2024-02-02 Классовая борьба. Истоки и перспективы

Человеческая цивилизация, общество, как объективно-субъективная часть объективного материального мира, самосуществует и саморазвивается. Саморазвивается в соответствии с объективными законами этого саморазвития и субъективными представлениями о них каждого индивидуального и общественного сознания. Общественного сознания, как совокупного индивидуально-коллективного сознания всех взаимодействующих индивидов. Общество саморазвивается, как результат сознательных действия составляющих его индивидов и социальных групп в соответствии с объективными законами или в противоречии с ними.

Одним из важнейших фрагментов всеобще-человеческого знания о закономерностях саморазвития человеческого общества является теория его классового структурирования, теория классов и теория классовой борьбы. В наиболее полном содержании и выраженной форме теория классовой борьбы присутствует в марксизме и, так называемой, марксистско-ленинской теории научного социализма и коммунизма.

В этих теориях классами называют
 
"большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Основными классами в капиталистическом обществе считаются класс буржуазии, как класс собственников средств производства, и класс пролетариат, как класс, не имеющий в собственности средств производства, как обладатель, исключительно, только своей рабочей силы. Помимо основных классов признается наличие в обществе различных промежуточных и переходных межклассовых "прослоек": крестьянства, интеллигенции, государственных служащих, рантье и т.д.

В середине и конце ХIХ-го и начале ХХ-го века, во времена пика роли живого текущего труда фабрично-заводских рабочих в образовании прибыли капиталистических предприятий роль теории классов и классовой борьбы для социально-экономического развития общества   играла чрезвычайно важное значение. Руководствуясь именно этой теорией социал-демократы, большевики в 1917 году смогли аккумулировать социальную энергию  трудящихся масс и совершить в России Великую октябрьскую социалистическую революцию и заняться строительством первого в мире социалистического государства.

Позднее, по мере распространения капиталистического способа производства на многие регионы планеты, а также под влиянием опыта СССР классовая борьба в форме национально-освободительных движений и социалистических революций приобрела невиданный в истории масштаб и привела к колоссальным изменениям в политическом устройстве мира и социальном развитии современного человечества.

Однако, еще позднее, в результате существенного возрастания роли в образовании прибыли капиталистических предприятий овеществленного и накопленного в материалистическом капитале прошлого труда, и в связи с растущей ролью в прибыле-образовании капиталистов работников, преимущественно, умственного труда (конструкторов, технологов, программистов, менеджеров), а также под влиянием негативных процессов в жизни СССР и последствий его краха, масштаб и значение классовой борьбы в современном капиталистическом обществе существенно уменьшились.

Многие связывают такую тенденцию с "размыванием" классовой структуры современного общества, с относительным повышением жизненного уровня трудящегося населения, с появлением у рабочих некоторых возможностей получения нетрудовых доходов (банковские вклады, участие в акционерном капитале, сдача в аренду недвижимости и т.д.).

Все эти и многие другие нюансы современных общественных отношений действительно имеют место и играют определенную негативную роль в развитии классовой борьбы за социально-экономический прогресс, за построение подлинно социалистического и бесклассового общества.
 
Но! Никто и ничто не отменит в функционирующем капиталистическом обществе эксплуататорскую основу его классового деления и его классового регресса!

Еще Карл Маркс показал, пусть и в упрощенной и не полной форме, экономическую основу разделения общества на классы. Пролетариат именно потому и выделялся в обществе, как класс, потому что, по Марксу, именно и только он создавал в обществе прибавочный продукт и прибавочную стоимость.

Напомню, что, по Марксу, стоимость нового продукта производства исчисляется, как сумма   W = C + V + m, где "С" есть перенесенная на продукт конкретным трудом работника стоимость вещественных средств производства (прошлый, овеществленный труд), "V" есть стоимость текущего живого труда работника, а "m" есть прибавочная стоимость продукта, произведенная работником и присваиваемая капиталистом. И в этой формуле в качестве образователя стоимости всех продуктов общества нет никого более, кроме трудящегося и эксплуатируемого пролетария. А в качестве эксплуататора в обществе выступает только капиталист, не работающий частный собственник материальных средств производства. Соответственно, малейшее отклонение от этого крайне противоположного участия или не участия в образовании прибыли исключает других членов общества из его дуалистической классовой структуры. В результате в представлении ортодоксальных марксистов с некоторых пор пропадает привычный "могильщик"  капитализма.

Единственным "спасением" от такого "исчезновения" главной движущей силы прогресса на современном уровне развития общества является руководствование теорией трудовой ценности.

Согласно этой теории:

- в обществе с развитой системой разделения общественного труда труд в своей специфической конкретной форме осуществляют (и должны осуществлять) все занятые в общественном хозяйстве члены общества (за исключением детей, стариков и нетрудоспособных граждан);

- соответственно, все трудящиеся производят свой частичный продукт, затрачивают на его производство свою частичную в обществе рабочую силу, образуют свою индивидуальную стоимость "С" этого частичного продукта (частичную стоимость), множественные (для различных потребителей) индивидуальные ценности "Ц" (частичные ценности) и совокупную общественную ценность своего частичного продукта "Цобщ";

- в обществе с эффективно организованным разделением общественного труда общественная ценность "Ц" частичного продукта каждого частичного работника превышает его индивидуальную стоимость "С", что и обусловливает образование каждым частичным работником индивидуальной прибыли "Пр" своего трудового процесса;

- в обществе, в соответствии с теми или иными производственными и общественными отношениями, каждому работающему человеку выплачивается вознаграждение за труд ("Цопл" или совокупная заработная плата) "ЗП", которая на диаграмме стоимостей-ценностей продукта труда может занимать по отношению к стоимости "С" и ценности "Ц" различное положение. Наиболее распространенным случаем в общественной практике является следующая диаграмма стоимостей-ценностей производительного и "умеренно" эксплуатируемого работника:
 
- на диаграмме выделяется "Зона социальной справедливости", как зона между заработной платой "ЗП" (Цопл) и стоимостью "С", а также "Зона эксплуатации данного труда (работника)";

- соответственно определяется "Степень социальной справедливости ССС" по отношению к данному работнику, как отношение:
ССС = (Цопл – С) / (Цобщ – С) =  (ЗП – С) / (Ц – С)  в масштабе рисунка ССС =0, 67 или 67%

- также определяется "Степень эксплуатации СЭ" данного работника, как отношение:
СЭ = (Цобщ – Цопл) / (Цобщ – С) = (Ц – ЗП) / (Ц– С), в масштабе рисунка СЭ = 0, 33 или 33%;

В случае беспощадной эксплуатации работника его "ЗП" на диаграмме располагается левее стоимости "С" и работник оказывается не в состоянии в полном объеме воспроизвести свою рабочую силу, не говоря уже о каком либо продолжении своего рода.

                Зона общественной ценности  "+")
                Зона дохода ("+")
0                ЗП
Зона стоимости (затрат "-")         С


Цобщ
Зона эксплуатации труда


Рис. 2. Диаграмма стоимостей сверх-эксплуатируемого работника

 В этом случае в масштабе рисунка 
ССС = (ЗП – С) / (Цобщ – С) = - 0,18 = -18% СЭ = 1,19 =119%

При этом степень социальной справедливости математически оказывается отрицательной (что социально совершенно недопустимо), а степень эксплуатации превышает предельно приемлемое значение в "1" или 100%.

Напротив, в эксплуататорских социально-экономических формациях продукт труда собственников средств производства часто имеет общественную ценность "Цобщ" меньше стоимости "С" их рабочей силы. При этом такому "работяге" по тем или иным основаниям выплачивается сверхвысокое вознаграждение, например, за "голубую кровь" или за пресловутую и исключительную предпринимательскую деятельность (заработная плата "ЗП"). На диаграмме она располагается правее точки ценности "Цобщ" его продукта и работник из эксплуатируемого сам превращается в эксплуататора и сверхэксплуататора.

Зона общественной ценности ("+")
Цобщ Зона дохода ("+")                ЗП
0                С
Зона стоимости (затрат "-")
Зона социальной справедливости

Рис. 3. Диаграмма стоимостей сверхэксплуататора
Здесь в масштабе рисунка
ССС = (ЗП – С) / Цобщ – С) = 7,45 = 745% СЭ = (Цобщ – ЗП) / (Цобщ – С) = - 8,27 = - 827%

То есть, степень социальной справедливости для олигарха превышает нормальное значение в "1" или 100%, а степень его "эксплуатации" составляет отрицательные 828%, что является логическим и математическим абсурдом.

Чрезвычайно важно при этом понимать, что при данном соотношении значений стоимости "С" и ценности "Цобщ" продукта труда сверхэксплуататора, когда ценность меньше стоимости продукта мы имеем дело с очень распространенном и в современном капиталистическом, и в советском антикапиталистическом обществе случаем не производительного труда. В теории трудовой ценности и в наноэкономике производительным признается только тот труд, ценность которого превышает стоимость, а стоимостная производительность труда, как отношение ценности продукта к его стоимости, превышает "1" или 100%. В противном случае (как в данном нашем примере) труд признается непроизводительным. Его стоимостная производительность оказывается меньше "1" или 100%.

Именно с помощью такого соотношения ценности и стоимости продуктов мы можем сравнивать производительность труда самого разнообразного конкретного характера (труда шахтера, сталевара, учителя, актера, губернатора и президента компании и страны). И именно такая диалектика разрешает некоторое внешнее противоречие между тем, что трудящимися мы признаем всех занятых в народном хозяйстве людей, а результативность труда имеем, очевидно, разную.
 
Примером применения такой методологии к оценке труда исторических персонажей может служить никому не нужный, бесполезный труд Сизифа по закатыванию камня в гору. Труд совершался, стоимость образовывалась, а полезность и ценность для потребителей отсутствовала. Стоимостная производительность такого труда была близка к нолю.
 
Таким образом, какие бы внешние формы не обретали имущественные и социальные отношения между людьми в обществе в основе всех этих общественных отношений лежат диаграммы стоимостей-ценностей продуктов их труда, принадлежность всех людей или к классу эксплуатируемых, или к классу эксплуататоров.

Человек может заниматься различными формами конкретной трудовой деятельности, иметь различный имущественный и социальный статус (рабочий, фрилансер, служащий на частном или государственном предприятии, работник сферы услуг, образования, медицины или культуры, государственный чиновник), но он в каждый короткий отрезок времени или постоянно является или эксплуатируемым, или эксплуататором. При этом в некоторых редких или массовых случаях даже представители одного социального класса могут оказываться или эксплуатируемыми другими его представителями, или оказываться и их эксплуататорами тоже.
 
При господстве в обществе тех или иных конкретных производственных и общественных отношений эти эксплуататорские отношения между людьми обретают ту или иную, яркую или не очень, очевидную внешнюю форму. Форму отношений рабовладельца и раба, феодала и крепостного, капиталиста и наемного работника. Но если кто-то анализирует классовую структуру общества, то генезис образования классов состоит именно в показанной мною в предельно наглядной форме экономической основе. И если кому-то нужна классовая теория, то она может базироваться только на такой логике, математике и на таких рассуждениях.

Всячески минимизировать отношения эксплуатации в обществе, ликвидировать эксплуататоров, как класс в подлинно социалистическом обществе можно только реализовав на базе индивидуально-коллективной формы общенародной собственности на средства производства всего общества отношения всеобщего рынка обмена частичными продуктами частичного труда всех работающих членов общества. Рынка, распространенного в его существенных отношениях, и внутрь предприятий, организаций, учреждений. Только в условиях такого рынка появится возможность, в дополнение к точному измерению стоимости "С" каждого частичного продукта частичного труда, наиболее точно и объективно исчислять общественную ценность "Цобщ" каждого частичного продукта, его прибыльность "Пр" и осуществлять начисление и выплату заработной платы в соответствии с принципом равной для всех трудящихся степени социальной справедливости "ССС".

Схематично диалектика стоимостей, ценностей, степени социальной справедливости и заработной платы в таком обществе представлена на рис.4.
 
 Рис. 4. Диалектика отношений стоимости в подлинно социалистическом обществе

Здесь условно вся совокупная рабочая сила общества структурирована в 10 категорий работников по принципу единства (близости) типового конкретного труда на примере труда типового представителя, от уборщицы до президента (разумеется, главный смысл иллюстрации не заключается в этой конкретике). Разумеется, в соответствии с необходимостью иметь достаточный уровень образования и поддержания работоспособности на должном уровне каждой категории работников должен быть обеспечен соответствующий уровень потребления, который отражается в величине образованной стоимости их продуктов от 8 руб. до 24 руб.).

Предполагается, что в соответствии с объективной значимостью и полезностью каждого труда для общества эти работники образуют общественную ценность своих частичных продуктов в размере от 16 руб. до 480 руб.

Фиксируется, что органы власти в обществе принимают решение о реализации уровня степени социальной справедливости по отношению ко всем работающим членам общества, равной величине 0,8 ед. (80%) (остальной добавленный продукт расходуется на содержание нетрудоспособных граждан и на накопление).

В результате всем типовым работника общества выплачивается заработная плата в размере 0,8 х (Цобщ – С)  от 14,4 руб. до 388,8 руб.

В этой схеме нет никакой пресловутой "социалистической" уравниловки. И есть максимальная реализация принципа равной социальной справедливости в оплате не за труд, не за образованную стоимость, а за результат труда, за продукт труда, за его ценность.

Повторяю и подчеркиваю, фактическое трудовое структурирование общества, конкретные значения стоимостей и ценностей частичных продуктов частичного труда в обществе будут определяться, фиксироваться и уточняться в условиях реально действующего всеобщего рынка работниками предприятий, организаций и учреждений и органами власти и управления регионов и страны.

Если мы не продолжим классовую борьбу, опираясь на изложенные положения, и если мы не построим подлинно социалистическое общество, социализм 2.0, нас не только сомнут, нас сотрут с лица Земли, нас всех просто физически уничтожат.

02 февраля 2024г.
Сафончик Владимир Николаевич. Соискатель Истины.
 


Рецензии