и информационных технологий (IT) в одни из важнейших видов товара и постепенное перемещение многих общественных процессов в виртуальную, Он-лайн сферу. Непонимание руководящим составом социалистических стран происходящих изменений, накопление которых шло уже с 1960-х годов «нарастающим комом» со всё большим ускорением, привело к отставанию соцстран от передовых государств в технологическом отношении, которое к середине 1980-х годов в совокупности с другими проблемами носило уже критический характер, и явилось одним из основных факторов краха политической системы в большинстве этих стран, причем фактически в формате «революции», а не «реформ».

Характеристика информационного общества:
- в политической сфере: правление в большинстве государств мира основано на многопартийности. В подавляющем большинстве государств форма правления представляет собой республику или конституционную монархию;
- в экономической сфере: услуги по объему выручки сопоставимы c показателями производственной сферы (или даже превышают их); ускоряется глобализация многих факторов мировой экономики (транснациональные корпорации, международные банки и т. д.); информация и информационные технологии становятся одними из важнейших видов товара; часть экономических и прочих процессов перемещается в виртуальную или он-лайн-область (Интернет и т. д.);
- в социальной сфере: в развитых странах падает рождаемость у коренного населения, но растет продолжительность жизни; дефицит и старение трудовых ресурсов приводит к нарастающему привлечению трудовых мигрантов из стран «глобального Юга», что начинает менять этническую и конфессиональную «карту» большинства развитых стран мира. Желание несколько «подправить» демографию и этническую составляющую населения своих стран является одним из факторов, толкающих элиту «западных» стран к новому «дрангу нах остен» в стремлении поглотить или завоевать восточно-европейские народы, являющиеся преимущественно европеоидными. Прежняя классовая структура общества в значительной степени утратила свою актуальность. Повышенное значение для стабильности государства приобретает так называемый средний класс;
- в духовной сфере: христианские ценности в значительной степени девальвируются и в западных странах (что проявляется, например, в "толерантном" отношении политических элит этих стран к "сексуальным меньшинствам"); в ряде мусульманских стран, напротив, идет «откат» в той или иной степени от светских к теократическим порядкам; в культуре популярностью пользуются стиль техно, а также различного рода вульгарные течения, хотя культурные стили прошлого в значительной степени сохраняют свое влияние.

        В целом, с конца 1980-х годов возобновилось доминирование западных стран, проявляющееся, в первую очередь, в повторных попытках подчинения или поглощения ими других государств, что, с точки зрения «концепции барьерных цивилизаций», рано или поздно должно было «включить» какие-то компенсаторные механизмы, которые призваны к уравновешиванию положения базовых западной и восточной цивилизаций в средне- или долгосрочной перспективе. Поскольку люди, захватившие какую-то доминирующую в обществе позицию, не любят уступать ее хотя бы частично либо «делиться» ею с другими добровольно или на основе каких-то компромиссов, то, скорей всего, новый процесс столкновения различных цивилизаций (западной, восточной, барьерной, периферийных и т. д.) будет носить сверхкровопролитный характер, что уже демонстрирует «первая ласточка» этого будущего мирового конфликта- война Украины и России.


Рецензии